СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы классного руководителя с семьей воспитанника и с лицами, заменяющими родителей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Характеристика семьи 2. Тенденции ее развития. 3. Особенности современной семьи. 4.Типы семей. 5. Функции семьи. 6.Условия успешного семейного воспитания

Просмотр содержимого документа
«Методика работы классного руководителя с семьей воспитанника и с лицами, заменяющими родителей»

Методика работы классного руководителя с семьей воспитанника и с лицами, заменяющими родителей.   Молчанова Татьяна Павловна

Методика работы классного руководителя с семьей воспитанника и с лицами, заменяющими родителей. Молчанова Татьяна Павловна

План: Характеристика семьи  Тенденции ее развития.  Особенности современной семьи. Типы семей.  Функции семьи. Условия успешного семейного воспитания

План:

  • Характеристика семьи
  • Тенденции ее развития.
  • Особенности современной семьи.
  • Типы семей.
  • Функции семьи.
  • Условия успешного семейного воспитания
 Один из крупнейших английских социологов Энтони Гидденс дает следующее определение семьи.  Семья – «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».

Один из крупнейших английских социологов Энтони Гидденс дает следующее определение семьи.

Семья – «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».

 Свою точку отчета семья начинает с момента вступления в брак, который представляет собой исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. При помощи брака общество устанавливает правила, регламентирующие их супружеские права и обязанности.

Свою точку отчета семья начинает с момента вступления в брак, который представляет собой исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. При помощи брака общество устанавливает правила, регламентирующие их супружеские права и обязанности.

 Семью принято воспринимать именно как социальный институт, а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей, основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.

Семью принято воспринимать именно как социальный институт, а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей, основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.

 При характеристике семьи как социального института говорят об этапах, которые образуют семейный или жизненный цикл семьи: заключение брака (начало существования семьи); появление ребенка ; окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое гнездо» (образование собственной семьи последним ребенком);  завершение жизненного цикла семьи (смерть одного из супругов).

При характеристике семьи как социального института говорят об этапах, которые образуют семейный или жизненный цикл семьи:

  • заключение брака (начало существования семьи);
  • появление ребенка ;
  • окончание деторождения (рождение последнего ребенка);
  • «пустое гнездо» (образование собственной семьи последним ребенком);
  • завершение жизненного цикла семьи (смерть одного из супругов).
 Тенденции развития современной семьи

Тенденции развития современной семьи

 Одной из устойчивых тенденций является заметное снижение многодетности и среднедетности , следствием чего является рост малодетности.  Во многих городах и регионах россии рождаемость и смертность сравнялись, но еще преобладает однодетная семья.

Одной из устойчивых тенденций является заметное снижение многодетности и среднедетности , следствием чего является рост малодетности.

Во многих городах и регионах россии рождаемость и смертность сравнялись, но еще преобладает однодетная семья.

  Следующей тенденцией в развитии современной семьи является нарастающая нуклеаризация (отделение родителей с детьми от других родственников).  Такая направленность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, супруги учатся самостоятельности, ответственности, учатся уважению и взаимопониманию. Но, с другой стороны, молодым супругам вынуждены обходиться без помощи дедушек и бабушек, которая особенно востребована при появлении ребенка. Для развития личности детей общение с дедушками и бабушками часто оказывает благоприятное влияние, которого не достает при отсутствии постоянного контакта с ними.  Негативным фактором нуклериализации является и заброшенность стариков.

Следующей тенденцией в развитии современной семьи является нарастающая нуклеаризация (отделение родителей с детьми от других родственников).

Такая направленность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, супруги учатся самостоятельности, ответственности, учатся уважению и взаимопониманию. Но, с другой стороны, молодым супругам вынуждены обходиться без помощи дедушек и бабушек, которая особенно востребована при появлении ребенка. Для развития личности детей общение с дедушками и бабушками часто оказывает благоприятное влияние, которого не достает при отсутствии постоянного контакта с ними.

Негативным фактором нуклериализации является и заброшенность стариков.

 Ещё одной важной тенденцией развития современной семьи является изменение стиля внутрисемейного взаимодействия, переход от повелительного общения к партнерскому. Данная тенденция получила название эгалитаризации или демократизации .  В семьях, где возобладал данный стиль взаимодействия, за каждым членом семьи, не исключая ребенка, признаются не только обязанности, но и права. У каждого есть личное пространство, право иметь мнение, проявлять инициативу и т.д.  Смена авторитарного взаимодействия к демократичным привела к преобразованию ролевых отношений между супругами. В данном случае говорят о переходе от взаимодополняемости к взаимозаменяемости.

