СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика решения задач по биологии. 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритмы решения задач по биологии помогут обучающимся в решении задач ив подготовке к экзамену по биологии в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Методика решения задач по биологии. 9 класс.»

  1. Задачи по молекулярной биологии


1.1.На участке ДНК 30 адениловых нуклеотидов, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов. Определите качественный и количественный состав данной молекулы ДНК. Сколько витков спирали в данной молекуле ДНК (1 виток спирали – 10 пар нуклеотидов).

    1. Дано: A =30 (20%), найти: Т-? Г -? Ц -? витков -?

    2. Решение: 1) А=Т, Г=Ц ( по правилу Чаргаффа). А+Т=30+30=60 – это 20% + 20%=40%

    3. А+Г+Т+ Ц =100 %. Составляем пропорцию:

    4. 60 нуклеотидов (А+Т) – 40%

    5. Х нуклеотидов (А+Т+ Ц+Г) - 100%

    6. Х=60 х100/40 =150 нуклеотидов

    7. Ц+Г= 150-60=90; Ц=Г=90/2=45.

    8. 2) т.к. 10 пар в одном витке, то в данной молекуле ДНК:

    9. 150/20=7,5 витков. Ответ: Т=30, Г=45, Ц =45; 7,5 витков.


1.2.На участке молекулы ДНК 20 адениловых нуклеотидов, что составляет 10% от общего количества нуклеотидов. Определите качественный и количественный состав этого участка молекулы ДНК

    1. Если участок молекулы ДНК содержит 20 адениловых нуклеотидов, что составляет 10% от  их общего числа,то по принципу комплиментарности, столько же нуклеотидов (20) приходится на тимиловые нуклеотиды

    2. (тоже10%), что в сумме составит 20% от 100%. Значит 80% будет приходиться на цитидиловые (40%) и гуаниловые (40%)  нуклеотиды.

    3. Если 20% ------------ 40 нуклеотидов

    4. то 100% --------------- х нуклеотидов, отсюда х= 200 нуклеотидов (100 цитидиловых и 100 гуаниловых нуклеотидов. Всего на этом участке ДНК-240 нуклеотидов.


1.3.На участке молекулы ДНК 30 тимидиловых нуклеотидов, что составляет 10% от общего количества нуклеотидов. Определите качественный и количественный состав этого участка молекулы ДНК.

    1. Число тимидиловых = числу адениновых

    2. Число гуаниновых = числу цитозиновых

    3. Если 30 тимидиловых это 10%, то адениновых тоже 30 и тоже 10%,

    4. 100%-(10%+10%)=80%-это Г и Ц вместе, значит 80%/2=40% - Г, и 40%- Ц,

    5. Если 10%=30 , то 100%=300, соответственно, Г-40% или 120, а Ц тоже 40% или 120.

    6. Ответ: А=30 Т=30 Г=120 Ц=120

1.4.Последовательность нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК имеет такой вид: А-А-Т-Г- Г-А-Т-Т-Т-Ц-Ц-А. Определите последовательность нуклеотидов в антикодонах т- РНК, принимающих участие в биосинтезе белка, который закодирован на данном участке ДНК.

    1. По принципу комплементарности подбираем к цепи ДНК :А-А-Т- Г- Г-А-Т-Т-Т-Ц-Ц-А

    2. и-РНК:У-У-А-Ц-Ц-У-А-А-А-Г-Г-У
      по принципу комплементарности строим т-РНК: ААУ, ГГА, УУУ, ЦЦА

1.5.На участке молекулы ДНК 40 тимидиловых нуклеотидов, что составляет 20% от общего количества. Определите качественный и количественный состав этого участка молекулы ДНК.

    1. Т=А
      Ц=Г, все 4 вида нуклеотидов составляют в молекуле ДНК 100%.
      Если, тимина 20%,то и аденина 20%:
      20%+20%=40% (Т+А вместе) – это: 40+40=80 нуклеотидов.

