Методика развития скоростно-силовых способностей юных пловцов
Новикова Н.В.
Ермакова А.Ю.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6»
Развитие физических качеств необходим как фундамент и в большинстве видов спорта для их наилучшего развития необходимо закладывать в самом раннем возрасте. Развитие скоростно-силовых способностей очень актуально, так как в современном плавании спортсмен должен уметь, плавать разные дистанции и разным стилем плавания. От этого будет зависеть результаты на соревнованиях, спортсмен должен быть разносторонним в плавании.
В настоящее время развитию физических способностей нужно уделять больше времени, начиная с раннего возраста, а многие тренеры не придают этому большое значение и начинают их развивать только на третьем или четвёртом годах обучения плаванию.
Цель исследования: разработка методики развития скоростно-силовых способностей юных пловцов.
Задачи исследования
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме развития детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения плавания;
2. Разработать методику скоростно-силовых способностей юных пловцов;
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей юных пловцов.
Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистическая обработка результатов исследования.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки юных пловцов.
Предмет исследования: развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения плавания.
Организация исследования :
На первом этапе был проведен подбор и анализ научно-методической литературы, а также проводилось предварительное тестирование.
На втором этапе были подобранны комплексы, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, а также проводился непосредственно сам эксперимент.
На третьем этапе было проведено повторное тестирование, и сравнение результатов в течение пройденного времени.
Таблица 2 - Комплекс упражнений круговой тренировки в тренажёрном зале
№ | Название упражнения | Минимальное количество за время (раз) | Время выполнения упражнения (с) | Отдых между выполнением упражнений (с) |
1 | Отжимания от пола обычные или (на коленках) | 25 | 40 | 20 |
2 | Прокручивание рук, вперёд назад-1 раз | 50 | 40 | 20 |
3 | Резина Дельфином (руки) | 45 | 40 | 20 |
4 | Домики от пола | 35 | 40 | 20 |
5 | Задние отжимания от лавки | 20 | 40 | 20 |
6 | Брассовые выпрыгивания | 7-10 | 40 | 20 |
7 | Упор присев, упор лёжа, упор присев | 7-10 | 40 | 20 |
8 | Задние домики | 25 | 40 | 20 |
9 | Выпрыгивания вверх, с руками в торпедке из приседа | 10-12 | 40 | 20 |
10 | Пресс верхний с набивным мячом в 1 кг., в руках | 15-20 | 40 | 20 |
11 | Прыжки на скамью двумя ногами и обратно на пол | 15-20 | 40 | 20 |
12 | Пресс задний на тренажёре | 15-20 | 40 | 20 |
Наше исследование проводилось в плавательном бассейне «Дельфин» ДЮСШ № 6 города Тамбова, в течение 3 месяцев. В исследовании скоростно-силовых способностей приняли участие юные пловцы группы начальной подготовки в количестве 15 человек (7-8 лет), с одинаковым уровнем физического развития. На основании изучения особенностей развития учащихся младшего школьного возраста, нами были разработаны учебно-тренировочные занятия, различной направленности, тренировки на воде и на суше.
Методика по программе тренера-преподавателя Проскуряковой О. В., используемая на тренировках, подбиралась с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Занятия проводились по расписанию, 4 раза в неделю на воде (43 учебно-тренировочных занятия) и 2 раза в неделю в тренажёрном зале (24 учебно-тренировочных занятия).
В тренировочный процесс введены комплексы упражнений на основе методики А.В. Попова, доработанные с учётом требований спортивной школы № 6.
