МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Методика ознакомления с частями суток (задача 1)
Предварительная работа
В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Наглядный материал
Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.
Методика обучения
Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.
Фрагмент 1:
Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.
Ход :
– Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)
– Когда мы делаем зарядку? (Утром.)
– А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)
– А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)
– Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим “Спокойной ночи, малыши”...)
– Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)
После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.
Фрагмент 2:
Наглядный материал: игрушка – заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).
Ход:
Воспитатель рассказывает сказку про зайца:
– Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:
“ Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер.
Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача “Спокойной ночи, малыши”. Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать”.
Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на “фотографиях”.
Фрагмент 3:
Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:
– Найдите и покажите картинку с изображением утра?
– Что ты видишь на своей картинке?
– Когда это бывает?
Замечание: перед дневным сном не говорить: “Спокойной ночи”, а желать “Спокойного сна”.
Можно предложить детям стихи или загадки:
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)
За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)
Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Фрагмент 4:
Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.
Ход :
– К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.
– Давайте ему поможем!
Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:
После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.
Методика ознакомления с понятиями “сутки, вчера, сегодня, завтра” (задача 2)
Предварительная работа
Повторение частей суток и их последовательности.
Методика обучения
У детей средней группы продолжаем формировать понятие “сутки”. Знакомим с понятиями “вчера, сегодня, завтра”, связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
Фрагмент 1.
– Что наступает, когда кончается утро?
– После чего начинается утро?
– Назовите части суток по порядку.
– Сколько частей суток вы знаете?
Вывод:
– Утро, день, вечер, ночь – это сутки . В сутках всегда 4 части.
Дидактические игры
“ Дополни сутки”;
“ Назови соседей” (Назови соседей утра: ночь и день) и др.
Фрагмент 2:
– Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.
– Сутки, которые прошли, называют “вчера”. Вчера у нас было музыкальное занятие.
– Сутки, которые идут сейчас, называют “сегодня”. Сегодня у нас занятие по математике.
– Сутки, которые еще не наступили, называют “завтра”. Завтра у нас будет рисование.
Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:
– Что было вчера?
– Какое у нас сегодня занятие?
– Что будет завтра?
Методика ознакомления с днями недели (задача 3)
Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: “Сутки часто называют словом “день”. Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку”.
Замечание: слово “день” дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.
2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:
Понедельник – первый; Вторник – второй; Среда – третья (средняя); Четверг – четвертый; Пятница – пятая; Суббота – шестая; Воскресенье – восьмое.
Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
4. Ежедневно на специальном календаре (рис. 45) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: “Сегодня – вторник”.
Дидактические игры
“ Неделя, стройся!” (У каждого из семи детей символ одного из дней недели – цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.
Усложнения
Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:
“ Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?”.
Методика ознакомления с месяцами и временами года (задача 4)
Предварительная работа
На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
Методика обучения
На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
Методика развития “чувства времени” (задача 5)
Предварительная работа
В словаре дошкольников уже присутствуют термины “быстро – медленно”, “быстрее – медленнее”, дети понимают просьбы: “Не торопись!”, “Поспеши!”. В средней группе отрабатываем эти понятия:
– Кто быстрее оденет куклу!
– Какой зверь бегает быстрее?
Методика обучения
В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.
“ Чувство времени” формируется на основе:
• знания временных эталонов (час, минута, секунда);
• чувствования длительности временных интервалов;
• умения оценивать временные интервалы без часов.
Последовательность обучения:
1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. (“Закрась узор за 1 минуту!”)
2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. (“Сколько истратил времени?”)
3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. (“Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.”)
4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).