СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики личностно - ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методики личностно - ориентированного обучения»



Семинар:

«Методики

личностно - ориентированного обучения»















« Индивидом — рождаются,

личностью — становятся,

индивидуальность -отстаивают. »

Александр Григорьевич Асмолов (психолог и ученый)

Слайд 1.

Задача учителя - помочь ученику стать личностью, научить отстаивать индивидуальность.

В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, специализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь  каждому конкретному ребёнку, направленную  на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно-реабилитационную работу.

Личностно ориентированное обучение, напрямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.

В основу ФГОС положены ведущие принципы коррекционной педагогики - это принцип личностно ориентированного образования, дифференцированного и индивидуального подходов, субъективности в обучении.

Личностно-ориентированный подход стал одним из ведущих и в методике коррекционного образования. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.  

Слайд 2.

«Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения». 

Целью же личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей.

 Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях коррекционной школы то, что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы механизмы обучения полностью совпадали с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка. И только со строгим учетом всех их особенностей учитель может определить основополагающую направленность именно своей деятельности. Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке. В противном же случае никакой речи о личностно – ориентированном обучении даже быть не может.

То же самое касается и выявления субъектного опыта каждого конкретного ребенка. Субъектным опытом педагоги называют все те знания и умения, которыми на данный момент обладает ребенок относительно каждого конкретного направления обучения. Казалось бы, данная мера излишня, так как образовательная программа для детей, учащихся в одном классе, одинаковая.

Однако не следует забывать, что все дети очень разные. А поэтому и одну и ту же информацию, данную учителем, разные дети усваивают абсолютно по-разному,– кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Субъективный опыт, соответственно, дети также имеют самый различный. И если речь идет о такой образовательной методике, как личностно-ориентированное обучение, педагог должен ориентироваться именно на субъективный опыт и способности каждого конкретного ученика.

 Задание для творческих групп: написать, какие основные понятия можно отнести к личностно-ориентированному обучению. (личность, индивид, субъект, творчество, выбор, поддержка, свобода, индивидуальность и т.д.)

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование учителем разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. В современной педагогике существует достаточного много самых различных методик обучения детей. Однако все они основаны на нескольких видах подхода к обучению ребенка.

Слайд 3.

Выделяются следующие основные виды подходов к обучению:

  • разноуровневый подход (это организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень подачи учебного материала, т. е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах)

  • дифференцированный подход (это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.)

  • индивидуальный подход (это учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.)

  • субъектно-личностный подход (отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.)



Задание для творческих групп: соотнесите понятие и определение подхода.

1. Разноуровневый подход.

Современная коррекционная школа находится в постоянном поиске новых., качественных, более эффективных подходов, методов и форм обучения и воспитания учащихся. Успешность процесса учения зависит от множества факторов, среди которых не последнюю роль играет разноуровневое обучение, которое предполагает работу учителя одновременно с разными группами учащихся.

Слайд 4.

Разноуровневое обучение - это организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень подачи учебного материала, т. е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Уровневая дифференциация в коррекционной школе 8 вида позволяет работать как с отдельным учеником, так и с группой, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Внутренняя логопедическая дифференциация предполагает деление учащихся-логопатов по уровню логопедического заключения, которое учитывает звукопроизносительные навыки (устную речь), уровень развития письменной речи и чтения (дисграфии и дислексии), т. е. ОНР разной степени тяжести.

Слайд 5.

Основной целью уровневого логопедического обучения является: проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья..

Правильная диагностическое обследование позволяет определить уровень звукопроизносительных возможностей, ф\ф уровня, л\грамматических преобразований, развития фразовой речи, что в дальнейшем скажется на правильном планировании коррекционной работы. В результате чего происходит объединение учащихся в определенные подгруппы по возрастным особенностям, общим нарушениям устной и письменной речи, уровнем психических и умственных особенностей для осуществления главной цели логопедического воздействия: коррекции устной и письменной речи.