    2. Составим пропорцию:
      40% - 80 нуклеотидов (Т+А)

100% - Х нуклеотидов (А+Т+Г+Ц); Х=100% х 80/40= 200
Ц + Г= 200 – 80 = 120; Ц=Г=120/2=60
Ответ: А-40, Ц-60, Г- 60.

1.6.Последовательность нуклеотидов в молекуле информационной РНК имеет следующий вид: А-А-Ц-Г-Ц-Ц-У-Г-Ц-У-Ц-Г. Восстановите последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК (обе цепи), на которой была транскрибирована указанная молекула и-РНК.

и-РНК: А-А-Ц-Г-Ц-Ц-У-Г-Ц-У-Ц-Г

1-я цепь ДНК: Т- Т-Г-Ц-Г- Г-А-Ц-Г-А-Г-Ц

2-я цепь ДНК: А- А-Ц-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-Ц-Г

1.7.Используя таблицу генетического кода, восстановите последовательность аминокислот в белке, информация о котором закодирована в следующей последовательности нуклеотидов смысловой цепи ДНК: А-Т-Г-А-А-А-Т-Т-Т-Ц-Ц-А (таблица прилагается в билете).

    1. Разделим цепь на триплеты: АТГ-ААА-ТТТ-ЦЦА. Используя таблицу генетического кода, найдем последовательность аминокислот в белке: Тирозин-лейцин-лизин-глицин.

1.8.Последовательность антикодонов в молекулах т-РНК, принимающих участие в трансляции, имеет следующий вид: ААЦ; УГУ; ЦГГ; ГЦУ. По указанным антикодонам восстановите последовательность нуклеотидов на кодирующем участке ДНК.

    1. Структурной единицей нуклеиновых кислот (НК) является нуклеотид, их выделяют пять типов- адениловый (А) , тимидиловый (Т) , гуаниловый (Г) , цитидиловый (Ц) , уридиловый (У)

    2. Каждый тип НК содержит только четыре вида нуклеотида, в ДНК – А, Т, Г, Ц; в РНК – А, У, Г, Ц;

    3. Одна аминокислота кодируется тремя стоящими рядом нуклеотидами - ТРИПЛЕТОМ (кодоном) ;

    4. Одна аминокислота транспортируется к месту синтеза одной т-РНК, на вершине которой расположен антикодон;

    5. Нуклеотиды соединяются по принципу комплиментарности: напротив А располагается Т, а напротив Г-Ц.

    6. т-РНК: ААЦ; УГУ; ЦГГ; ГЦУ

    7. и-РНК: У-У-Г-А-Ц-А-Г-Ц-Ц-Ц-Г-А

    8. ДНК: А-А-Ц-Т-Г-Т-Ц-Г-Г-Г-Ц-Т

1.9. Установите последовательность нуклеотидов в антикодонах т-РНК, участвующих в биосинтезе белка, если последовательность нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК имеет следующий вид: Ц-А-А-Ц-Г-А-Ц-Т-А-Ц-Ц-А.

    1. ДНК: Ц-А-А-Ц-Г-А-Ц-Т-А-Ц-Ц-А

и-РНК: Г-У-У-Г-Ц-У- Г-А-У-Г-Г-У

т-РНК: ЦАА; ЦГА; ЦТА; ЦЦА

1.10.Установите аминокислотную последовательность в молекуле белка, если последовательность нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК имеет вид:

А-А-А-Г-Г-А-Т-Т-А-Ц-Ц-А-А-Т-Т. Используйте таблицу генетического кода (прилагается в билете).

    1. Разделим цепь ДНК на триплеты: ААА; ГГА; ТТА; ЦЦА; АТТ, тогда аминокислотная последовательность в молекуле белка будет следующей: Лизин-глицин-лизин-пролин-сто-кодон.


1.11. По предложенной последовательности нуклеотидов в молекуле и-РНК запишите последовательность нуклеотидов (в двух цепях) в молекуле ДНК, с которой данная и- РНК была транскрибирована.

