СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для студентов и преподавателей педагогических колледжей специальности 44.02.01 "Дошкольное образование".

Просмотр содержимого документа
«Методика развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.»

Методика развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Печерская И.И.

Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Игровая деятельность предоставляет большие возможности для формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, в процессе которой возникает ситуативно-деловое общение между сверстниками, благоприятствующее развитию творческого и личностного начала ребенка в самом широком смысле этого слова, являющегося разновидностью коммуникативного взаимодействия.

Вопросно-ответный характер общения побуждает дошкольников целенаправленно активизировать свои знания, совершенствовать речевые умения и навыки, усваивать пространственно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, употреблять в репликах предложения разной синтаксической конструкции [21, с. 53].

Важность целостного подхода к развитию диалогической речи и «недопустимость сведения задач обучения ситуативно-деловому общению только к освоению вопросно-ответной формы» в своих научных трудах отмечает Арушанова А.Г. По мнению автора, «полноценный диалог немыслим без установления творческих речевых партнерских отношений».

В качестве основной формы организации процесса коммуникации ученая предлагает сценарии активизирующего общения, включающие дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов, рассматривание картин.

Автор перечисляет в качестве примера такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач [1, с. 75].

Сценарии активизирующего общения опираются на классические исследования методики развития речи (Сохин Ф.А, Ушакова О.С.), авторский языковой материал, игровые задания и проблемные ситуации нацелены на активизацию общения детей друг с другом, стимулируют инициативную, непроизвольную диалогическую речь старших дошкольников. Бизикова О.А. разделяет данную точку зрения и предлагает применять в педагогической практике игры, содержащие либо готовые тексты с диалогами, либо предусматривающие их конструирование с включением реплик, разных по функциональному назначению [6, с. 15].

Методика развития связной речи, предложенная и апробированная Бизиковой О.А., предполагает качественное усвоение детьми дошкольного возраста следующих диалогических единств (сочетанию инициативной реплики и соответствующей ей реплики-реакции): «вопрос — ответ»; «сообщение — реакция на сообщение»; «побуждение — реакция на побуждение», является инновационной в современном дошкольном воспитательном процессе и требует подробного рассмотрения. Обратимся к содержанию диалогических единств.


Таблица 1 – Содержание диалогических единств


Диалогическое единство

Освоение стимулов

Освоение реакций

Освоение правил поведения

1

2

3

4

«Вопрос – ответ»

умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); пользоваться вопросительными словами в речи

умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения

умение задавать вопросы адресно; не отвечать вопросом на вопрос; не оставлять вопрос без внимания; в общей беседе говорить по очереди



Окончание таблицы 1

1

2

3

4

«Сообщение -реакция на сообщение»

умение сообщать собеседникам:

- свое мнение, точку зрения;

- новые факты; впечатления, события;

- изменившиеся представления;

- о выполнении обещания, сделанном;

- о желаниях; намерениях;

- о своих чувствах и переживаниях и т.п.

умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо:

- согласие (несогласие);

- удивление;

- возражение;

- добавление;

- разъяснение и т.д.

умение:

- сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости;

- быть сдержанным при высказывании своих чувств;

- избегать категоричности в суждениях;

- проявлять толерантность к другому мнению;

- обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками

«Побуждение - реакция на побуждение»

умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми:

- побуждения к какому-либо действию;

- просьбы, советы;

- предложения;

- приглашения

умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения

пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение



Последовательность использования различных игр, подобранных Бизиковой О.А. к каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития умений: от восприятия и заимствования словесных форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения, что определяется несколькими этапами работы со старшими дошкольниками.

Основная задача предварительного этапа - обогащение речевого опыта разнообразными видами диалогических реплик, при этом необходимо опираться на подражательные способности дошкольников, так как известно, что ребята заимствуют те языковые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик. К источникам речевого подражания относятся: звучащие высказывания окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы.

Бизикова О.А. в предложенной методике развития связной речи детей дошкольного возраста обращает внимание на заимствования основных специфических языковых средств из диалогических текстов литературных произведений. Автор отмечает, что при чтении рассказов, сказок, потешек, небылиц необходимо особенно выделять голосом произносимые реплики персонажей.

В беседах по содержанию литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) ученая рекомендует продолжить разговор главных героев при помощи инициативных диалогических высказываний, например: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»; и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил свое несогласие?» [6, с. 74] .

