СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Сходства и различия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение естественно-научных способностей у учащихся.

Назначение: изучение глубины мышления учащихся, способности к синтезу и анализу, а

также попутно выявление творческого потенциала.

Состоит из двух субтестов: «Найди различия», «Найди сходства».

Просмотр содержимого документа
«Методика "Сходства и различия"»

Методика «Найди отличия и сходства» Цель: изучение естественно-научных способностей у учащихся.

Назначение: изучение глубины мышления учащихся, способности к синтезу и анализу, а

также попутно выявление творческого потенциала.

Состоит из двух субтестов: «Найди различия», «Найди сходства».

Время работы: 10 минут (по 5 минут с каждым субтестом)

Субтест 1 «Найди различия»: «За 5 минут найдите как можно больше различий между лошадью и коровой. Запишите их в тетрадь (Лошадь такая-то, а корова такая-то)». Субтест 2 «Найди сходства»: «За следующие 5 минут запишите как можно больше сходств между лошадью и коровой. (Они оба...) Если вы вдруг вспомните различие, то вы можете дописать его в раздел «Различия». Обработка данных:

  1. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  2. За каждый оригинальный или редкий ответ добавляется еще, 1 балл.

  3. По каждому субтесту подсчитывают баллы и в соответствии и гфитериями, оценива­ют результаты выполнения.

  4. Потом складывают баллы по субтестам «Различия» и «Сходства» вместе, и с учетом критериев оценки делают общий вывод об уровне развития естественно - научных способностях учащегося.

  5. На основании пометок о дополнительных баллах делают вывод о творческих или ака­демических способностях ребенка (см. ориентировочную таблицу в 5 кл).

Примеры оригинальных и редких ответов* (из опыта работы):

Различия: 1. К. бывают морскими. 2. Л. участвуют в войне. 3. Л. выступают в цирке. 4. На Л. делают ставки на скачках. 5. К. дают ласковые имена, а Л. серьёзные. 6. Л. более грациозная. 7. Из хвоста Л. делают парики. 8. у Л. разнообразнее окраска. 9. К. не могут вставать на дыбы. Сходства: 1. Их пасёт пастух. 2. Обе приручены человеком. 3. Бывают дикие виды. 4. У телят и жеребят не бывает рогов. 5. с ними сравнивают людей. Примечание: Ответы «В Л. 6 букв, в К. 6 букв», «Л. и К. женского рода», «В Л. и К. одна буква «А»», и т.п. объединяются и засчитываются как один ответ, т.е. как 1 балл, поскольку они развивают одну и ту же тему. Не насчитываются ответы: 1. у К. -телёнок, а у Л. жеребёнок. 2. у них 4 ноги. 2 уха. 2 глаза... 3. Не говорят. 4. Обе рожают.

Критерии оценки результата по субтесту «Различия»* (авторские, из опыта работы):

8 — 15 баллов — отличный (свыше 15 — очень высокий)

6 — 7 баллов - хороший

5 баллов - средний

3 — 4 балла — удовлетворительный

0-2 балла - низкий

Критерии оценки результатов по субтесту «Сходства»* (авторские, из опыта работы): 7-11 баллов - отличный (свыше 11 - очень высокий)

5-6 баллов - хороший

4 балла - средний

2-3 балла - удовлетворительный

0-1 балл - низкий

Критерии оценки развития естественно-научных способностей* (авторские, из опыта работы):

15 и больше баллов - высокие,
12-14 баллов- выше средних,
9-11 баллов- средние,
6-8 баллов - ниже средних,

0-5 баллов - низкие.

На основании анализа трёх тестов мышления, делается качественный вывод об уровне общего развития ребёнка. Напомним, что способности могут быть высокими (все три вида способностей развиты высоко), выше средних (все три вида способностей развиты выше среднего уровня), средними (математические или гуманитарные способности развиты на среднем уровне), ниже средних (математические или гума­нитарные способности развиты ниже средних), низкими (все три способности развиты низко). При этом способности могут быть ровными (все три одинаково выраженными), неравномерными (с преобладанием какой-то одной способности над остальными), поверхностными (при слабом развитии естественно-научных способностей).