СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.А. Борщевская

Г.Россошь, Воронежская обл.

 «Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками».

   Аннотация: В статье рассматривается работа в процессе реализации ФГОС с младшими дошкольниками над певческими навыками , а так же особая роль отводится формированию и развитию личности в целом.

    Ключевые слова: К.Д. Ушинский,  задачи музыкального  воспитания, ранний возраст, разучивание песен.

N.A. Borshchevskaia

The town of Rossosh, Voronezh region.

"Work on singing skills with younger preschoolers".

Abstract: the article discusses the process of implementation of the GEF with the youngest preschool children on singing skills , as well as a specific role for the formation and development of the whole person.

Key words: K. D. Ushinsky, the tasks of musical education, early age, learning the songs.

 

   Всё самое лучшее и светлое в человеке формируется в дошкольном возрасте. Но быть человеком – это значит не только быть таким «как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой  индивидуальностью, с собственными вкусами и интересами. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

    ФГОС дошкольного образования выделяет художественно-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений в развитии детей дошкольного возраста.

    Задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание произведений.

     Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи усложняется и переживания ребенка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что –то организующее труд. Располагающее дружных певцов к дружному делу… вот почему и в школе следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должны побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство… » -отмечал К. Д. Ушинский.

     Все это относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает её колыбельной песней. Голос ребенка –естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребенка, заполняя его досуг. Пение –основное средство музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, внимание, мышление и  даже укрепляет легкие и дыхательный аппарат.

     В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет её художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий. Педагог должен заинтересовать содержанием песни –как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением. Процесс разучивания имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. Выученная песня также требует неоднократного её повторения, закрепления и  выразительного исполнения.

     Разучиванию песни способствуют следующие приемы: выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (например, как петь протяжно, отрывисто и т. п., словесные указания –образный рассказ о содержании произведения, разъяснения заданий, указания к исполнению. Перед тем как начать работу по пению, я вначале стараюсь провести учет музыкально –вокальных данных каждого ребенка, т. е. определяю диапазон голоса, музыкальный слух, память, чувство ритма. Разучивание песни в разных возрастных группах проводится различно. В младших группах, например, первое время дети совсем не поют, а только слушают. Но было бы ошибочно не брать во внимание возраст ребенка. Иной малыш в 2, 5 года более развит, чем другой в 3 года. Учитывая, что у малышей короткое дыхание и для того, чтобы ребенок успел сделать вдох перед началом следующей фразы, подбираю песни с короткими музыкальными фразами. Таковыми являются народные песни: «Петушок», «Ладушки», «Топ –топ» М. Красева. Разучивать новую песню с малышами лучше в начале занятия, т. к. внимание неустойчивое, быстро утомляются. Для начала беру несложное, хорошо знакомое упражнение, например, «Тихо –громко». 1 часть –хлопают в ладоши тихо, 2 часть –громче. Упражнение можно повторить дважды. Этим самым мы сосредотачиваем внимание детей, настраиваем их. И приступаем к работе над песней. Говорю, что спою новую песню « Петушок».  Показываю, обязательно, демонстрационный материал. Это может быть игрушка или плакат с изображением петушка. Чтобы дети наглядно могли представить,  о ком идёт речь. После небольшого ознакомления, прошу показать малышей, где у него гребешок, как поёт петушок. Рассказываю детям, что петушок просыпается рано –рано, поет свою песенку и всех будит: и Таню, и Вову, и Мишу, и Сашу.

      Чтоб песня детям понравилась, нужно спеть её эмоционально и живо. Затем песня исполняется ещё раз. Оба раза играю с аккомпанементом. Дети сидят и слушают. Теперь прошу их спеть. Пропеваю две строчки песни (без сопровождения музыкального) и тут же предлагаю ребятам спеть вместе. Хвалю их и опять предлагаю спеть вместе. Если внимание детей чем –то отвлечено или они подпевают без большого интереса, то на этом лучше пока закончить разучивание песни. Если дети с внимание и желанием подпевают. Можно поучить и 2часть, точно так же как и 1 часть. На последующих занятиях, когда содержание песни будет уже знакомо детям, можно предложить задать им вопросы: «Кто проснулся рано? » «Как он поет? », «Как петушок всех разбудил? Эти вопросы не только выявляют смысл песни, но они необходимы как перерыв между пением, потому что непрерывное звучание утомляет детей. А небольшая пауза усилит их внимание.

