Методика решения задач в начальной школе .
Подготовила: Набережнева Е.В.
Учитель начальных классов.
Прежде чем приступать к знакомству с задачей и обучению решению задач, необходимо сформировать у ребенка целый комплекс умений:
- Умение слушать и понимать тексты различных структур
- Умение правильно представлять себе и моделировать ситуации предлагаемые педагогом
- Умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией
- Умение составлять математическое выражение в соответствии, с выбранным действием
- Умение выполнять простые вычисления
Эти умения являются базовыми для подготовки ребенка к о6унению решению задач.
Введение понятия «задача».
1. Выполнение операций над множествами: объединение двух множеств без общих элементов и удаление части из множеств.
Например: «Мальчик вырезал 3 синих круга и 1 красный. Сколько кругов вырезал мальчик?»
Дети выкладывают на столах сначала 3 синих круга, затем 1 красный. Объединяют круги и находят число путем счета.
Например: «Коля вырезал 5 кружков. 2 кружка он подарил другу. Сколько кружков осталось у Коли?»
Дети выкладывают 5 кружков, потом 2 кружка убираю и считают оставшиеся круги.
2. Учитель знакомит учащихся со смыслом действий сложения и вычитания. Учащиеся переводят на язык математических символов ситуацию, изображенную на картинке.
Например: «К 3 совам прилетели 2, стало 5».
3 совы да еще 2, всего 5. К 3 прибавить 2 получиться 5. Слово прибавить при записи заменяют знаком +.
Например: «Было 5 яиц, 1 разбилось, осталось 4 яйца».
5 без 1 – это 4. Из 5 вычесть 1 получиться 4. При записи вычесть заменяется знаком - .
3. Учитель на основе бесед определяет как дети понимают слова «больше – меньше- столько же», «длиннее – короче – равные по длине», «выше – ниже», «дороже – дешевле».
Где кругов больше – слева или справа? Сколько их? Где кругов меньше? Как узнали? Что надо сделать что б кругов стало одинаково?
Составление задач.
Например: Оля и Аня убирал карандаши в коробку. Оля положила в коробку 4 карандаша. Аня убрала в коробку 2 карандаша. Что мы пока не знаем ? Что мы должны узнать?
Задача.
Повторяем задачу. Повторите ту часть в которой говориться что нам известно. Вывешиваем цифры. Что мы пока не знаем? Что надо узнать? Вывешивается знак вопроса. Оговаривается что задача состоит из условия и вопроса.
4
2
?
в
У
Решение.
О
Слово задача закрывается карточкой со словом решение.
Как узнать сколько всего карандашей в коробке?
Было карандашей 4 да еще 2, надо к 4 прибавить 2
Ставим знаки действий между числами. Считаем. Цифра 6 вывешивается на карточку со знаком вопроса.
Проверим.
Делается вывод что задача состоит из условия и вопроса. Надо выполнить решение и дать ответ.
+
6
4
=
2
условие
ЗАДАЧА
решение
проверка
ответ
вопрос
Краткая запись.
Запись столбиком
Чертеж
Таблица
Законы решения задачи:
«По двум данным находиться третье».
«Сколько знаков вопроса, столько и действий».
Задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.
Например: « У Маши было 6 яблок. Два яблока она отдала Тане. Сколько яблок осталось у Маши?»
Дети выполняют иллюстрацию по ходу анализа задачи.
Что известно про яблоки, которые были у Маши? – 6 – дети рисуют
Сколько яблок она отдала Тане?
О чем спрашивается в задаче? Дети выполняют решение и записывают ответ.
2
?
6
Задави, раскрывающие связь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
Например: «В коробке лежало 9 шаров. Из них 3 синих, а остальные красные. Сколько красных шаров лежало в коробке?»
Учитель достает из коробки все шары и пересчитывает. Далее проводиться беседа.
Я достала все синие шары? Сколько их?
Это все шары или только часть?
Какие еще шары в коробке?
Мы знаем сколько красных шаров?
А сколько всего шаров в коробке?
Из каких шаров сложено все число?
Какую часть мы знаем?
Что надо сделать чтоб найти оставшуюся часть?
Сколько красных?
Как запишем?
Какой ответ?
9 шаров
3 ?
Синих – 3 ш.
Красных - ? ш.
9
Например: « Когда с полки сняли 8 книг, там осталось еще 10. Сколько было на полке раньше?»
Беседа:
Сколько осталось книг?
Как их изобразим?
А раньше их было больше или меньше?
Знаем ли сколько было всего?
А почему книг на полке стало меньше ?
Где раньше были эти 8 книг ?
Как узнать сколько всего книг было на полке?
?
8
Было -?
Сняли – 8 кн.
Осталось – 10 кн.
Например: « В гараже стояло 15 машин. Когда несколько из них выехало, в гараже осталось 5 машин. Сколько машин выехало из гаража?»
Беседа:
Как изобразим машины?
Сколько машин стояло в гараже?
На какие две части можно разделить все машины?
Сколько машин осталось?
Это все машины или их было больше?
А знаем ли мы сколько машин выехало?
15
?
Было – 15 м.
Выехало - ? м.
Осталось – 5 м.
Задачи, раскрывающие понятие разности.
Например: «Сестра посадила 3 куста смородины, а брат на 2 больше чем сестра. Сколько кустов посадил брат?
Беседа.
Как изобразим кусты?
Сколько кустов посадила сестра?
А что сказано про кусты брата?
Что это значит?
Известно ли сколько всего кустов посадил брат?
С.
Б.
?
Сестра – 3 к.
Брат ? На 2 больше
Например: « В большой комнате стояло 4 стула. А в маленькой на 2 стула меньше. Сколько стульев стояло в маленькой комнате?»
Беседа
Что сказано про стулья в большой комнате?
А что сказано про стулья в маленькой комнате?
Что это значит?
А известно сколько стульев в маленькой комнате?
Б.
М.
?
Например: «У Маши было 5 воздушных шаров, а у Оли – 3. НА сколько больше шаров было у Маши, чем у Оли?»
Беседа:
Сколько шаров было у Маши?
А у Оли шариков было больше или меньше?
М.
О.
Например: «В поле было 5 комбайнов, их было на 2 меньше чем грузовых машин. Сколько грузовых машин работало в поле?
Беседа:
Что надо узнать в задаче?
Грузовых машин было больше или меньше чем комбайнов?
К.
На 2 меньше
М.
На 2 больше
?
?
Задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения.
Задачи на деление по содержанию.
Задачи на деление на равные части.
Предметная иллюстрация.
Схематический рисунок.
Решение записывается делением.
Результат находиться по иллюстрации присчитыванием.
Схемы помощники.
У
С
СТ
СТ
:
СЛ
СЛ
В
Р
:
Ц
К
*
НА
БОЛЬШЕ
В
МЕНЬШЕ
+
… (НА/Во) СКОЛЬКО
___
*
:
НА СКОЛЬКО
ВО СКОЛЬКО
___
:
S
:
:
V
t
*
Запись ответа.
Ответ к задаче моет быть записан кратко: «Ответ : 56 кг.» но может быть и полным «Ответ: 56 кг весят 8 ящиков с апельсинами.»
В 1 классе до тех пор пока не сформирован навык беглого письма ответ записывается кратко. Однако устно проговаривается полный ответ.
Краткий ответ моет записываться и позднее в том случае, если фиксируется пояснение к последнему действию. Если последнее действие не поясняется ответ пишется полный.
Не следует исправлять ответ ученика если числовое данное стоит не на первом месте.