и-РНК: Г-У-А-А-А-А-Ц-Ц-Г-У-У-А-У-Ц-А

ДНК: Ц-А-Т-Т-Т-Т- Г-Г-Ц-А-А-Т-А-Г-Т


2. Задачи на моногибридное скрещивание при неполном доминировании


2.1.У коров гены красной (R) и белой (r) окраски кодоминантны друг другу (неполное доминирование). Гетерозиготные особи (Rr) – чалые. Какие телята будут рождаться при скрещивании чалой коровы и чалого быка? Составьте схему наследования.

    1. P(родители): (мать) Rr x (отец) Rr
      G(гаметы): R r
      F¹(потомство): 1 RR (красные) : 2 Rr (чалые) : 1 rr (белые)

2.2. Красная окраска цветков ночной красавицы определяется геном А, а белая окраска – а. Гетерозиготные растения Аа в результате промежуточного наследования имеют розовые цветки. Растения с красными цветками опылили пыльцой с белых цветков. Какой генотип и фенотип будут иметь растения первого поколения? Растения с розовыми цветками опылили пыльцой белых цветков. Определите фенотип и генотип потомства от этого скрещивания.

  1. Р.  АА(красные)  х  аа(белые)
    F.: АА(розовые – по фенотипу); по генотипу – гетерозиготы.

  2. Р.  Аа(розовые)  х АА(красные)
    F: по фенотипу: 50%-АА(красные), 50%-Аа(розовые),

по генотипу: 50% - гомозиготы по доминантному признаку, 50 % - гетерозиготы.


3.Задачи на моногибридное скрещивание при полном доминировании


3.1.Нормальный рост овса доминирует над гигантизмом. Скрестили растения с нормальным ростом и получили 200 семян. Гибридные семена высадили и среди растений насчитали 48 растений с гигантским ростом. Составьте схему наследования и укажите, сколько растений, имеющих нормальный рост, будут иметь гомозиготный генотип?

    1. Дано:

    2. А - нормальный рост

    3. а - гигантизм

    4. Р: АА х аа 

    5. F1: Аа

    6. Р: Аа х Аа

    7. G (гаметы): А а   А а

    8. F2: АА - нормальный гомозиготный

    9.       Аа - нормальный гетерозиготный

    10.       Аа - нормальный гетерозиготный

    11.       аа - гигантизм

    12. Расщепление за генотипом - 1:2:1 - 48:96:48

    13. То есть, 48 растений, имеющих, нормальный рост, будут иметь гомозиготный генотип


3.2.У флоксов белая окраска венчика полностью доминирует над кремовой. При скрещивании растений с белыми цветками получили 12 растений с белыми цветками и 4 растения с кремовой окраской венчика. Установите возможные генотипы у родителей и потомков. Составьте схему наследования. Сколько растений среди гибридов будут гетерозиготами?

Дано: Решение:

А – белая окраска Р: ♀ Аа х ♂ Аа

а – кремовая окраска G A а А а

F1: 12 белых и 4 кремовых F1 : АА Аа Аа аа

(3:1) белые белые белые кремовые

гетерозиготы

По генотипу: 1:2:1; по фенотипу: 1:3

Найти: генотипы Р - ?

F1 -? Гетерозиготы - ?

Ответ: генотипы родителей ♀ Аа . ♂Аа

генотипы потомков F1:АА, Аа, Аа, аа; геперозиготы - 50 %

3.3. Полидактилия наследуются как доминантный аутосомный ген. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают полидактилией и при этом гетерозиготны по этой паре генов? Составьте схему наследования.

Дано: Решение: Р: ♀ Аа х ♂Аа

А – полидактилия G: А а А а

а - здоровые F1: АА Аа Аа аа

Р : ♀ Аа –полидактилия, больные здоровые

♂ Аа–полидактилия 3 : 1


Найти: F1 без аномалий - ?

Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аа) составляет 1 : 3.

3.4.У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой свинкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?

    1. Дано: R- ген мохнатой шерсти Решение: генотипы родителей -

    2. r- гладкая шерсть Р: ♀ Rr х ♂ rr

    3. Р: ♀ R? х ♂ rr G: R r r

    4. F1:18 мохнатых; F1: Rr rr

    5. 20 гладких____ 50 % мохнатые 50% гладкие

    6. Найти: генотипы Р -? F1 -?