     Известно, что дети третьего года жизни исполняют мелодию неточно, передавая лишь общее направление (интервальные скачки или музыкальные фразы). Более одаренные могут спеть песню чисто, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения. В формировании певческих проявлений у ребенка этого возраста является подражание пению взрослого. Дети эмоционально чувствуют песню и подражая взрослому начинают петь сами. При разучивании песни для начала предлагаю подпевать активным детям, это оказывает положительное влияние на более робких. Малоактивных и застенчивых детей вовлекать в совместные действия надо постепенно, без принуждений. Постепенно их певческие интонации становятся все более точными и уверенными, дети начинают подпевать всю песню. В течении года постоянно возвращаемся к уже усвоенному. В каждой песне надо найти что –то интересное, какой –то забавный поворот, сравнение, шутку, которая привлечет внимание детей и позволит без особых усилий спеть песню.

     Чаще всего мы проводим такое разучивание в виде игры. Например, при разучивании «Зайка» М. Красева. На занятие приходит игрушечный зайка, а в конце он с ними играет. Немаловажное значение имеет ,как музыкальный руководитель преподносит детям песню.

     Нужно спеть ярко, выразительно, с хорошей артикуляцией, выразительно пропевая долгие звуки, брать дыхание, не прерывая слова и смысла фразы.

      Иногда бывает необходимо исполнить песню без музыкального сопровождения с начала до конца, т. к. усвоение мелодии дается легче с голоса. Это привлекает внимание малышей и к мелодии, и к словам песни. Для того, чтобы отметить музыкальное вступление и заключение песни, ребятам можно предложить похлопать в ладоши или позвенеть погремушкой (колокольчиком). Больше использую игровые приемы.

     Много споров вызывал вопрос о размещении детей во время пения. Размещали плохо поющих среди хорошо поющих, чтобы дети слушали правильное пение и постепенно приучались передавать мелодию. В том случае, если у плохо поющих имелся нормальный диапазон голоса, то такое размещение действительно помогало. Мои наблюдения показали, что дети с небольшим диапазоном часто не слышат исполнения правильно поющих соседей, но зато их фальшивое пение нарушает чистоту интонации других и мешает правильно поющим сосредоточиться на мелодии. Дети с небольшим диапазоном делали лишь незначительные успехи за время пребывания среди хорошо поющих. Тогда я объединила всех в подгруппы, учитывая вокальные возможности каждого. Активное выполнение заданий дало хорошие результаты. Дети почувствовали свою ответственность, т. к. раньше опирались на хорошо поющих, поняли необходимость петь самостоятельно, стали больше стараться, постепенно появилась уверенность, что они могут петь самостоятельно.

     В своей дальнейшей работе я планирую более расширить поэтапное разучивание песни такими методами как, например, учить по слуху, сольфеджируя, можно использовать свободное дирижирование, графическую запись.

 

Список литературы 

1.Арсеновская, О.Н. Музыкальные занятия. Первая младшая группа  текст / О.Н. Арсеновская.- Волгоград:Учитель.-2014.-252с.

2.Бабинова, Н.В.Музыкальные занятия с детьми раннего возраста текст /Н.В. Бабинова, И.В. Мельцина. - СПб: Детство- Пресс, 2015.-127 с.

3.Гаяпина, М.А. Музыкальное развитие дошкольников текст/ М. А. Гаяпина, В.А. Дёмина.- М. : ВАКО.-2015.-80 с.

4.Гомонова, Е.А.Секреты музыкального воспитания дошкольников текст/ Е. А. Гомонова.-М. : ВАКО. – 2015.-80 с.

5. Малахова , Л.В.Музыкальное воспитания детей дошкольного возраста текст/Л.В. Малахова.- Ростов- на- Дону: Феникс, 2008.-143с.

Просмотр содержимого документа
«Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками.»

Н.А. Борщевская

Г.Россошь, Воронежская обл.

«Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками».

Аннотация: В статье рассматривается работа в процессе реализации ФГОС с младшими дошкольниками над певческими навыками , а так же особая роль отводится формированию и развитию личности в целом.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, задачи музыкального воспитания, ранний возраст, разучивание песен.

