Методики на диплом. Выявление уровней развития внимания.
Модифицированная методика «Домик»
Цель: Определение уровня концентрации внимания
Инструкция: Нарисуй на своем листе точно такой же домик
Оценивание:
3 балла — учащийся допустил 1-2 ошибки, размер деталей соразмерен с исходным изображением;
2 балла — учащийся допустил 3-5 ошибок;
1 балл — учащийся допустил более 5 ошибок;
0 баллов — не справился с заданием
Стимульный материал:
-
доп класс
2-4 класс
Методика исследования объёма внимания
Цель: Выявление объема внимания
Инструкция: Сейчас я тебе по очереди буду давать карточки, твоя задача запомнить расположение точек в квадрате и затем по памяти перенести их в свой бланк.
На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8 точками — 20 секунд
Оценивание результатов:
1-1 доп класс:
3 балла —учащийся верно отметил 12-14 точек;
2 балла —учащийся верно отметил 8-11 точек;
1 балл —учащийся отметил верно 4-7 точек;
0 баллов — не справился с заданием
2 — 3 класс:
3 балла — учащийся верно отметил 17-20 точек;
2 балла — учащийся верно отметил 11-17 точек;
1 балл -учащийся отметил верно 6-10 точек;
0 баллов — не справился с заданием
4 класс
3 балла — учащийся верно отметил 24-27 точек;
2 балла — учащийся верно отметил 17-23 точек;
1 балл — учащийся отметил верно 12-16 точек;
0 баллов — не справился с заданием
Стимульный материал: В зависимости от возраста количество стимулов меняется. 1-1 доп. класс — 4 карточки, 2-3 класс — 5 карточек, 4 класс — 7 карточек)
Методика «Пьерона-Рузера»
Цель: Изучение распределения внимания.
Инструкция: Заполни таблицу знаками по образцу, отвечая на мои вопросы. При ответе на вопросы постарайся не отвлекаться от выполнения задания.
При обработке результатов мы смотрели на количество правильно постеленных значков, время и то, как отвечал на вопросы.
1 и 1 доп классу задается 5 вопросов. 2-4 класс 8 вопросов. Вопросы:
Как дела?
Как настроение?
Много уроков осталось?
А был какой урок?
Что будешь делать после уроков?
Какой школьный предмет нравится больше всего?
Чем любишь заниматься в свободное время?
Как тебе сегодняшняя погода?
Оценка результатов:
1 — 1 доп. класс (40 знаков)
1-3 минуты, 1 – 3 ошибок – высокий уровень;
4-6 минут, 4 – 6 ошибок – средний уровень;
Более 7 минут, более 6 ошибок – низкий уровень
2-4 класс (60 знаков):
3 балла — верно отметил 50-60 знаков, ответил на 7-8 вопросов не отвлекаясь от выполнения задания;
2 балла — верно отметил 49-39 знаков, ответил на 5-7 вопросов не отвлекаясь от выполнения задания;
1 балл — верно отметил 38-28 знаков, при ответе на вопросы отвлекался от выполнения задания;
0 баллов — не справился с заданием.
Стимульный материал:
Методика «Корректурная проба»
Цель: Изучение переключения внимания
Инструкция: 1-1 доп. класс: Перед тобой изображены домик, елка, звезда, флаг, гриб, мяч, ведро. По моей команде твоя задача гриб обвести в круг, елочку зачеркнуть, мяч подчеркнуть. По истечению 30 секунд, задание поменяется. Елочку нужно обвести в круг, мяч зачеркнуть, гриб подчеркнуть.
Инструкция: 2-4 класс: перед тобой напечатаны буквы. По моей команде твоя задача все буквы «и» обвести в круг, все буквы «у» подчеркнуть, все буквы «а» зачеркнуть. По истечению 30 секунд ты услышишь команду стоп, после чего нужно будет буквы «и» зачеркнуть, буквы «у» подчеркнуть, буквы «а» обвести в круг.
Оценивание результатов:
1-1 доп. класс:
3 балла — верно выполнено 10-12 строчек;
2 балла —верно выполнено 7-9 строчек;
1 балл —верно выполнено 4-6строчек;
0 баллов — не справился с заданием
2-4 класс:
3 балла — верно выполнено 13-15 строчек;
2 балла — верно выполнено 10-12 строчек;
1 балл — выполнено верно менее 0-9 строчек.
0 баллов — не справился с заданием
Стимульный материал:
1 - 1 доп классы 2-4 классы
Методика «Найди отличия»
Цель: выявление уровня распределения и объема произвольного внимания.
Задача учащихся за короткий промежуток времени найти 10 отличий. Результаты выполнения задания оценивались количеством затраченного времени.
Для выявления уровня распределения и объема произвольного внимания мы выбрали методику Гавриной С.Е. «Найди отличия». При выполнении данной методики мы использовали: карандаш, секундомер, картинки с отличиями.
При выполнении методики испытуемым было необходимо за минимальное количество времени найти 10 отличий на картинке.
Инструкция: «Перед тобой находятся две одинаковых с виду картинки, но между ними есть десять различий, которые ты должен как можно быстрее отыскать и отметить карандашом»
При оценке результатов мы учитывали время выполнения задания.
8 - 10 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 0 до 40 сек;
4-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 41 до 60 сек;
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло более 60 сек.
Набранные баллы свидетельствовали о следующих уровнях успешности
выполнения задания:
8 - 10 баллов – высокий;
4-7 баллов – средний;
2-3 балла – низкий
Методика «Прокалывание кружков»
Цель: изучение темпа, объема, устойчивости и распределения внимания, особенностей работоспособности.
Материал: 1) стандартный белый лист. На лицевой стороне листа нарисованы кружочки. При этом, некоторые из них помечены крестиками (2 раза крестиком помечаем каждый 2-й кружок; 2 раза - каждый 3-й; 2 раза - каждый 4-й; затем снова каждый 2-й);
2) Набор простых вопросов (как тебя зовут, как зовут твою маму, папу; на какую букву начинается твое имя, фамилия; какое сегодня число, месяц, день недели, год; как называется наш поселок; сколько тебе лет; как зовут учительницу; есть ли у тебя братья, сестры; как их зовут; любишь ли ты животных);
3) Часы с секундной стрелкой
4) Ручка или карандаш
Выполнение: Испытуемому предлагают ручкой или карандашом прокалывать все кружочки кроме помеченных крестиками, и при этом отвечать на вопросы. Время выполнения задания не ограничивается, но учащемуся говорят, что он должен работать как можно быстрее. Ответы на вопросы записываются.
Обработка результатов: Подсчитывают количество правильно проколотых кружочков.
0 - 7 - низкий уровень устойчивости внимания, работоспособности
8 - 14 - средний уровень устойчивости внимания, работоспособности
15 - 20 - высокий уровень устойчивости внимания, работоспособности
Темп внимания покажет время выполнения задания (имеет значение и то, насколько быстро испытуемый отвечает на вопросы).
С помощью испытуемого следует уточнить правильность ответов на вопросы. Затем необходимо соотнести уровень выполнения испытуемым основного задания (прокалывание кружков) и ответы на вопросы экспериментатора и сделать вывод об особенностях объема и распределения внимания, при этом учитывая общее количество ошибок.