СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика решения задач в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о методах используемых при обучени решению задач.

Просмотр содержимого документа
«Методика решения задач в начальной школе»

Методика решения задач в начальной школе . Подготовила: Набережнева Е.В. Учитель начальных классов.

Методика решения задач в начальной школе .

Подготовила: Набережнева Е.В.

Учитель начальных классов.

Прежде чем приступать к знакомству с задачей и обучению решению задач, необходимо сформировать у ребенка целый комплекс умений: Умение слушать и понимать тексты различных структур  Умение правильно представлять себе и моделировать ситуации предлагаемые педагогом  Умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией Умение составлять математическое выражение в соответствии, с выбранным действием Умение выполнять простые вычисления Эти умения являются базовыми для подготовки ребенка к о6унению решению задач.

Прежде чем приступать к знакомству с задачей и обучению решению задач, необходимо сформировать у ребенка целый комплекс умений:

  • Умение слушать и понимать тексты различных структур
  • Умение правильно представлять себе и моделировать ситуации предлагаемые педагогом
  • Умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией
  • Умение составлять математическое выражение в соответствии, с выбранным действием
  • Умение выполнять простые вычисления

Эти умения являются базовыми для подготовки ребенка к о6унению решению задач.

Введение понятия «задача». 1. Выполнение операций над множествами: объединение двух множеств без общих элементов и удаление части из множеств. Например: «Мальчик вырезал 3 синих круга и 1 красный. Сколько кругов вырезал мальчик?» Дети выкладывают на столах сначала 3 синих круга, затем 1 красный. Объединяют круги и находят число путем счета. Например: «Коля вырезал 5 кружков. 2 кружка он подарил другу. Сколько кружков осталось у Коли?» Дети выкладывают 5 кружков, потом 2 кружка убираю и считают оставшиеся круги.

Введение понятия «задача».

1. Выполнение операций над множествами: объединение двух множеств без общих элементов и удаление части из множеств.

Например: «Мальчик вырезал 3 синих круга и 1 красный. Сколько кругов вырезал мальчик?»

Дети выкладывают на столах сначала 3 синих круга, затем 1 красный. Объединяют круги и находят число путем счета.

Например: «Коля вырезал 5 кружков. 2 кружка он подарил другу. Сколько кружков осталось у Коли?»

Дети выкладывают 5 кружков, потом 2 кружка убираю и считают оставшиеся круги.

2. Учитель знакомит учащихся со смыслом действий сложения и вычитания. Учащиеся переводят на язык математических символов ситуацию, изображенную на картинке. Например: «К 3 совам прилетели 2, стало 5». 3 совы да еще 2, всего 5. К 3 прибавить 2 получиться 5. Слово прибавить при записи заменяют знаком +. Например: «Было 5 яиц, 1 разбилось, осталось 4 яйца». 5 без 1 – это 4. Из 5 вычесть 1 получиться 4. При записи вычесть заменяется знаком - .

2. Учитель знакомит учащихся со смыслом действий сложения и вычитания. Учащиеся переводят на язык математических символов ситуацию, изображенную на картинке.

Например: «К 3 совам прилетели 2, стало 5».

3 совы да еще 2, всего 5. К 3 прибавить 2 получиться 5. Слово прибавить при записи заменяют знаком +.

Например: «Было 5 яиц, 1 разбилось, осталось 4 яйца».

5 без 1 – это 4. Из 5 вычесть 1 получиться 4. При записи вычесть заменяется знаком - .

3. Учитель на основе бесед определяет как дети понимают слова «больше – меньше- столько же», «длиннее – короче – равные по длине», «выше – ниже», «дороже – дешевле». Где кругов больше – слева или справа? Сколько их? Где кругов меньше? Как узнали? Что надо сделать что б кругов стало одинаково?

3. Учитель на основе бесед определяет как дети понимают слова «больше – меньше- столько же», «длиннее – короче – равные по длине», «выше – ниже», «дороже – дешевле».

Где кругов больше – слева или справа? Сколько их? Где кругов меньше? Как узнали? Что надо сделать что б кругов стало одинаково?

Составление задач. Например: Оля и Аня убирал карандаши в коробку. Оля положила в коробку 4 карандаша. Аня убрала в коробку 2 карандаша. Что мы пока не знаем ? Что мы должны узнать? Задача. Повторяем задачу. Повторите ту часть в которой говориться что нам известно. Вывешиваем цифры. Что мы пока не знаем? Что надо узнать? Вывешивается знак вопроса. Оговаривается что задача состоит из условия и вопроса. 4 2 ? в У

Составление задач.

Например: Оля и Аня убирал карандаши в коробку. Оля положила в коробку 4 карандаша. Аня убрала в коробку 2 карандаша. Что мы пока не знаем ? Что мы должны узнать?

Задача.

Повторяем задачу. Повторите ту часть в которой говориться что нам известно. Вывешиваем цифры. Что мы пока не знаем? Что надо узнать? Вывешивается знак вопроса. Оговаривается что задача состоит из условия и вопроса.