Ещё одной важной тенденцией развития современной семьи является изменение стиля внутрисемейного взаимодействия, переход от повелительного общения к партнерскому. Данная тенденция получила название эгалитаризации или демократизации .

В семьях, где возобладал данный стиль взаимодействия, за каждым членом семьи, не исключая ребенка, признаются не только обязанности, но и права. У каждого есть личное пространство, право иметь мнение, проявлять инициативу и т.д.

Смена авторитарного взаимодействия к демократичным привела к преобразованию ролевых отношений между супругами. В данном случае говорят о переходе от взаимодополняемости к взаимозаменяемости.

Особенности современной семьи.

Особенности современной семьи.

 В настоящее время, характеризуя отношение к браку, все чаще говорят о наличии в сознании современного человека установки на возможную его временность. Рост данной установки объясняется потребностью не только в брачном статусе, но и в брачном партнере, которая в сознании многих современных людей начинает преобладать.  Официальный брак в сознании молодежи больше не ассоциируется с идеалом.. Популярность незарегистрированных браков растет в Швеции, Дании, США и Канаде. Не отстает в этом отношении и Россия, где такие браки часто не только не осуждаются, но даже поощряются, например, на некоторых психологических тренингах и в публикациях авторов, занимающихся психологической практикой.

В настоящее время, характеризуя отношение к браку, все чаще говорят о наличии в сознании современного человека установки на возможную его временность. Рост данной установки объясняется потребностью не только в брачном статусе, но и в брачном партнере, которая в сознании многих современных людей начинает преобладать.

Официальный брак в сознании молодежи больше не ассоциируется с идеалом.. Популярность незарегистрированных браков растет в Швеции, Дании, США и Канаде. Не отстает в этом отношении и Россия, где такие браки часто не только не осуждаются, но даже поощряются, например, на некоторых психологических тренингах и в публикациях авторов, занимающихся психологической практикой.

  Если говорить о факторах стабилизирующих семейные отношения, важно отметить другую особенность в развитии современной семьи, наблюдаемую в промышленно развитых странах мира. Речь идет о семье, которую принято называть бикарьерной.  В данной семье признается равенство профессиональных интересов мужа и жены и оба супруга имеют высокую заинтересованность как в создании семьи, так и в построении карьеры по выбранному профессиональному пути. Такая семья обладает высоким уровнем единства в сфере межличностного взаимодействия и ценностных ориентаций. Супруги с одинаково высокой самоотдачей занимаются домашними обязанностями, заботой о теплоте внутрисемейного общения, готовы оказать помощь и поддержку друг другу с уважением относятся к профессиональным планам каждого из супругов.

Если говорить о факторах стабилизирующих семейные отношения, важно отметить другую особенность в развитии современной семьи, наблюдаемую в промышленно развитых странах мира. Речь идет о семье, которую принято называть бикарьерной.

В данной семье признается равенство профессиональных интересов мужа и жены и оба супруга имеют высокую заинтересованность как в создании семьи, так и в построении карьеры по выбранному профессиональному пути. Такая семья обладает высоким уровнем единства в сфере межличностного взаимодействия и ценностных ориентаций. Супруги с одинаково высокой самоотдачей занимаются домашними обязанностями, заботой о теплоте внутрисемейного общения, готовы оказать помощь и поддержку друг другу с уважением относятся к профессиональным планам каждого из супругов.

Типы семей.

Типы семей.

Патриархальная семья.   В классическом виде данный тип семьи характеризуется большим составом. Под одной крышей в ней проживают большое число родственников. Детей в таких семьях обычно много, от них строго требуется почитание старших, соблюдение религиозных и национальных обычаев. Основной тип взаимодействия в таких семьях авторитарный. Мужчина – глава семьи, его слово – закон.

Патриархальная семья.

В классическом виде данный тип семьи характеризуется большим составом. Под одной крышей в ней проживают большое число родственников. Детей в таких семьях обычно много, от них строго требуется почитание старших, соблюдение религиозных и национальных обычаев. Основной тип взаимодействия в таких семьях авторитарный. Мужчина – глава семьи, его слово – закон.

Нуклеарная семья.  В промышленно развитых странах и среди городских семей России выражено стремление молодых супругов отделяться от родителей. Такие семьи получили название нукленарная. Обычно они включают в себя лишь два поколения: родителей и детей, которые ещё не вступили в брак. К категории нуклеарной относят также трехпоколенные семьи, где вместе с родителями и детьми, проживают ещё дедушки и бабушки. Молодые супруги в таких семьях часто желают жить самостоятельно, но из-за отсутствия возможности вынуждены жить с родителями.

Нуклеарная семья.