Слайд 6.

Введение такой организации учебного процесса приводит к необходимости:

А) разработки четких требований к каждому уровню, исходя из цели обучения,

Б) разработки критериев отбора учащихся в соответствующий уровень.

Данные, полученные по всем обследованиям, позволяют построить индивидуальный профиль каждого ребенка, на основе которого определяется его уровень речевого развития.( показ карты отслеживания у. и п. речи в течение года)

Организуя разноуровневое обучение, учитывая развитие устной и письменной речи детей на конец года, учащиеся выходят на более высокий речевой уровень, что говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения. (показ мониторинговых показателей-схем)

Осуществляя разноуровневый подход, нужно руководствоваться следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся, активно общаться, чтобы учебный процесс был мотивированным (с объяснением ребенку недостатков его речи и положительных сторон при ее коррекции), чтобы ученик, согласно своим возможностям, способностям и особенностям речедвигательного аппарата (например), имел представление о том, чего от него жду, чтобы взял из программы столько, сколько смог, с последовательным переходом от простого к сложному.

Слайд 7.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, при учете знаний и умений на уроке, дифференциации приемов, учете возрастных и анатомических возможностей при постановке и автоматизации звуков.

Лог. заключение: АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Слайд 8.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)

ЦЕЛЬ:

Развитие слухового и зрительного внимания.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия через проговаривание.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1 ученик

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

2 ученик

1.Выделение звука в слове в разных позициях с определением места.

2.Составление слов из разрезной азбуки.

Звукобуквенный анализ слов.

3.Выделение мягких фонем, использование цветового обозначения.

1.Выделение звука в словах с использованием числового ряда.

2.Графический диктант.

3.Выделение мягких фонем с использованием знаний гласных 1 и 2 ряда.



Слайд 9.

ВТОРОЙ ЭТАП (ОСНОВНОЙ)

ЦЕЛЬ:

Предупреждение акустической дисграфии,дислексии

Развитие слуховых дифференцировок (на уровне слога, слова, предложений)

Воспитание речевой и познавательной активности. Формирование правильных высказываний.

1 ученик

2 ученик

1.Запись слов с пропущенными буквами.

2.Запись слов с дифференцированными звуками в два столбика (по слуху или по картинкам)

3.Изменение слов с сомнительными согласными (по образцу)

1 Запись предложений с пропущенными словами.

2.Дифференциация акустически близких звуков в словах-паронимах, картинках.

3.Преобразование слов, заменяя парный звук (букву)



Слайд 10.

ТРЕТИЙ ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)

ЦЕЛЬ:

Закрепление полученных знаний.

1 ученик

2 ученик

1.Запись предложений, вставляя пропущенные буквы в словах.

2.Определять границы предложений по смыслу и картинкам.

1.Заканчивать предложения словами-паронимами.

2. Работа с деформированным текстом, определяя границы по смысловым абзацам.



Задание для творческих групп: приведите примеры разноуровневых заданий.

2. Дифференцированный подход.

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних у.о.школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей у.о. учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода.

Слайд 11.

Дифференцированный подход - это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы и далее организация обучения в соответствии с особенностями учебной и трудовой деятельности каждой группы. Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению. Дифференцированный подход-это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.

Слайд 12.

 Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения:

1) это внешняя дифференциация, это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Например, наша спецшкола-интернат уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой VIII вида; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально- психологических организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента. Например, кружки по интересам, работа над проектом, где группы состоят из учащихся разного уровня обучения, профильная дифференциация)

 2) существует и внутренняя дифференциация как  форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых - отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями).

1 группа: задания выполняют самостоятельно, требуется активизирующая помощь;

2 группа: понимают фронтальное объяснение, но самостоятельно сделать выводы не могут, требуется организующая помощь;

3 группа: с трудом усваивают учебный материал, низкая самостоятельность, темп усвоения – низкий.

Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.

Слайд 13.

