Методика работы над песней
Многолетний процесс обучения детей пению требует эффективной организации и систематизации методики работы на уроках музыки. Вопросы методики обучения детей хоровому пению разрабатывалась Ю.Б. Алиевым, Д.Е. Огородниковым, В.А. Багадуровой, Е.М. Малининой, В.В. Емельяновой, Н.Д. Орловой, Г.П. Стуловой, Л.А. Венгрус. Наиболее обоснованными считаются рекомендации Г.П. Стуловой, Д.Е. Огородниковой и В.В. Емельянова.
«Хоровое пение уникально, потенциально неисчерпаемо, но надо уметь пользоваться его неограниченными возможностями, понимая, что за годы обучения в школе совершенно недопустимо тратить время жизни детей впустую, безжалостно разрушая их певческие возможности и дискредитируя урок музыки как таковой!», - писал Л.А. Венгрус [8; 78].
Отдавая дань уважения всем, кто работал и работает в области музыкального народного образования, но не соглашаясь ни с ситуацией, ни с формой, ни с содержанием, Л.А.Венгрус предлагает иной путь в организации музыкального обучения: профессионализацию обучения на основе индивидуальной постановки голоса в технике сильного импеданса (физиологически естественной для организма человека) в процессе коллективно-хоровых занятий музыкой. По её мнению только переход на позицию индивидуального музыкального развития каждого обучающегося может обеспечить назревшую реформу музыкального народного образования; нужна реформа музыкального образования, а не варианты программ по музыке.
Понимая, что увеличения учебных часов на уроках музыки в общеобразовательных учебных заведениях быть не может, Л.А.Венгрус предлагает свой путь музыкального образования и воспитания на основе метода начального интенсивного хорового пения.
Хоровое пение рассматривается как процесс всего урока, внутри которого происходит работа по постановке голоса и формированию «фундамента музыкальности». Исполняя песню, дети должны вместе начать и закончить пение, вместе произнести слова, выполнить динамические оттенки, вместе ускорить или замедлить темп, вместе раскрыть художественный образ песни. Все эти положения и укладываются в законы хорового пения, осваиваемые в процессе постановки голоса (в технике сильного импеданса). Главное, чтобы процесс постановки голоса пронизывал весь учебный объем работ, чтобы выработалась норма общения поставленным голосом, чтобы при фонации - речевой, певческой - выдерживалась опора звука, только в этом случае можно выйти на искомый уровень культуры - важнейшую задачу основной школы.
Вокально-хоровая работа над произведением условно состоит из следующих этапов: ознакомление с песней, освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения, закрепление и повторение.
Ознакомление начинается с показа произведения учителем, цель которого – заинтересовать учащихся предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а так же эмоциональное исполнение песни учителем. После прослушивания песни детьми целесообразно проанализируется средства музыкальной выразительности, выбранные композитором для раскрытия образа [15; 44].
Разучивание песни проводится по фразам [4; 88]. Главная в пении – большая, чем обычная протяженность гласных букв. Правильное положение рта, формирование гласных, единая нюансировка, ясность произношения и вокальная культура способствует красивому и правильному звукообразованию, а значит достижению чистой и устойчивой интонации.
Чтобы добиться правильного воспроизведения гласных, губы должны быть активны. Для этого учащимся предлагается, держа только губами карандаш, нарисовать на чистой бумаге круг, яблоко, квадрат или иной несложный рисунок.
Один из самых распространенных недостатков у начинающих обучаться пению – зажатость нижней челюсти. Чтобы поющие хорошо открывали рот, полезно порекомендовать им следующее упражнение: встать перед зеркалом, затем, положив указательный палец на подбородок, пальцем контролировать движение нижней челюсти вниз при пении гласных звуков (работа перед зеркалом забавляет детей, видя чужие ошибки, они быстро исправляют свои).
Работа над башкирским текстом включает несколько этапов: произношение букв, затем слов и целых предложений. Например, в процессе работы нужно объяснять, что буква «ғ» относится к гортанным звукам и произносится она утрированно маленьким язычком, букву «с» с хвостиком «ҫ» - кончиком языка между зубами, буква «һ» мягко на вдохе и т.д.
При произношении гласных «ы», «о», «ө», «е», «у», «ү», «и» рот открывается горизонтально, губы принимают положение полуулыбки. Например: һөйөнөп килдем, бөгөнгө көн беҙҙеке, оло күн итек и т.д. Эти гласные произносятся узким тоном и по своим свойствам произношения делятся на узкие и полуузкие. Например, полуузкие: «о», «ә», «и», «у», «ы»; узкие: «ө», «ү». Чтобы добиться правильного воспроизведения этих гласных, особенно узких, губы и уголки губ в момент из возникновения должны быть активны. На занятиях многократно подчеркивается, что гласные при пении произносятся округло, свободно, особенно такие как «ә», «ө» - мягко, распевно [32; 6].
Чуткость к своему пению (не выделяясь) и пению своих товарищей должна воспитываться с момента приобретения детьми первых навыков певческого дыхания [5; 54]. Умение слушать и контролировать звучание своего голоса, петь одинаковой динамикой, одновременно усиливая и ослабляя звучность, стремление каждого поющего к созданию единой манеры звукообразования, являются основными правилами ансамбля.
Ансамбль – это совместное, уравновешенное и согласованное исполнение всех компонентов музыкального текста. Навыки такого исполнения развиваются только на практике, продолжительным и настойчивым трудом. Если чистоту интонации, культуру звука, дикции можно развивать у каждого поющего индивидуально, то чувство ансамбля может быть развито только в коллективе, где участники «подстраиваются друг к другу, приспосабливая звучание своего голоса к голосам остальных [12; 35].
С младшими школьниками в пение важно достигнуть слитности в звучании унисона, соблюдения ровности динамики, выдержанности дыхания. Важным моментом развития ладового чувства у учащихся младшего возраста является опора на лад. Достижение ансамблевого строя невозможно без опоры на отчетливое ладовое чувство. Последнее включает в себя интонирование тонов, полутонов. Пение неустойчивых степеней, сопоставление мажорных и минорных тональностей.
Выдающийся деятель русской культуры К.Пигров [21; 90] подчеркивал: «Умение петь чисто интервалы в один тон вверх и вниз, петь диатонические и хроматические полутоны в любом направлении (вверх и вниз) является основным фундаментом, на котором можно построить правильное, безукоризненно чистое интонирование всех прочих интервалов».
Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», а затем снова вернуться и продолжить работу над решением исполнительских задач. Для того, чтобы выученное произведение звучало свободно, его надо «впевать». «Впевание» процесс долгий, даже более длительный, чем разучивание.
Целесообразно использование в практической деятельности педагога, музыкального психолога В.И. Петрушина, который рекомендует метод моделирования эмоций. Он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходное средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства [23; 20]. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:
- медленный темп + минорный лад моделируют эмоции печали, грусти, уныния;
- медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;
- быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;
- быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоции радости, оптимизма.
Метод моделирования эмоций можно использовать в практической деятельности с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.
Таким образом, процесс разучивания произведения делится на начальный, средний, заключительный этапы. Если на первых порах разучивания произведения преобладают чисто технические задачи, то на заключительном этапе идет главный процесс – творческий.