Таблица 4 - Результаты тестирования скоростно-силовых способностей юных пловцов в конце эксперимента
№ | Испытуемые | Тесты на суше | Тесты в воде |
Работа на резине (кол-во раз за 1 мин) | Пресс, лёжа на спине (30с) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади на гимнастической скамейке (30с) | 25м. в/ст (с) | 25м. на спине (с) | Минимакс 3х25м. в/ст (кол-во) |
1 | С. Т. | 35 | 20 | 18 | 30.01 | 35.00 | 75 |
2 | А. В. | 30 | 18 | 16 | 32.56 | 32.80 | 79 |
3 | Н.В. | 31 | 16 | 17 | 36.44 | 36.43 | 83 |
4 | С. Г. | 28 | 19 | 18 | 37.35 | 32.67 | 76 |
5 | Е. С. | 25 | 20 | 16 | 30.45 | 38.87 | 80 |
6 | В. З. | 26 | 18 | 15 | 31.40 | 35.40 | 83 |
7 | М. К. | 30 | 20 | 18 | 33.23 | 37.15 | 76 |
8 | И. К. | 28 | 17 | 17 | 37.12 | 31.23 | 81 |
9 | В.Л. | 26 | 17 | 16 | 35.24 | 36.26 | 78 |
10 | П.Л. | 26 | 16 | 16 | 31.55 | 33.00 | 74 |
11 | О. Т. | 27 | 15 | 16 | 33.15 | 34.03 | 82 |
12 | В.П. | 26 | 19 | 20 | 36.26 | 38.28 | 78 |
13 | Е. Т. | 28 | 17 | 18 | 34.11 | 35.70 | 80 |
14 | О. К. | 30 | 17 | 15 | 30.00 | 36.60 | 81 |
15 | С. Г. | 30 | 19 | 17 | 35.30 | 38.55 | 78 |
| 26,7 | 16,8 | 15,8 | 31,51 | 33,26 | 74 |
Организация эксперимента проходила по следующей схеме:
Начальное тестирование, выявление уровня скоростно-силовых способностей у детей 7-8 лет.
Тест «Минимакс». предназначен для характеристики проявления развития «скоростно-силовых способностей», так же слежение за динамикой её развития.
В начале эксперимента, были проведены первичные тестирования, определяющие уровень скоростно-силовых способностей. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования, с целью проверки эффективности учебно-тренировочных занятий первого года обучения плаванию, для развития скоростно-силовых способностей у младшего школьного возраста.
На протяжении всего исследования изменения показателей у детей имели положительную динамику. Проведенные учебно-тренировочные занятия по плаванию оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей. Изменения вызваны, прежде всего, широким использованием гимнастических упражнений на суше и в тренажёрном зале.
Тесты общей физической подготовки:
Работа на резине дельфином количество раз з за 1 мин., прирост результатов на 4,2%.
Упражнение пресс, лёжа на спине, прирост результата на 5,9 %. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади на гимнастической скамейке, прирост результата на 3,3%.
Тесты специальной физической подготовки:
Проплывание дистанции 25метров вольный стиль, улучшение результатов на 3,3%. Проплывание дистанции 25метров на спине, улучшение результатов на 2,2 %. Минимакс 3х25метров, вольным стилем результаты 1,9% уменьшение.
Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам тестирования, экспериментальной группы составил средний балл 1,05. Оценка работы на резине дельфином показали наибольшую динамику увеличения количества раз за 1 мин., позволяет отнести результаты развития скоростно-силовых способностей учащихся экспериментальной групп в конце исследования к высокому уровню.
Существенные изменения произошли в показателе проплывания дистанции 25м. кролем на груди и 25м. кролем на спине, где прирост по сравнению с первичным тестирование контрольной группой был в среднем 1,3с.
За время эксперимента показатель активной гибкости (наклоны вперед, назад, вправо, влево) показали достаточно значимую динамику прироста, что означает данное качество необходимым в дальнейшем развитие больше внимания уделять на тренировках с детьми данного возраста.
Таким образом, следует отметить положительное влияние учебно-тренировочных занятий по плаванию на развитие физических качеств, в общем, и на значимое развитие скоростно-силовых способностей занимающихся. Наблюдаемые положительные изменения, очевидно, связаны с тем, что применяемая методика по плаванию, способствовала повышению уровня физической подготовленности и скоростно-силовых способностей детей.
4