Варианты разработки заданий с учетом дифференцированного подхода:

​  - по степени сложности;

​  - по уровню работоспособности;

​  - по количеству заданий.

Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.

В связи с этим стоят две главные задачи. Одна – выделение в классе временных типологических групп; другая – разработка и применение приёмов обучения и контроля ЗУН, отвечающих особенностям каждой группы.

Слайд 14.

Приемы дифференциации на разных этапах учебного процесса:

​ дифференцированная домашняя работа;

​ текущая проверка знаний;

​ самостоятельные и контрольные работы;

​  контроль и проверка знаний;

​ тренировочные задания и тесты;

​ практические задачи;

​ самостоятельный выбор заданий;

​ карточки-тренажеры;

​ творческие задания.

Обучение с учетом дифференцированного подхода имеет место на каждом уроке. Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: 1 группа - пересказать «близко к тексту», 2 группа - с опорой на картинки, 3 группа - это такие  дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Учащиеся, после прочтения текста и его анализа смотрят на иллюстрацию, вспоминают содержание, помощником им выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Учащиеся должны сами вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».

На уроках математики при решении и составлении задач учащимся первой группы предлагаются рисунки, по которым необходимо составить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занимаются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников.

Учащимся второй группы помимо рисунка необходимо предложить и решение задачи.

Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учитель задает наводящие вопросы.

Ребята второй и третьей групп оформляют задачу с помощью учителя, либо на доске работает более сильный ученик.

Таким образом, применение методики дифференцированного подхода в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, на уроках способствует повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилится положительная мотивация к обучению, слабые школьники могут достигнуть необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестанут стараться. На уроках создается комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

Задание для творческих групп: приведите примеры дифференцированных заданий.

3. Индивидуальный подход.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют некоторым детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.

Слайд 15.

Индивидуальный подход - это учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. 

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но также присущей умственно отсталым полиморфностью основного и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся. 

Необходимо подчеркнуть, что индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ, независимо от их успехов в учебе, просто он решает разные цели. Неуспевающие учащиеся должны “подтянуться” до уровня успевающих и выйти на больший объем фронтальной работы. Но нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников: им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению. 

Слайд 16.

Подробнее нужно раскрыть то, в чем может проявляться индивидуальность учащихся в образовательном процессе: 

– разная степень усвоения учащимися предшествующего материала.

–индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении.

– различная степень сформированности социальных и познавательных. 

–различная степень сформированности учебной деятельности.

–индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы).

Например, в 5 классе на уроке русского языка при закреплении темы "Части речи" всем уч-ся на уроке предлагаю выполнить одно и то же задание - списать текст, найти и подчеркнуть изученные части речи. Однако для того, кто работает медленно и быстро устает (Демидова Екатерина), несколько сокращаю объем работы до 1 - 2 предложения и даю упрощенное задание - найти и подчеркнуть только имена существительные.

На уроке чтения Каманина Мария не может самостоятельно ответить на вопрос, поэтому она повторяет ответ сильного ученика.

Индивидуальная форма работы школьников на уроке по­зволяет ре­гулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. … для слабоуспе­вающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи.

Задание для творческих групп: приведите примеры индивидуальных заданий.

4. Субъектно-личностный подход.

Слайд 17.

Субъектно-личностный подход — это отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

В реализации этого подхода:

  • Во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения.

  • Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле.

  • В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности суъектно-личностного образования.

Субъектно-личностное обучение - это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

При подготовке и проведении урока в коррекционной школе учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам.

Слайд 18.

В субъектно-личностном обучении предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Задание для творческих групп: приведите примеры субъектно-личностных заданий.

Вывод.

Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков. Организация таких условий предполагает глубокое знание психофизиологических особенностей учащихся и их потенциальных возможностей.

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

Слайд 19.

Педагоги личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь:

·        строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний.

·        гибко и вариативно предлагать материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;

·        разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала.

·        давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.