СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития временных представлений у дошкольников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика развития временных представлений у дошкольников»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика ознакомления с частями суток (задача 1)   Предварительная работа   В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени. Наглядный материал Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.   Методика обучения Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.

Методика ознакомления с частями суток (задача 1)

 

Предварительная работа

 

В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Наглядный материал

Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.

 

Методика обучения

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.

Фрагмент 1: Наглядный материал:  картинки с изображением мальчика в разное время суток. Ход : – Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.) – Когда мы делаем зарядку? (Утром.) – А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...) – А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.) – Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим “Спокойной ночи, малыши”...) – Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.) После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Фрагмент 1:

Наглядный материал:  картинки с изображением мальчика в разное время суток.

Ход :

– Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)

– Когда мы делаем зарядку? (Утром.)

– А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)

– А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)

– Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим “Спокойной ночи, малыши”...)

– Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)

После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Фрагмент 2: Наглядный материал:  игрушка – заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы). Ход: Воспитатель рассказывает сказку про зайца: – Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю: “ Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер.

Фрагмент 2:

Наглядный материал:  игрушка – заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход:

Воспитатель рассказывает сказку про зайца:

– Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

“ Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер.

Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача “Спокойной ночи, малыши”. Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать”. Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на “фотографиях”.

Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача “Спокойной ночи, малыши”. Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать”.

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на “фотографиях”.

Фрагмент 3: Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы: – Найдите и покажите картинку с изображением утра? – Что ты видишь на своей картинке? – Когда это бывает? Замечание:  перед дневным сном не говорить: “Спокойной ночи”, а желать “Спокойного сна”. Можно предложить детям стихи или загадки: Солнце яркое встает, Петушок в саду поет, Наши дети просыпаются, В детский садик собираются. (Утро) Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День) За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер) Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)

Фрагмент 3:

Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:

– Найдите и покажите картинку с изображением утра?

– Что ты видишь на своей картинке?

– Когда это бывает?

Замечание:  перед дневным сном не говорить: “Спокойной ночи”, а желать “Спокойного сна”.

Можно предложить детям стихи или загадки:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)

За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)

Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)

В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток:  утро, день, вечер, ночь. Фрагмент 4: Наглядный материал:  игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток. Ход : – К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок. – Давайте ему поможем! Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод: После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток:  утро, день, вечер, ночь.

Фрагмент 4:

Наглядный материал:  игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.

Ход :

– К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.

– Давайте ему поможем!

Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:

После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

Методика ознакомления с понятиями “сутки, вчера, сегодня, завтра” (задача 2)   Предварительная работа   Повторение частей суток и их последовательности.   Методика обучения   У детей средней группы продолжаем формировать понятие “сутки”. Знакомим с понятиями “вчера, сегодня, завтра”, связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность. Фрагмент 1. – Что наступает, когда кончается утро? – После чего начинается утро? – Назовите части суток по порядку. – Сколько частей суток вы знаете? Вывод: – Утро, день, вечер, ночь – это  сутки . В сутках всегда 4 части.

Методика ознакомления с понятиями “сутки, вчера, сегодня, завтра” (задача 2)

 

Предварительная работа  

Повторение частей суток и их последовательности.

 

Методика обучения 

У детей средней группы продолжаем формировать понятие “сутки”. Знакомим с понятиями “вчера, сегодня, завтра”, связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.

Фрагмент 1.

– Что наступает, когда кончается утро?

– После чего начинается утро?

– Назовите части суток по порядку.

– Сколько частей суток вы знаете?

Вывод:

– Утро, день, вечер, ночь – это  сутки . В сутках всегда 4 части.

Дидактические игры   “ Дополни сутки”; “ Назови соседей” (Назови соседей утра: ночь и день) и др.  Фрагмент 2: – Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие. – Сутки, которые прошли, называют  “вчера”.  Вчера у нас было музыкальное занятие. – Сутки, которые идут сейчас, называют  “сегодня”.  Сегодня у нас занятие по математике. – Сутки, которые еще не наступили, называют  “завтра”.  Завтра у нас будет рисование. Замечание:  необходимо ежедневно обсуждать: – Что было вчера? – Какое у нас сегодня занятие? – Что будет завтра?