    7. Гаметы: R+r x r

    8. Ответ: генотип родителей: один из родителей гетерозиготен, др. – гомозиготен по рецессивному признаку. Генотип потомства: 50% - гетерозиготные (с мохнатой шерстью), 50% - гомозиготные по рецессивному признаку (с гладкой шерстью).

У этих свинок не могут родиться только гладкие особи, для этого оба родителя должны быть гомозиготные по рецессивному признаку.


3.5.При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F1 наблюдалось расщепление: 1392 особи были серого цвета и 467 особей – черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей. Составьте схему наследования.

1392 особи были серого цвета и 467 черных - соотношение 3 : 1 значит ген серого цвета доминантный:
Дано: А – серый Р  Аа   х   Аа
а - черный G A, a      A, a
Найти: генотипы Р -? F1 AA, Aa, aA - серые, аа – черные

Ответ: здесь расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу. 

Из этого следует, что доминирует серый цвет, а данное расщепление возможно только если оба родителя гетерозиготны.


4.Задачи по экологии

4.1.Какая площадь водной акватории (в м2) необходима для того, чтобы выкормить одну щуку массой 10 кг (на долю воды приходится 60%) в цепи питания: планктон

рыба растительноядная щука. Биопродуктивность планктона составляет 500 г/м2.

Дано: m=10 кг (из них 60%-H2O)

Биопродуктивность: 1 м2 планктона= 500 г или 0,5 кг

Цепь питания: планктон→рыба растительноядная→щука

Найти: S(водной акватории)-? м2

Решение:

Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.

1) Определяем процентное содержание органического вещества в теле щуки:

100%-60%=40%

2) определяем массу органического вещества в теле щуки:

  1. кг - 100%

х кг - 40% х=40 х 10/100 = 4 (кг)

3) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу планктона, необходимую для существования щуки, массой 10 кг.

планктон→рыба растительноядная→щука

400 кг 40 кг 4 кг

4) Определяем площадь водной акватории, которая необходима, чтобы прокормить одну щуку, массой 10 кг. 1 м2 - 0,5 кг

х м2 - 400 кг х = 800 (м2)

Ответ: площадь водной акватории составляет 800 м2.


4.2.Определите площадь (м2) соответствующего биогеоценоза, на котором может прокормиться волк массой 50 кг (цепь питания: трава - парнокопытные - волк). Биомасса леса составляет 300 г/м2. Массовая часть воды от общей массы составляет 70%.

Дано:

m=50 кг (из них 60%-H2O)

Биопродуктивность:

1 м2 биоценоза= 300 г или 0,3 кг

Цепь питания:

трава→парнокопытные→волк

Найти: S(биоценоза)-? м2

Решение:

Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.

1) Определяем процентное содержание органического вещества в теле волка:

100%-70%=30%

2) определяем массу органического вещества в теле волка:

50 кг-100%

х кг-30%

х=

х=15 (кг)

3) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу травы, необходимую для существования волка, массой 50 кг.

трава→парнокопытные→волк

1500кг 150 кг 15 кг

4) Определяем площадь биоценоза, которая необходима, чтобы прокормить одного волка, массой 50 кг.

1м2-0,2 кг

х м2-1500 кг

х=

х=5000 (м2)

Ответ: площадь биоценоза составляет 5000 м2.

4.3.Определите площадь акватории реки, которая необходима для того, чтобы прокормить судака массой 1кг (40% сухого вещества). В цепи питания: фитопланктон

травоядная рыба судак. Продуктивность фитопланктона составляет 500г/м2.

Дано:

m=1 кг (из них 40%-сухого вещества)

Биопродуктивность: 1 м2 фитопланктона= 500 г или 0,5 кг

Цепь питания: фитопланктон→травоядная рыба→судак

Найти: S(акватории реки)-? м2

Решение: Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.

1) определяем массу органического вещества в теле судака:

1кг-100%

х кг-40% х= х=0 ,4(кг)

2) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу фитопланктона, необходимую для существования судака, массой 1 кг.