4

2

?

в

У

Решение.       О Слово задача закрывается карточкой со словом решение. Как узнать сколько всего карандашей в коробке? Было карандашей 4 да еще 2, надо к 4 прибавить 2 Ставим знаки действий между числами. Считаем. Цифра 6 вывешивается на карточку со знаком вопроса. Проверим. Делается вывод что задача состоит из условия и вопроса. Надо выполнить решение и дать ответ. + 6 4 = 2 условие ЗАДАЧА решение проверка ответ вопрос

Решение.

О

Слово задача закрывается карточкой со словом решение.

Как узнать сколько всего карандашей в коробке?

Было карандашей 4 да еще 2, надо к 4 прибавить 2

Ставим знаки действий между числами. Считаем. Цифра 6 вывешивается на карточку со знаком вопроса.

Проверим.

Делается вывод что задача состоит из условия и вопроса. Надо выполнить решение и дать ответ.

+

6

4

=

2

условие

ЗАДАЧА

решение

проверка

ответ

вопрос

Краткая запись. Запись столбиком Чертеж Таблица Законы решения задачи: «По двум данным находиться третье». «Сколько знаков вопроса, столько и действий».

Краткая запись.

Запись столбиком

Чертеж

Таблица

Законы решения задачи:

«По двум данным находиться третье».

«Сколько знаков вопроса, столько и действий».

Задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания. Например: « У Маши было 6 яблок. Два яблока она отдала Тане. Сколько яблок осталось у Маши?» Дети выполняют иллюстрацию по ходу анализа задачи. Что известно про яблоки, которые были у Маши? – 6 – дети рисуют Сколько яблок она отдала Тане? О чем спрашивается в задаче? Дети выполняют решение и записывают ответ. 2 ? 6

Задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.

Например: « У Маши было 6 яблок. Два яблока она отдала Тане. Сколько яблок осталось у Маши?»

Дети выполняют иллюстрацию по ходу анализа задачи.

Что известно про яблоки, которые были у Маши? – 6 – дети рисуют

Сколько яблок она отдала Тане?

О чем спрашивается в задаче? Дети выполняют решение и записывают ответ.

2

?

6

Задави, раскрывающие связь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Например: «В коробке лежало 9 шаров. Из них 3 синих, а остальные красные. Сколько красных шаров лежало в коробке?» Учитель достает из коробки все шары и пересчитывает. Далее проводиться беседа. Я достала все синие шары? Сколько их? Это все шары или только часть? Какие еще шары в коробке? Мы знаем сколько красных шаров? А сколько всего шаров в коробке? Из каких шаров сложено все число? Какую часть мы знаем? Что надо сделать чтоб найти оставшуюся часть? Сколько красных? Как запишем? Какой ответ? 9 шаров 3 ? Синих – 3 ш. Красных - ? ш. 9

Задави, раскрывающие связь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.

Например: «В коробке лежало 9 шаров. Из них 3 синих, а остальные красные. Сколько красных шаров лежало в коробке?»

Учитель достает из коробки все шары и пересчитывает. Далее проводиться беседа.

Я достала все синие шары? Сколько их?

Это все шары или только часть?

Какие еще шары в коробке?

Мы знаем сколько красных шаров?

А сколько всего шаров в коробке?

Из каких шаров сложено все число?

Какую часть мы знаем?

Что надо сделать чтоб найти оставшуюся часть?

Сколько красных?

Как запишем?

Какой ответ?

9 шаров

3 ?

Синих – 3 ш.

Красных - ? ш.

9

Например: « Когда с полки сняли 8 книг, там осталось еще 10. Сколько было на полке раньше?» Беседа: Сколько осталось книг? Как их изобразим? А раньше их было больше или меньше? Знаем ли сколько было всего? А почему книг на полке стало меньше ? Где раньше были эти 8 книг ? Как узнать сколько всего книг было на полке? ? 8 Было -? Сняли – 8 кн. Осталось – 10 кн.

Например: « Когда с полки сняли 8 книг, там осталось еще 10. Сколько было на полке раньше?»

Беседа:

Сколько осталось книг?

Как их изобразим?

А раньше их было больше или меньше?

Знаем ли сколько было всего?

А почему книг на полке стало меньше ?

Где раньше были эти 8 книг ?

Как узнать сколько всего книг было на полке?

?

8

Было -?

Сняли – 8 кн.

Осталось – 10 кн.

Например: « В гараже стояло 15 машин. Когда несколько из них выехало, в гараже осталось 5 машин. Сколько машин выехало из гаража?» Беседа: Как изобразим машины? Сколько машин стояло в гараже? На какие две части можно разделить все машины? Сколько машин осталось? Это все машины или их было больше? А знаем ли мы сколько машин выехало? 15 ? Было – 15 м. Выехало - ? м. Осталось – 5 м.

Например: « В гараже стояло 15 машин. Когда несколько из них выехало, в гараже осталось 5 машин. Сколько машин выехало из гаража?»