N.A. Borshchevskaia

The town of Rossosh, Voronezh region.

"Work on singing skills with younger preschoolers".

Abstract: the article discusses the process of implementation of the GEF with the youngest preschool children on singing skills , as well as a specific role for the formation and development of the whole person.

Key words: K. D. Ushinsky, the tasks of musical education, early age, learning the songs.



Всё самое лучшее и светлое в человеке формируется в дошкольном возрасте. Но быть человеком – это значит не только быть таким «как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью, с собственными вкусами и интересами. Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

ФГОС дошкольного образования выделяет художественно-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений в развитии детей дошкольного возраста.

Задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание произведений.

Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи усложняется и переживания ребенка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что –то организующее труд. Располагающее дружных певцов к дружному делу… вот почему и в школе следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должны побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство… » -отмечал К. Д. Ушинский.

Все это относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает её колыбельной песней. Голос ребенка –естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребенка, заполняя его досуг. Пение –основное средство музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, внимание, мышление и даже укрепляет легкие и дыхательный аппарат.

В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет её художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий. Педагог должен заинтересовать содержанием песни –как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением. Процесс разучивания имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. Выученная песня также требует неоднократного её повторения, закрепления и выразительного исполнения.

Разучиванию песни способствуют следующие приемы: выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (например, как петь протяжно, отрывисто и т. п., словесные указания –образный рассказ о содержании произведения, разъяснения заданий, указания к исполнению. Перед тем как начать работу по пению, я вначале стараюсь провести учет музыкально –вокальных данных каждого ребенка, т. е. определяю диапазон голоса, музыкальный слух, память, чувство ритма. Разучивание песни в разных возрастных группах проводится различно. В младших группах, например, первое время дети совсем не поют, а только слушают. Но было бы ошибочно не брать во внимание возраст ребенка. Иной малыш в 2, 5 года более развит, чем другой в 3 года. Учитывая, что у малышей короткое дыхание и для того, чтобы ребенок успел сделать вдох перед началом следующей фразы, подбираю песни с короткими музыкальными фразами. Таковыми являются народные песни: «Петушок», «Ладушки», «Топ –топ» М. Красева. Разучивать новую песню с малышами лучше в начале занятия, т. к. внимание неустойчивое, быстро утомляются. Для начала беру несложное, хорошо знакомое упражнение, например, «Тихо –громко». 1 часть –хлопают в ладоши тихо, 2 часть –громче. Упражнение можно повторить дважды. Этим самым мы сосредотачиваем внимание детей, настраиваем их. И приступаем к работе над песней. Говорю, что спою новую песню « Петушок». Показываю, обязательно, демонстрационный материал. Это может быть игрушка или плакат с изображением петушка. Чтобы дети наглядно могли представить, о ком идёт речь. После небольшого ознакомления, прошу показать малышей, где у него гребешок, как поёт петушок. Рассказываю детям, что петушок просыпается рано –рано, поет свою песенку и всех будит: и Таню, и Вову, и Мишу, и Сашу.

Чтоб песня детям понравилась, нужно спеть её эмоционально и живо. Затем песня исполняется ещё раз. Оба раза играю с аккомпанементом. Дети сидят и слушают. Теперь прошу их спеть. Пропеваю две строчки песни (без сопровождения музыкального) и тут же предлагаю ребятам спеть вместе. Хвалю их и опять предлагаю спеть вместе. Если внимание детей чем –то отвлечено или они подпевают без большого интереса, то на этом лучше пока закончить разучивание песни. Если дети с внимание и желанием подпевают. Можно поучить и 2часть, точно так же как и 1 часть. На последующих занятиях, когда содержание песни будет уже знакомо детям, можно предложить задать им вопросы: «Кто проснулся рано? » «Как он поет? », «Как петушок всех разбудил? Эти вопросы не только выявляют смысл песни, но они необходимы как перерыв между пением, потому что непрерывное звучание утомляет детей. А небольшая пауза усилит их внимание.