Дидактические игры

  “ Дополни сутки”;

“ Назови соседей” (Назови соседей утра: ночь и день) и др.

Фрагмент 2:

– Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.

– Сутки, которые прошли, называют  “вчера”.  Вчера у нас было музыкальное занятие.

– Сутки, которые идут сейчас, называют  “сегодня”.  Сегодня у нас занятие по математике.

– Сутки, которые еще не наступили, называют  “завтра”.  Завтра у нас будет рисование.

Замечание:  необходимо ежедневно обсуждать:

– Что было вчера?

– Какое у нас сегодня занятие?

– Что будет завтра?

Методика ознакомления с днями недели (задача 3)   Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: “Сутки часто называют словом “день”. Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название:  понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку”. Замечание:   слово “день” дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Методика ознакомления с днями недели (задача 3)

  Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: “Сутки часто называют словом “день”. Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название:  понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку”.

Замечание:   слово “день” дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:   1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью. 2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. 3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером: Понедельник – первый; Вторник – второй; Среда – третья (средняя); Четверг – четвертый; Пятница – пятая; Суббота – шестая; Воскресенье – восьмое. Можно рассказать детям о происхождении этих названий. 4. Ежедневно на специальном календаре (рис. 45) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: “Сегодня – вторник”.

Последовательность обучения:

 

1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:

Понедельник – первый; Вторник – второй; Среда – третья (средняя); Четверг – четвертый; Пятница – пятая; Суббота – шестая; Воскресенье – восьмое.

Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4. Ежедневно на специальном календаре (рис. 45) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: “Сегодня – вторник”.

Дидактические игры   “ Неделя, стройся!” (У каждого из семи детей символ одного из дней недели – цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.   Усложнения  Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например: “ Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?”.

Дидактические игры

 

Неделя, стройся!” (У каждого из семи детей символ одного из дней недели – цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.

 

Усложнения 

Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:

“ Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?”.

Методика ознакомления с месяцами и временами года (задача 4)   Предварительная работа   На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.   Методика обучения   На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект: • количество и порядок времен года; • количество месяцев в году; • порядок месяцев; • классификация месяцев по сезонам.

Методика ознакомления с месяцами и временами года (задача 4)

 

Предварительная работа

  На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.

 

Методика обучения

  На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:

• количество и порядок времен года;

• количество месяцев в году;

• порядок месяцев;

• классификация месяцев по сезонам.

Методика развития “чувства времени” (задача 5)   Предварительная работа   В словаре дошкольников уже присутствуют термины “быстро – медленно”, “быстрее – медленнее”, дети понимают просьбы: “Не торопись!”, “Поспеши!”. В средней группе отрабатываем эти понятия: – Кто быстрее оденет куклу! – Какой зверь бегает быстрее?

Методика развития “чувства времени” (задача 5)

 

Предварительная работа

 

В словаре дошкольников уже присутствуют термины “быстро – медленно”, “быстрее – медленнее”, дети понимают просьбы: “Не торопись!”, “Поспеши!”. В средней группе отрабатываем эти понятия:

– Кто быстрее оденет куклу!

– Какой зверь бегает быстрее?

Методика обучения   В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными. “ Чувство времени” формируется на основе: • знания временных эталонов (час, минута, секунда); • чувствования длительности временных интервалов; • умения оценивать временные интервалы без часов.

Методика обучения

 

В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

“ Чувство времени” формируется на основе:

• знания временных эталонов (час, минута, секунда);

• чувствования длительности временных интервалов;

• умения оценивать временные интервалы без часов.

Последовательность обучения: 1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. (“Закрась узор за 1 минуту!”) 2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. (“Сколько истратил времени?”) 3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. (“Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.”) 4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).

Последовательность обучения:

1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. (“Закрась узор за 1 минуту!”)

2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. (“Сколько истратил времени?”)

3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. (“Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.”)

4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).