Беседа:

Как изобразим машины?

Сколько машин стояло в гараже?

На какие две части можно разделить все машины?

Сколько машин осталось?

Это все машины или их было больше?

А знаем ли мы сколько машин выехало?

15

?

Было – 15 м.

Выехало - ? м.

Осталось – 5 м.

Задачи, раскрывающие понятие разности. Например: «Сестра посадила 3 куста смородины, а брат на 2 больше чем сестра. Сколько кустов посадил брат? Беседа. Как изобразим кусты? Сколько кустов посадила сестра? А что сказано про кусты брата? Что это значит? Известно ли сколько всего кустов посадил брат? С. Б. ? Сестра – 3 к. Брат ? На 2 больше

Задачи, раскрывающие понятие разности.

Например: «Сестра посадила 3 куста смородины, а брат на 2 больше чем сестра. Сколько кустов посадил брат?

Беседа.

Как изобразим кусты?

Сколько кустов посадила сестра?

А что сказано про кусты брата?

Что это значит?

Известно ли сколько всего кустов посадил брат?

С.

Б.

?

Сестра – 3 к.

Брат ? На 2 больше

Например: « В большой комнате стояло 4 стула. А в маленькой на 2 стула меньше. Сколько стульев стояло в маленькой комнате?» Беседа Что сказано про стулья в большой комнате? А что сказано про стулья в маленькой комнате? Что это значит? А известно сколько стульев в маленькой комнате? Б. М.  ?

Например: « В большой комнате стояло 4 стула. А в маленькой на 2 стула меньше. Сколько стульев стояло в маленькой комнате?»

Беседа

Что сказано про стулья в большой комнате?

А что сказано про стулья в маленькой комнате?

Что это значит?

А известно сколько стульев в маленькой комнате?

Б.

М.

?

Например: «У Маши было 5 воздушных шаров, а у Оли – 3. НА сколько больше шаров было у Маши, чем у Оли?» Беседа: Сколько шаров было у Маши? А у Оли шариков было больше или меньше? М. О.

Например: «У Маши было 5 воздушных шаров, а у Оли – 3. НА сколько больше шаров было у Маши, чем у Оли?»

Беседа:

Сколько шаров было у Маши?

А у Оли шариков было больше или меньше?

М.

О.

Например: «В поле было 5 комбайнов, их было на 2 меньше чем грузовых машин. Сколько грузовых машин работало в поле? Беседа: Что надо узнать в задаче? Грузовых машин было больше или меньше чем комбайнов? К. На 2 меньше М. На 2 больше ? ?

Например: «В поле было 5 комбайнов, их было на 2 меньше чем грузовых машин. Сколько грузовых машин работало в поле?

Беседа:

Что надо узнать в задаче?

Грузовых машин было больше или меньше чем комбайнов?

К.

На 2 меньше

М.

На 2 больше

?

?

Задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения. Задачи на деление по содержанию. Задачи на деление на равные части. Предметная иллюстрация. Схематический рисунок. Решение записывается делением. Результат находиться по иллюстрации присчитыванием.

Задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения.

Задачи на деление по содержанию.

Задачи на деление на равные части.

Предметная иллюстрация.

Схематический рисунок.

Решение записывается делением.

Результат находиться по иллюстрации присчитыванием.

Схемы помощники. У С СТ СТ : СЛ СЛ В Р : Ц К * НА БОЛЬШЕ В МЕНЬШЕ + … (НА/Во) СКОЛЬКО ___ * : НА СКОЛЬКО ВО СКОЛЬКО ___ : S : : V t *

Схемы помощники.

У

С

СТ

СТ

:

СЛ

СЛ

В

Р

:

Ц

К

*

НА

БОЛЬШЕ

В

МЕНЬШЕ

+

… (НА/Во) СКОЛЬКО

___

*

:

НА СКОЛЬКО

ВО СКОЛЬКО

___

:

S

:

:

V

t

*

Запись ответа. Ответ к задаче моет быть записан кратко: «Ответ : 56 кг.» но может быть и полным «Ответ: 56 кг весят 8 ящиков с апельсинами.» В 1 классе до тех пор пока не сформирован навык беглого письма ответ записывается кратко. Однако устно проговаривается полный ответ. Краткий ответ моет записываться и позднее в том случае, если фиксируется пояснение к последнему действию. Если последнее действие не поясняется ответ пишется полный. Не следует исправлять ответ ученика если числовое данное стоит не на первом месте.

Запись ответа.

Ответ к задаче моет быть записан кратко: «Ответ : 56 кг.» но может быть и полным «Ответ: 56 кг весят 8 ящиков с апельсинами.»

В 1 классе до тех пор пока не сформирован навык беглого письма ответ записывается кратко. Однако устно проговаривается полный ответ.

Краткий ответ моет записываться и позднее в том случае, если фиксируется пояснение к последнему действию. Если последнее действие не поясняется ответ пишется полный.

Не следует исправлять ответ ученика если числовое данное стоит не на первом месте.