Известно, что дети третьего года жизни исполняют мелодию неточно, передавая лишь общее направление (интервальные скачки или музыкальные фразы). Более одаренные могут спеть песню чисто, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения. В формировании певческих проявлений у ребенка этого возраста является подражание пению взрослого. Дети эмоционально чувствуют песню и подражая взрослому начинают петь сами. При разучивании песни для начала предлагаю подпевать активным детям, это оказывает положительное влияние на более робких. Малоактивных и застенчивых детей вовлекать в совместные действия надо постепенно, без принуждений. Постепенно их певческие интонации становятся все более точными и уверенными, дети начинают подпевать всю песню. В течении года постоянно возвращаемся к уже усвоенному. В каждой песне надо найти что –то интересное, какой –то забавный поворот, сравнение, шутку, которая привлечет внимание детей и позволит без особых усилий спеть песню.

Чаще всего мы проводим такое разучивание в виде игры. Например, при разучивании «Зайка» М. Красева. На занятие приходит игрушечный зайка, а в конце он с ними играет. Немаловажное значение имеет ,как музыкальный руководитель преподносит детям песню.

Нужно спеть ярко, выразительно, с хорошей артикуляцией, выразительно пропевая долгие звуки, брать дыхание, не прерывая слова и смысла фразы.

Иногда бывает необходимо исполнить песню без музыкального сопровождения с начала до конца, т. к. усвоение мелодии дается легче с голоса. Это привлекает внимание малышей и к мелодии, и к словам песни. Для того, чтобы отметить музыкальное вступление и заключение песни, ребятам можно предложить похлопать в ладоши или позвенеть погремушкой (колокольчиком). Больше использую игровые приемы.

Много споров вызывал вопрос о размещении детей во время пения. Размещали плохо поющих среди хорошо поющих, чтобы дети слушали правильное пение и постепенно приучались передавать мелодию. В том случае, если у плохо поющих имелся нормальный диапазон голоса, то такое размещение действительно помогало. Мои наблюдения показали, что дети с небольшим диапазоном часто не слышат исполнения правильно поющих соседей, но зато их фальшивое пение нарушает чистоту интонации других и мешает правильно поющим сосредоточиться на мелодии. Дети с небольшим диапазоном делали лишь незначительные успехи за время пребывания среди хорошо поющих. Тогда я объединила всех в подгруппы, учитывая вокальные возможности каждого. Активное выполнение заданий дало хорошие результаты. Дети почувствовали свою ответственность, т. к. раньше опирались на хорошо поющих, поняли необходимость петь самостоятельно, стали больше стараться, постепенно появилась уверенность, что они могут петь самостоятельно.

В своей дальнейшей работе я планирую более расширить поэтапное разучивание песни такими методами как, например, учить по слуху, сольфеджируя, можно использовать свободное дирижирование, графическую запись.



Список литературы

1.Арсеновская, О.Н. Музыкальные занятия. Первая младшая группа текст / О.Н. Арсеновская.- Волгоград:Учитель.-2014.-252с.

2.Бабинова, Н.В.Музыкальные занятия с детьми раннего возраста текст /Н.В. Бабинова, И.В. Мельцина. - СПб: Детство- Пресс, 2015.-127 с.

3.Гаяпина, М.А. Музыкальное развитие дошкольников текст/ М. А. Гаяпина, В.А. Дёмина.- М. : ВАКО.-2015.-80 с.

4.Гомонова, Е.А.Секреты музыкального воспитания дошкольников текст/ Е. А. Гомонова.-М. : ВАКО. – 2015.-80 с.

5. Малахова , Л.В.Музыкальное воспитания детей дошкольного возраста текст/Л.В. Малахова.- Ростов- на- Дону: Феникс, 2008.-143с.

















Приложение №1.

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

В IХ Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современном художественном образовании»

8-9 декабря 2016 г.


Фамилия, Имя, Отчество

Борщевская Наталья Александровна

Страна, область, город

Россия, Воронежская обл., г. Россошь

Место работы

МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида

Ученая степень, ученое звание, категория

Первая категория

Юридический адрес организации

Россия, 396650 г.Россошь, Воронежская обл., ул. Жуковского, д.12 а

Рабочий телефон (факс), контактный телефон

8 (47396) 2-42-54

Адрес электронной почты

[email protected]

Форма участи в конференции (очная, заочная)

очная

Название статьи

« Работа над певческими навыками с младшими дошкольниками»

Выступление на конференции («Да» или « Нет»)

да




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!