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению. Заимствование готовых реплик — первый этап использования игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дошкольники заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С.Я. Маршака «Кузнец», Бертольда Брехта «Зимний разговор через форточку», дети усваивают реплики из диалогической пары «побуждение - реакция на побуждение»:

- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге старшие дошкольники овладевают умением добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах дети заимствуют вежливые формы обращений:

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство «вопрос – ответ» представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?»), и во многих стихотворениях (Е.А. Благинина «Черемуха» и другие.). Передача этих произведений по ролям позволяет старшим дошкольникам усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, сформировать навыки произношения реплик с вопросительной и повествовательной интонацией.

Диалогическое единство «сообщение - реакция на сообщение» не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее, его можно использовать при чтении по ролям таких произведений, как: А.Л. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С.Я. Маршак «Перчатки», Н.И. Сладков «Разговор лисы и зайца» и другие. Кроме того, в дошкольной педагогической практике рассматриваются поэтические миниатюры, не имеющие данной формы речи, но их текст легко поддается преобразованию в виде диалога. Например, стихотворение Е.А. Благининой «Мороз» можно поделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

При разыгрывании этого лирического произведения, дошкольники по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза, получается содержательный разговор, в котором они поддерживают или продолжают развивать одну из затронутых тем. Аналогичным образом можно превратить в диалогический текст и другие, подходящие для этого стихотворения. Интересными для обыгрывания являются коротенькие фольклорные миниатюры, тонкий юмор которых раскрывается перед детьми старшего дошкольного возраста в ходе подготовки небольших театральных этюдов, где они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих произведений, демонстрируют свои актерские способности.


Таблица 2 - Примеры использования старшими дошкольниками диалогических единств


«Вопрос – ответ»

«Сообщение -

реакция на сообщение»

«Побуждение - реакция на побуждение»

- Ты пирог съел?

- Мог не я!

- А вкусный был?

- Да.

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда

- Не идет.

- Так сам веди.

- Егор-Егор, укажи свой двор!

- А вот мой двор, голубой забор.

- Где был брат Иван?

- В горнице.

- А что делал?

- Помогал Петру.

- Я хочу гулять.

- Одевайся теплее, там

холодно.

- Я буду кататься на коньках, не замерзну.

- Тит, поди молотить.

- Брюхо болит.

- Тит, поди кисель есть.

- Где моя большая ложка?


Заимствование старшими дошкольниками форм речевого взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми текстами-диалогами. В них дети воспроизводят заученные наизусть реплики различных видов и осваивают следующие диалогические единства:

- единство реплик «вопрос – ответ» содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так», в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и так далее;

- взаимосвязь реплик «сообщение - реакция на сообщение» присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и так далее;

- реплики из пары «побуждение - реакция на побуждение» представлены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и других.

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает старшим дошкольникам осваивать не только формы реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила культуры речи: очередность, поддержание и развитие темы разговора [6, с. 119].

На втором этапе задача формирования диалогических умений и навыков усложняется, подбираются игры, в которых дети оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). С помощью театральных и режиссерских игр, игр-драматизаций по мотивам художественных произведений педагог тактично подводит старших дошкольников к созданию творческих разговоров, в которых раскрываются приобретенные коммуникативные умения и навыки.

Вначале воспитатель подбирает тексты для постановок с преобладанием какой-либо одной, а затем и нескольких взаимосвязанных и переплетенных диалогических пар. Данным предъявляемым методическим требованиям отвечают следующие народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г.Б. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К.Д. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Чеслава Янчарского и другие.

Старшие дошкольники с удовольствием принимают активное участие в играх-инсценировках, их желание становится мотивированным, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки. На данном этапе формируется также у ребят умение вести диалог со своим собеседником на расстоянии. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог предлагает различные ситуации, связанные с переговорами: звонок другу, маме (бабушке), в поликлинику, цветочный магазин и многие другие.

Обыгрывая коммуникативные ситуации, воспитатель знакомит старших дошкольников с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети самостоятельно разыгрывают сходные ситуации, импровизируют, проявляют смекалку, придумывают оригинальные реплики с использованием разнообразной лексикой, употреблением грамматических категорий, построением синтаксических конструкций предложений. В речи старших дошкольников начинают звучать правильно оформленные высказывания с афоризмами, пословицами, поговорками, просьбами-обращениями, пожеланиями, поздравлениями и так далее.

На третьем этапе педагогом используются игры (словесные, театральные, режиссерские с придуманными сюжетами), которые должны побуждать старших дошкольников к самостоятельному построению диалогических реплик. Участие в игровой деятельности требует от детей усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе, родном городе и так далее. Например, в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе» старшие дошкольники овладевают умением построения логически последовательной цепочки вопросительных предложений, точность формулировки которых зависит от ясности представлений ребенка об окружающем мире, от знаний, приобретенных на занятиях (аттракционах), личного опыта в повседневном общении.

