Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.
Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога имеет большие возможности для обсуждения острых сложных тем на текущий момент в профессиональной среде.
Цель «Круглого стола» – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям.
В связи с этим, предлагаю методику проведения "круглого стола".
Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).
I Подготовительный этап включает:
• выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
• подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
• подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
• подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).
Сценарий предполагает:
- определение понятийного аппарата (тезауруса);
- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;
- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);
- разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;
- заключительную речь модератора;
• оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;
• консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);
• подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»
II Дискуссионный этап состоит из:
1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.
2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:
• -избегай общих фраз;
• - ориентируйся на цель (задачу);
• - умей слушать;
• - будь активен в беседе;
• - будь краток;
• - осуществляй конструктивную критику;
• - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
• Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола». Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут.
3. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
4. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:
5. Ответов на дискуссионные вопросы;
6. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:
• подведение заключительных итогов ведущим;
• выработку рекомендаций или решений;
• установление общих результатов проводимого мероприятия.
Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.
Литература:
https://ped-kopilka.ru/blogs/albina-galiulovna-nasyrova/metodika-provedenija-kruglogo-stola.html
https://multiurok.ru/blog/kak-proviesti-krughlyi-stol.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/04/03/kruglyy-stol-algoritm-podgotovki-i-provedeniya