В промышленно развитых странах и среди городских семей России выражено стремление молодых супругов отделяться от родителей. Такие семьи получили название нукленарная. Обычно они включают в себя лишь два поколения: родителей и детей, которые ещё не вступили в брак. К категории нуклеарной относят также трехпоколенные семьи, где вместе с родителями и детьми, проживают ещё дедушки и бабушки. Молодые супруги в таких семьях часто желают жить самостоятельно, но из-за отсутствия возможности вынуждены жить с родителями.

Неполные семьи.   В последнее время отмечается рост семей, состоящих лишь из двух человек (малые семьи). Данный тип семей имеет несколько разновидностей. В первую очередь к ним относят семьи разведенных либо овдовевших супругов. Материнская семья.  В отличие от неполной семьи, мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По данным отечественной статистики каждый шестой ребенок рождается в незарегистрированном браке. Среди матерей, имеющих внебрачных детей, преобладают две категории: до 19 и свыше 35 лет. Последние на этот шаг идут осознано, не надеясь на возможность иметь супружеские отношения. Из-за большого количества разводов и детей, рожденных вне брака, лишь два ребенка из трех в России имеют семью с двумя родителями.

Неполные семьи.

В последнее время отмечается рост семей, состоящих лишь из двух человек (малые семьи). Данный тип семей имеет несколько разновидностей. В первую очередь к ним относят семьи разведенных либо овдовевших супругов.

Материнская семья.

В отличие от неполной семьи, мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По данным отечественной статистики каждый шестой ребенок рождается в незарегистрированном браке. Среди матерей, имеющих внебрачных детей, преобладают две категории: до 19 и свыше 35 лет. Последние на этот шаг идут осознано, не надеясь на возможность иметь супружеские отношения. Из-за большого количества разводов и детей, рожденных вне брака, лишь два ребенка из трех в России имеют семью с двумя родителями.

Семья «пустые гнезда»  Это семья родителей, где дети выросли и покинули отчий дом.

Семья «пустые гнезда»

Это семья родителей, где дети выросли и покинули отчий дом.

 Функции семьи

Функции семьи

Функция деторождения и сексуальных отношений.   Забота партнеров друг о друге и выполнение социальных обязательств – рождение и воспитание детей, заботу об их здоровье, эмоциональном благополучии, принято соединять с проявлением высших чувств направленных и удовлетворение сексуальной потребности. Физиологическая обусловленность сексуальной потребности соединяется с интенсивными и устойчивыми чувствами, которые при помощи общественной культуры и личностного развития оформляются в стремление к жизнедеятельности, способной вызывать интерес у потенциального партнера и пробудить такие же интенсивные ответные чувства.  Русский философ В. С. Соловьев характеризуя супружескую любовь, отмечает важный момент - эта любовь равная - каждый получает примерно то же, что и отдает.

Функция деторождения и сексуальных отношений.

Забота партнеров друг о друге и выполнение социальных обязательств – рождение и воспитание детей, заботу об их здоровье, эмоциональном благополучии, принято соединять с проявлением высших чувств направленных и удовлетворение сексуальной потребности. Физиологическая обусловленность сексуальной потребности соединяется с интенсивными и устойчивыми чувствами, которые при помощи общественной культуры и личностного развития оформляются в стремление к жизнедеятельности, способной вызывать интерес у потенциального партнера и пробудить такие же интенсивные ответные чувства.

Русский философ В. С. Соловьев характеризуя супружескую любовь, отмечает важный момент - эта любовь равная - каждый получает примерно то же, что и отдает.

Функция интеллектуального общения.  Исполнение интеллектуальной функции зависит от содержательной и эмоциональной насыщенности общения, готовности искать компромиссы и проявлять гибкость в поведении при столкновении мнений, умении чувствовать причастность и готовность делать свой вклад в решение проблем других членов семьи.

Функция интеллектуального общения.

Исполнение интеллектуальной функции зависит от содержательной и эмоциональной насыщенности общения, готовности искать компромиссы и проявлять гибкость в поведении при столкновении мнений, умении чувствовать причастность и готовность делать свой вклад в решение проблем других членов семьи.

 Функция психологической разрядки важна для гармонизации внутрисемейных отношений. Она выражается в эмоциональнопсихологической поддержке супругами друг друга, умении разнообразить свободное от работы время, в преобладающей эмоциональной атмосфере, раскрепощенности, доверительности внутрисемейных контактов. Для осуществления функции психологической разрядки большое значение имеет досуг. Особенно большое значение совместный досуг имеет для молодых семей.