С целью разнообразия применяемых инновационных методов и приемов в развитии диалогической речи старших дошкольников педагогом внедряется в практику дошкольного воспитания наглядное моделирование, стимулирующее процесс познания в игровой форме. Например, в игре «Турнир знатоков» карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета, с символом-замещением геометрической фигуры – о форме, рисунком большого и маленького предметов – о величине. Если представлен кружок в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане), то данная модель символизирует вопросительное слово «где», изображение часов - «когда», цифр — «сколько».

С применением наглядного моделирования проводятся игры, посвященные разным темам из содержания познавательного раздела программы: «Экзотические животные», «Улицы и достопримечательности родного города», «Машины-помощники» и так далее. Умения пользоваться репликами из диалогической пары «сообщение - реакция на сообщение» закрепляются педагогом в играх «Кто кого запутает», «Так бывает или нет?» («Небылицы»), «Ошибка», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и другие. Старшие дошкольники благодаря данному виду деятельности формируют умение высказывать свою точку зрения, суждение, мнение, а также реагировать на реплики собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Остановимся подробнее на игре «Любимые места города». Суть ее заключается в том, что одни дети подробно описывают какую-либо достопримечательность, не называя ее, а другие - угадывают, высказывая предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Например, игрок сообщает, что ему очень нравится здание города (или один из памятников), подробно рассказывает, как оно выглядит. Дети высказывают свои догадки, в случае необходимости уточняют детали и стараются точно назвать достопримечательность города, о какой в данной коммуникативной ситуации идет речь. Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и других.

Игра «Назови родителей», например, дополнительно упражняет детей в словообразовании, когда один из игроков берет картинку с изображением животного и, образовывая слово, называющее его детеныша, побуждает товарищей назвать его маму или папу. Ребенок, к которому он обращается, должен в одном случае от наименования мужского рода образовать название животного женского рода, в другом случае - наоборот. При правильном ответе дошкольник берет следующую картинку и продолжает игру.

Разнообразные игры «Самый — самый», «Отгадай, чья голова?», «Мир, в котором мы живем», «Магазин тканей», «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» и парами и небольшими подгруппами обогащают словесный опыт детей, способствуют их эмоциональному комфорту, развитию связной диалогической речи. Итак, в методике, предлагаемой Бизиковой О.А., на всех этапах работы по совершенствованию коммуникативных навыков содержание игровой деятельности направлено на формирование у старших дошкольников умения слушать и слышать собеседника, активно высказываться, задавать вопросы, проявлять инициативу, творческое начало, тактичное отношение к партнеру по общению.

Особый интерес вызывают театрализованные, режиссерские игры для детей старшего дошкольного возраста. Остановимся подробнее на них. Восхищение у ребят возникает, например, от игры «Режиссер», в процессе которой они не только сочиняют, но и выбирают «режиссера» из числа участников своей микрогруппы, самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку, составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляют свою фантазию. Такие игры, как «Цветик - семицветик», «Развлекательный цветок», позволяют с желанием и интересом детям составлять рассказ, что способствует совершенствованию не только диалогической, но и монологической речи.

Театрализованные игры также широко применяются при заучивании и чтении стихов и могут быть направлены на развитие дыхания, умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Произношение лирических миниатюр носит не только тренировочный характер, но и способствует формированию выразительной, четкой, грамотной речи, так как в стихах всегда присутствуют образы, интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик, делающие увлекательными разные игры и задания.

Особенно полезно использовать в работе со старшими дошкольниками диалогические стихи, которые после прослушивания развивают фантазию ребят и предполагают дальнейшее их разыгрывание в форме этюдов. В таких играх, как «Диалогические стихи по тексту», «Придумай диалог», «Кругосветное путешествие», дети обыгрывают диалог, предложенный воспитателем, импровизируют поведение в лесу, на корабле, в пустыне, осуществляют поиск новых путей для самовыражения. В процессе игры-драматизации по сказке Чарушина Е.И. «Как муравьишко домой спешил» педагогом совместно с детьми осуществляется составление словесного портрета персонажа; фантазирование по поводу его дома, сочинение иных случаев в жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; анализ придуманных поступков героя; работа над текстом: «Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает?».

Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста. Далее проводится работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации; подготовка театрального костюма; создание образа с использованием соответствующей атрибутики.

Сценическое поведение ребят должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую они исполняют, с особым вдохновением дети озвучивают жука, паука, жужелиц, а затем принимают участие в театрализованной игре по стихотворению Токмаковой И.П. «Где спит рыбка?». Дошкольникам предлагается менять голос при рассказывании о тех разных возможных местах, где может спать рыбка. Далее организовываются игры-драматизации по произведениям Носова Н.Н. «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы».