фитопланктон→травоядная рыба→судак

40кг 4 кг 0,4 кг

3) Определяем площадь акватории реки, которая необходима, чтобы прокормить судака, массой 1 кг.

1м2-0,5 кг

х м2- 40 кг х= х=80 (м2)

Ответ: площадь акватории реки составляет 80 м2.

4.4.Биомасса сухого сена с 1м2 луга составляет 200 г. Используя правило экологической пирамиды, определите, сколько гектаров луга необходимо, чтобы прокормить одного школьника массой 50 кг (на воду приходится 60%) в цепи питания: трава-корова- человек.

Дано:

m=50 кг (из них 60%-H2O)

Биопродуктивность: 1 м2 поля= 200 г или 0,2 кг

Цепь питания: трава→корова→человек

Найти: S(поля)-? м2

Решение: Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.

1) Определяем каково процентное содержание органического вещества в теле человека:

100%-60%=40%

2) определяем массу органического вещества в теле человека:

50 кг-100%

х кг-40% х= х=20 (кг)

3) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу травы, необходимую для существования человека, массой 50 кг.

трава→корова→человек

2000 кг 200 кг 20 кг

4) Определяем площадь поля, которая необходима, чтобы прокормить одного школьника, массой 50 кг.

1м2-0,2 кг

х м2-2000 кг х= х=10000 (м2)

Ответ: площадь поля составляет 10000 м2.

4.5.Какая площадь водной акватории (в м2) необходима для того, чтобы выкормить одного карпа массой 3 кг (на долю воды приходится 60%) в цепи питания: планктон

беспозвоночные животные карп. Биопродуктивность планктона составляет 600 г/м2.

Дано:

m=3 кг (из них 40%-сухого вещества)

Биопродуктивность: 1 м2 фитопланктона= 600 г или 0,6 кг

Цепь питания: планктон→беспозвоночные животные→карп

Найти: S(акватории реки)-? м2

Решение: Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.

1) определяем массу органического вещества в теле карпа:

3кг-100%

х кг-40% х= х=1 ,2(кг)

2) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу фитопланктона, необходимую для существования карпа, массой 1,2 кг.

планктон→ беспозвоночные животные→карп

120кг 12 кг 1,2 кг

3) Определяем площадь акватории реки, которая необходима, чтобы прокормить карпа, массой 3 кг.

2-0,6 кг

х м2- 120 кг х= х=200 (м2)

Ответ: площадь водной акватории составляет 200 м2.


4.6.Одно взрослое дерево в процессе фотосинтеза за пять весенне-летних месяцев поглощает около 42 кг углекислого газа. Какой объем кислорода за этот период дерево выделит в атмосферу?


42000 г х л

6 СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

6 х 44 г 6 х 22,4 л

М(СО2) = 12+ 16 х 2 = 44 г/моль

42000 г – х л

6 х 44 – 6 х 22,4 л х = х = 21 382 (л) Ответ: 21 382 л кислорода.


5.Задачи на наследование признака, сцепленного с полом


5.1.Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) расположен в Х-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец ее был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого также был дальтоником. Определите вероятность рождения в этой семье детей с дальтонизмом, укажите их пол.

Дано:

А – нормальное зрение,

а – дальтонизм, Ха

♀ ХА Х?

Найти: F1 -?

вероятность F1 с дальтонизмом -?

Решение: если у женщины отец был дальтоником, то ее генотип ♀ ХА Ха (т. к. он передал ей G Ха ). Вбраке с мужчиной с нормальным зрением (его генотип ♂ ХА У) у них могут родиться дети:


ХА Ха

ХА У



ХА


Ха



ХА




ХА ХА

Здороая девочка



ХА Ха

Здороая девочка



У



ХА У

Здороый мальчик



ХаУ

Мальчик дальтоник

Ответ: вероятность рождения в этой семье детей с дальтонизмом – 1 : 3 (т.е. 25%); пол больного на дальтонизм ребенка – мужской.