Функция психологической разрядки важна для гармонизации внутрисемейных отношений. Она выражается в эмоциональнопсихологической поддержке супругами друг друга, умении разнообразить свободное от работы время, в преобладающей эмоциональной атмосфере, раскрепощенности, доверительности внутрисемейных контактов. Для осуществления функции психологической разрядки большое значение имеет досуг. Особенно большое значение совместный досуг имеет для молодых семей.

 Воспитательная функция семьи проявляется во многих аспектах жизнедеятельности семьи и касается необходимости личностного развития всех её членов. Функция связана с формированием личности ребенка, систематическим психолого-педагогическим взаимодействием с ним, задающим направленность его личностного развития. Однако успешное осуществление данной функции связано не только с развитием личности детей, но и родителей, регулярным воспитательным воздействием каждого члена семьи друг на друга. На развитие личности ребенка и других членов семьи оказывают влияние такие особенности поведения и отношений как ожидания, сравнения, достижения, притязания, удовлетворенность своей ролью и др.

Воспитательная функция семьи проявляется во многих аспектах жизнедеятельности семьи и касается необходимости личностного развития всех её членов. Функция связана с формированием личности ребенка, систематическим психолого-педагогическим взаимодействием с ним, задающим направленность его личностного развития. Однако успешное осуществление данной функции связано не только с развитием личности детей, но и родителей, регулярным воспитательным воздействием каждого члена семьи друг на друга. На развитие личности ребенка и других членов семьи оказывают влияние такие особенности поведения и отношений как ожидания, сравнения, достижения, притязания, удовлетворенность своей ролью и др.

 Функция хозяйственно-бытовых отношений включает ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища, создание уюта в нем и т.д. В её задачи входит также создание условий для сна и отдыха. Совместная деятельность супругов по устройству быта способствует сближению интересов, развивает мотивационный и волевой компоненты их личности способствует формирования сплоченности в семье.

Функция хозяйственно-бытовых отношений включает ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища, создание уюта в нем и т.д. В её задачи входит также создание условий для сна и отдыха. Совместная деятельность супругов по устройству быта способствует сближению интересов, развивает мотивационный и волевой компоненты их личности способствует формирования сплоченности в семье.

Условия успешного семейного воспитания

Условия успешного семейного воспитания

 В психологии выделяют три стиля семейного воспитания: попустительский – отказ от активного участия в воспитательном процессе, авторитарный – подавление ребенка, навязывание ему мнения взрослых, демократический – достижение согласия, внутреннего принятия ребенком необходимых форм поведения.

В психологии выделяют три стиля семейного воспитания:

  • попустительский – отказ от активного участия в воспитательном процессе,
  • авторитарный – подавление ребенка, навязывание ему мнения взрослых,
  • демократический – достижение согласия, внутреннего принятия ребенком необходимых форм поведения.
Особенности воспитания в многодетной семье.   В настоящее время многодетной в большинстве регионов России принято считать семью, имеющую трое и более детей. Ученые приводят аргументы в пользу того, что трое детей является наиболее благоприятной ситуацией для воспитания. Говоря о воспитательном потенциале многодетной семьи, исследователи выделяют как преимущества, так и недостатки.

Особенности воспитания в многодетной семье.

В настоящее время многодетной в большинстве регионов России принято считать семью, имеющую трое и более детей. Ученые приводят аргументы в пользу того, что трое детей является наиболее благоприятной ситуацией для воспитания. Говоря о воспитательном потенциале многодетной семьи, исследователи выделяют как преимущества, так и недостатки.

Среди положительных сторон указываются следующие: помощь родителям по хозяйству, присмотр за младшими братьями и сестрами и игры с ними; в подражании младшие дети легче перенимают многие полезные навыки (учебные, бытовые, общения и т.д.); жизнь в разновозрастном и разнополом детском коллективе при условии благоприятного эмоционального климата в семье способствует формированию самостоятельности, ответственности, гибкости поведения и устойчивости к стрессовым ситуациям; необходимость распределения родительского внимания между всеми детьми, способствует формированию восприимчивости к интересам и проблемам окружающих; эмоционально взаимодействие в детском коллективе из трех и более человек разнообразнее и менее конфликтно, чем общение между двумя детьми.