Подобранные театрализованные игры и пособия к ним: таблица «Сказариум летний», «Сказариум зимний», «Диалогический цветок – лепесток», «Развлекательный цветок - лепесток», разрезные сюжетные и диалогические картинки, специально предусмотренная музыка, «волшебные вещи» помогают педагогу включить детей в интересный мир театра, подготовить к творческой деятельности в любой области. У дошкольников прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театрализованных играх, мини-спектаклях, с удовольствием и знанием дела они показывают кукольные театры и разыгрывают свои сюжеты. Дети в процессе игровой деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Эмоциональность речи педагога, интригующая интонация в голосе; использование шутки при объяснении правил игры, соревновательный характер заданий вызывают интерес и усиливают внимание дошкольников к речевому материалу, элементам соревнования («Кто назовет больше?», «Кто назовет самое красивое имя?»). Именно воспитатель в игровой деятельности выступает для ребенка носителем образцов культуры общения, подражая которому, дошкольник копирует интонацию, манеру речевого поведения, постепенно приобретает привычку соблюдать принятые в обществе нормы ведения диалогов.

Таким образом, мы пришли к выводу, что методически грамотно подобранные игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста позволяют сформировать у детей умения пользоваться различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

Благодаря систематической работе педагог совершенствует у дошкольников навыки устанавливать диалогические отношения с собеседником, поддерживать и конструировать разговор, налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Особая роль в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста отводится театрализованным, режиссерским играм, которые способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи ребенка – словаря, грамматического строя, связной речи, помогают овладеть богатством родного языка, его выразительными средствами.


Список использованных источников


  1. Арушанова, А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет: метод. пособие / А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. - М.: Сфера, 2013. – 112 с.

  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М., 2005. – 272 с.

  3. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 86-89.

  4. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 126 с.

  5. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров: собр. соч. 1940-1960 гг. / М.М. Бахтин. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5. – С. 159-206.

  6. Бизикова, О. Развитие речи дошкольников в игре / О. Бизикова. - М: Скрипторий-2003, 2008. – 136 с.

  7. Вершина, О.М. Особенности общения младших школьников / О.М. Вершина. – М.: Просвещение, 2009. - 246 с.

  8. Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94 с.

  9. Воронова, А.П. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.) / А.П. Воронова, Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. - М.: Детство-Пресс, 2010. – 384 с.

  10. Выготский, Л.С. Мышление и речь./ Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

  11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 с.

  12. Гуськова, А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движения и речи / А.А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 188 с.

  13. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – С. 205.

  14. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / АВ. Запорожец. – М.: Сфера, 2011. - 200 с.

  15. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста \ Н.В.Краснощекова. – 6-е изд. – Ростов н\Д: Феникс, 2011. – 251 с.

  16. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 560 с.

  17. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. Рузской А.Г. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 383 с.

  18. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между младшими школьниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. – Минск, 2009. – 115 с.

  19. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Гном, 2009. – 168 с.

  20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 200 с.

  21. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.

  22. Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.

  23. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.

  24. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.

  25. Телегин, М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста / М.В. Телегин. - М.: МГППУ, 2004. – 288 с.

  26. Телегин, М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста / М.В. Телегин. - М.: МГППУ, 2006. – 272 с.

  27. Телегин, М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М.В. Телегин. - М.: МГППУ, 2009. – 224 с.

  28. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.

  29. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина — М.: Просвещение, 1995. – 291 с.

  30. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей/ А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 322.

  31. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников / А.В. Чулкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 220 с.

  32. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина, Н.В. Семёнова. - М.: Сфера, 2012. - 65 с.

  33. Шадрина, Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования / Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 220-228.

  34. Шахнарович, А.М. Мышление, коммуникация, речевая деятельность: онтогенез языкового значения / A.M. Шахнарович // Коммуникация и мышление. – 1990. – C. 3-13.

  35. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – 414 с.

  36. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. – 367 с.

  37. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2013. – 368 с.

  38. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский; под ред. Л.В. Щербы. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 259 с.

  39. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование. Избранные работы / Л.П. Якубинский. — М.: Наука, 1986. – 208 с.

  40. Бартош, Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Бартош // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 737-739. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26934/

  41. Кузьмич, А.Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Д. Кузьмич // Молодой ученый. — 2018. — № 18. — С. 173-175. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/204/49999/

  42. Пинхасова, Е.А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2. — С. 97–101. — Режим доступа: https://moluch.ru

  43. Сидор, Н.В. Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Н. В. Сидор // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 65–67. — Режим доступа: https://moluch.ru

  44. Томина, Т.Н. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / Т.Н. Томина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4. — С. 24–26. — Режим доступа: https://moluch.ru

6