Занятие «Путешествие вглубь себя»
Слайд1.
Добрый день, уважаемые руководители, образовательных учреждений. Рада приветствовать вас на нашем занятие. Вести его буду я, педагог-психолог школы, Артюшина Александра Юрьевна.
Упражнение «Знакомство»
Начнем наше занятие со знакомства с вами, по очереди каждому из вас нужно будет произнести сове имя и одно прилагательное, черту характера, начинающуюся на первую букву имени. Например: Александра-активная, Сергей-серьезный, Гузель - грациозная. Начнем с первого участника левого стола.
Справились с заданием.
Вопросы: Кто испытывал затруднения при выборе прилагательного? А кому было легко выполнить задание?
Отлично, мы познакомились и узнали друг о друге некоторые качества. Замечательно.
Жизнь современного общества набирает такой огромный (бешеный) темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Работа занимает практически все наше время, постоянные стрессы, тревога могут привести к синдрому «профессионального выгорания», которому в первую очередь подвержены работники образования. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен».
Не всегда, получается, уделить время для полноценного отдыха, уединения с самим собой.
На нашем занятие, давайте постараемся сконцентрировать свое внимание только на себе. Найдем внутренние ресурсы для преодоления стресса.
Наше занятие называется «Путешествие вглубь себя».
Упражнение «Грецкий орех»
Перед вами на столах в коробочках лежат грецкие орехи. Возьмите по орешку, некоторое время внимательно рассмотрите его, изучить структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки. Достаточно.
А теперь положите орешки обратно в коробочку, и перемешайте их. Задача каждого из вас - найти свой орех.
После того как все орехи нашли своих владельцев, приступаем к обсуждению.
Интересно узнать, кто как запомнил свой орех и какой стратегией пользовался, чтобы потом найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный?). обсуждение.
Все очень внимательные, наблюдательные и у вас не вызвало особого труда найти свой орешек.
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они очень разные и практически невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
А если мы расколем орешек и посмотрим на его ядрышко, то увидим, что по форме грецкие орехи напоминают человеческий мозг. Подобное сходство не случайно природа дает понять, что эти плоды - самая подходящая пища для ума. И не только. Грецкий орех символизирует мозговой центр. Слайд 2.
-А кто является мозговым центром в школе? (Директор)
- Да, грецкий орех символизирует руководителя Образовательного Учреждения.
- По рецепту тибетской медицины грецкие орехи рекомендуется регулярно принимать людям при стрессах и переутомлении (как нервном, так и физическом), при головных болях, после тяжелой болезни, для укрепления сердца. Оставьте себе орехи на память и помните всегда, что Вы являетесь мозговым центром своего учреждения. И Вы должны соответствовать ореху во всех его понятиях, а значит быть крепкими, уравновешенными, мудрыми, выдержанными, закаленными, полезными, обладать большим запасом энергии.
Но без гармонии самим с собой этого не добьешься.
Упражнение «Что себе подарить?»
Перед тем как мы преступим к следующему заданию, ответьте на вопрос:
Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас абсолютно все и даже больше? Конечно, это вы сами.
Слайд 3. Сегодня мы будем рисовать картину-подарок– самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.
Возьмите листочки и карандаши, которые лежат у вас на столах.
Для начала мы определимся с дизайном вазы. Представьте себе ее форму, цвет, размер. Из какого материала она сделана, изображен ли на ней орнамент. И приступайте к выполнению (3 минуты)
Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые, диаметром 1-2 сантиметра; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Подумайте какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.
Теперь подумайте, какие качества, вам больше всего нравятся в людях. (вы цените)
Давайте озвучим, что же вы цените в людях? Произнесите по одному качеству по порядку, начиная с правого стола.
Наверняка, некоторыми из этих качеств обладаете и вы. Выберите себе в подарок 5 качеств, которые у вас есть, (если затрудняетесь выбрать 5 качеств, то можете выбрать те, которые вы хотели бы иметь, развить).
Вернитесь к своему рисунку. Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Давайте дадим ему название «Мои достоинства».
Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться. Это ваши внутренние ресурсы.
Давайте покажем свои рисунки друг другу. Они получились очень красивыми и неповторимыми.
Музыка. И мне хочется, чтобы вы друг друга похвалили, для этого поднимите левую руку и положите ее на плечо соседа слева и скажите ты – хороший, теперь поднимите правую руку и положите на плечо соседа справа и также произнесите – ты хороший. А теперь положите руку на грудь (погладьте себя по голове) и произнесите, А Я МОЛОДЕЦ!
Вы действительно отлично поработали и все молодцы!
И теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Большинство людей на вопрос где бы вы сейчас хотели находиться, отвечали «На море», вот туда мы с вами отправимся.
Упражнение релаксация «Отдых на море»
Слайд 4. Сядьте удобно, облокотитесь на спинку стула, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего всё тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким и послушным. Ваше внимание на песке привлек яркий маленький камешек, вы поднимаете его и продолжаете им любоваться, вы ощущаете, как он наполняет вас своей энергией. Дышится легко и свободно. Голова – ясная и чистая. Сделаем три глубоких вздоха, вы возвращаетесь в кабинет и открываете глаза. Вы отдохнули! Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
Вопросы: У всех получилось представить картину моря? Получилось расслабиться? Смогли ощутить энергию камешка?
Упражнение: «Ресурсный мешочек»
Слайд 5. Музыка. У каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.
Я передаю вам его, и каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.
Пусть камень, который наполнил вас энергией, будет являться талисманом и напоминать вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.
Слайд 6. Янтарь, символ солнца. И я желаю вам, что бы это солнце всегда согревало вас, дарило хорошее настроение и освещало вам путь.
Итог:
Я хотела бы услышать: Что полезного было для вас на нашем занятии? (Что полезного для вас вы возьмете с этой встречи?)
Спасибо Вам за активное участие, хорошее настроение. И мне хочется Вам пожелать, чтобы Ваша работа приносила радость и позитив!
Удачного Вам дня!