5.2.У кошек ген черной окраски шерсти доминирует над геном рыжей окраски. Гетерозиготное состояние определяет в фенотипе черепаховую окраску. Ген окраски шерсти локализован в Х-хромосоме. Какова вероятность рождения черного котенка, если самка черепаховая, а самец черный.

Дано: Решение:

А – черная окраска, P: ♀ ХА Ха ˟ ♂ ХАУ

А – рыжа окраска, G: ХА Ха ХА У

Аа – черепаховая окраска,

Х ген окраски ,

♀ ХА Ха – черепаховая,

♂ ХАУ – черный

Найти: F1 - ?

F1:

ХА

У

ХА

ХА ХА

черный

ХАУ

черный

Ха

ХА Ха

черепаховый

ХаУ

рыжий

Ответ: вероятность рождения черного котенка 50 %.

5.3.У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного гена, сцепленного с полом, ген локализован в Х-хромосоме. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Какова вероятность (%), что следующий сын унаследует вышеуказанный признак от отца? Составить схему наследования.

Дано: вероятность рождения черного котенка

ХА-здоров

Ха-аномалия

♀-ХАХа

♂-ХаУ

Найти: F1(%здоровый сын)-?

Решение:

Тип данной задачи-на наследование сцепленное с полом

1) т.к. по условию задачи генотипы родителей: ♀-ХАХа, ♂-ХаУ, определяем генотипы и фенотипы F1:

P: ♀ ХАХа ˟♂ ХаУ

G: ХА Ха Ха У

F1:

ХА

Ха

Ха

ХАХа

ХаХа

У

ХАУ

ХаУ

По генотипу: 1 ХАХа:1 ХаХа:1 ХАУ:1 ХаУ

По фенотипу: 1 дочь здорова:1сын здоров:1дочь с аномалией:1сын с аномалией (1:1:1:1).

2) исходя из формулы расщепления по фенотипу в F1 (1:1:1:1) делаем вывод, что вероятность рождения здорового сына составляет 25%.

Ответ: вероятность рождения здорового сына составляет 25%.

5.4.Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с Х- хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на здоровой женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения детей с подобной аномалией? Составьте схему наследования.

Дано:

ХА -здоров

Ха-отсутствие потовых желез

♀- ХА ХА

♂- ХаУ

Найти: F1(% аномалия)-?

Решение:

Тип данной задачи- на наследование сцепленное с полом.

1) т.к. по условию задачи генотипы родителей: ♀- ХА ХА,

♂- ХаУ, определяем генотипы и фенотипы F1:

P: ♂ ХаУ ˟ ♀ ХА ХА

G: Ха У ХА ХА

F1:

Ха

У

ХА

ХА Ха

ХАУ

ХА

ХА Ха

ХАУ

По генотипу F1: 2 ХА Ха :2 ХАУ (1:1)

По фенотипу F1: все здоровы

2) т.к. по фенотипу в F1: все здоровы, значит вероятность рождения детей с аномалией составляет 0%.

Ответ: вероятность рождения в этой семье детей с подобной аномалией составляет 0%.


5.5.Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имеющих темные зубы, родилась дочь с темными и сын с белыми зубами. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье? Составьте схему наследования.

25% А- темные зубы(доминант)

а-светлые(рецесс)  (если есть хоть один доминантный признак в гене то тогда он будет решать, что главнее)

отец Аа   мать Аа

дочь А_   сын аа

теперь берем комбинации генов родителей 11,12,21,22

получаем АА- темные Аа-темные аА-темные аа-светлые

1/4=25%

6.Задачи по теме «Деление клетки»


6.1. В кариотипе соматической клетки комнатной мухи 12 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках семенников в интерфазе перед началом деления, в профазе I мейоза. Сколько клеток, и с каким набором хромосом и количеством ДНК будет в телофазе II мейоза.


Ответ: в клетках семенников в интерфазе перед началом деления число хромосом и молекул ДНК = 2п4с, то есть 12 хромосом и 24 молекулы ДНК;

в профазе I мейоза – тоже 2п4с (12 хромосом и 24 молекулы ДНК);

в телофазе II мейоза – п с, то есть 6 хромосом и 6 молекул ДНК.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!