Среди положительных сторон указываются следующие:

  • помощь родителям по хозяйству, присмотр за младшими братьями и сестрами и игры с ними;
  • в подражании младшие дети легче перенимают многие полезные навыки (учебные, бытовые, общения и т.д.);
  • жизнь в разновозрастном и разнополом детском коллективе при условии благоприятного эмоционального климата в семье способствует формированию самостоятельности, ответственности, гибкости поведения и устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • необходимость распределения родительского внимания между всеми детьми, способствует формированию восприимчивости к интересам и проблемам окружающих;
  • эмоционально взаимодействие в детском коллективе из трех и более человек разнообразнее и менее конфликтно, чем общение между двумя детьми.
 Специалисты, занимающиеся проблемами многодетных семей, отмечают неизбежное возникновение конкуренции и соперничества между братьями и сестрами в них. Чем меньше разница в возрасте, тем острее обнаруживается данная проблема. Еще одним существенным недостатком для воспитания в многодетной семье является нехватка уединения. Уединение способствует очень важной для плодотворного развития личности рефлексии. Родители должны видеть в ребенке полноправного члена семьи, к его правами и потребностями относятся с уважением, к его проблемам – с пониманием, сочувствием и готовностью оказать необходимую моральную или интеллектуально-духовную помощь.

Специалисты, занимающиеся проблемами многодетных семей, отмечают неизбежное возникновение конкуренции и соперничества между братьями и сестрами в них. Чем меньше разница в возрасте, тем острее обнаруживается данная проблема. Еще одним существенным недостатком для воспитания в многодетной семье является нехватка уединения. Уединение способствует очень важной для плодотворного развития личности рефлексии. Родители должны видеть в ребенке полноправного члена семьи, к его правами и потребностями относятся с уважением, к его проблемам – с пониманием, сочувствием и готовностью оказать необходимую моральную или интеллектуально-духовную помощь.

Специфика семьи с приемным ребенком.  Помимо обычных трудностей, вызванных ошибками стиля родительского поведения, в семьях с приемными детьми добавляются еще и специфические трудности. Поэтому взаимодействие с такими семьями от классного руководителя требуют большей собранности и подготовленности.  Заметной проблемой, характерной для российских семей, решившихся на усыновление, является вопрос о том, говорить ли ребенку правду о его появлении в семье? Значительная часть семей не идет на то, чтобы ребенок знал о своем усыновлении, полагаясь на то, что родных родителей дети будут любить сильнее. В результате в семье появляется напряжение, вызванное страхом раскрытия тайны.  По мнению специалистов, ребенку необходимо знать правду о его усыновлении. Об этом ему следует сообщить ещё в дошкольном возрасте, объясняя это тем, что у него не оказалось своей мамы вначале, поэтому новые родители полюбили его и захотели стать его папой и мамой.

Специфика семьи с приемным ребенком.

Помимо обычных трудностей, вызванных ошибками стиля родительского поведения, в семьях с приемными детьми добавляются еще и специфические трудности. Поэтому взаимодействие с такими семьями от классного руководителя требуют большей собранности и подготовленности. Заметной проблемой, характерной для российских семей, решившихся на усыновление, является вопрос о том, говорить ли ребенку правду о его появлении в семье? Значительная часть семей не идет на то, чтобы ребенок знал о своем усыновлении, полагаясь на то, что родных родителей дети будут любить сильнее. В результате в семье появляется напряжение, вызванное страхом раскрытия тайны.

По мнению специалистов, ребенку необходимо знать правду о его усыновлении. Об этом ему следует сообщить ещё в дошкольном возрасте, объясняя это тем, что у него не оказалось своей мамы вначале, поэтому новые родители полюбили его и захотели стать его папой и мамой.

Специфика семьи с приемным ребенком.  Приемные родители нередко предъявляют ребенку завышенные требования, из-за чего может возникнуть взаимное эмоциональное отдаление. Между тем ребенок нуждается в родительском тепле и моральной поддержке. Приемные родители обычно ждут быстрых результатов воспитания, а не получив их, вину сваливают на «дурную» наследственность. В то же время к несовершенству родных детей родители склонны относиться более снисходительно. Для решения многих проблем, связанных с воспитанием приемных детей следует привлекать квалифицированных специалистов, психологов, занимающихся данной проблематикой. Классный руководитель может быть связующим звеном между приемной семьей и данными специалистами, настроить семью на доверие к ним и плодотворное сотрудничество.

Специфика семьи с приемным ребенком.

Приемные родители нередко предъявляют ребенку завышенные требования, из-за чего может возникнуть взаимное эмоциональное отдаление. Между тем ребенок нуждается в родительском тепле и моральной поддержке. Приемные родители обычно ждут быстрых результатов воспитания, а не получив их, вину сваливают на «дурную» наследственность. В то же время к несовершенству родных детей родители склонны относиться более снисходительно. Для решения многих проблем, связанных с воспитанием приемных детей следует привлекать квалифицированных специалистов, психологов, занимающихся данной проблематикой. Классный руководитель может быть связующим звеном между приемной семьей и данными специалистами, настроить семью на доверие к ним и плодотворное сотрудничество.