Семинар:
«Методики
личностно - ориентированного обучения»
« Индивидом — рождаются,
личностью — становятся,
индивидуальность -отстаивают. »
Александр Григорьевич Асмолов (психолог и ученый)
Слайд 1.
Задача учителя - помочь ученику стать личностью, научить отстаивать индивидуальность.
В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, специализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно-реабилитационную работу.
Личностно ориентированное обучение, напрямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.
В основу ФГОС положены ведущие принципы коррекционной педагогики - это принцип личностно ориентированного образования, дифференцированного и индивидуального подходов, субъективности в обучении.
Личностно-ориентированный подход стал одним из ведущих и в методике коррекционного образования. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.
Слайд 2.
«Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения».
Целью же личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях коррекционной школы то, что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы механизмы обучения полностью совпадали с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка. И только со строгим учетом всех их особенностей учитель может определить основополагающую направленность именно своей деятельности. Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке. В противном же случае никакой речи о личностно – ориентированном обучении даже быть не может.
То же самое касается и выявления субъектного опыта каждого конкретного ребенка. Субъектным опытом педагоги называют все те знания и умения, которыми на данный момент обладает ребенок относительно каждого конкретного направления обучения. Казалось бы, данная мера излишня, так как образовательная программа для детей, учащихся в одном классе, одинаковая.
Однако не следует забывать, что все дети очень разные. А поэтому и одну и ту же информацию, данную учителем, разные дети усваивают абсолютно по-разному,– кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Субъективный опыт, соответственно, дети также имеют самый различный. И если речь идет о такой образовательной методике, как личностно-ориентированное обучение, педагог должен ориентироваться именно на субъективный опыт и способности каждого конкретного ученика.
Задание для творческих групп: написать, какие основные понятия можно отнести к личностно-ориентированному обучению. (личность, индивид, субъект, творчество, выбор, поддержка, свобода, индивидуальность и т.д.)
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование учителем разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. В современной педагогике существует достаточного много самых различных методик обучения детей. Однако все они основаны на нескольких видах подхода к обучению ребенка.
Слайд 3.
Выделяются следующие основные виды подходов к обучению:
разноуровневый подход (это организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень подачи учебного материала, т. е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах)
дифференцированный подход (это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.)
индивидуальный подход (это учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.)
субъектно-личностный подход (отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.)
Задание для творческих групп: соотнесите понятие и определение подхода.
1. Разноуровневый подход.
Современная коррекционная школа находится в постоянном поиске новых., качественных, более эффективных подходов, методов и форм обучения и воспитания учащихся. Успешность процесса учения зависит от множества факторов, среди которых не последнюю роль играет разноуровневое обучение, которое предполагает работу учителя одновременно с разными группами учащихся.
Слайд 4.
Разноуровневое обучение - это организация учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень подачи учебного материала, т. е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Уровневая дифференциация в коррекционной школе 8 вида позволяет работать как с отдельным учеником, так и с группой, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Внутренняя логопедическая дифференциация предполагает деление учащихся-логопатов по уровню логопедического заключения, которое учитывает звукопроизносительные навыки (устную речь), уровень развития письменной речи и чтения (дисграфии и дислексии), т. е. ОНР разной степени тяжести.
Слайд 5.
Основной целью уровневого логопедического обучения является: проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья..
Правильная диагностическое обследование позволяет определить уровень звукопроизносительных возможностей, ф\ф уровня, л\грамматических преобразований, развития фразовой речи, что в дальнейшем скажется на правильном планировании коррекционной работы. В результате чего происходит объединение учащихся в определенные подгруппы по возрастным особенностям, общим нарушениям устной и письменной речи, уровнем психических и умственных особенностей для осуществления главной цели логопедического воздействия: коррекции устной и письменной речи.
Слайд 6.
Введение такой организации учебного процесса приводит к необходимости:
А) разработки четких требований к каждому уровню, исходя из цели обучения,
Б) разработки критериев отбора учащихся в соответствующий уровень.
Данные, полученные по всем обследованиям, позволяют построить индивидуальный профиль каждого ребенка, на основе которого определяется его уровень речевого развития.( показ карты отслеживания у. и п. речи в течение года)
Организуя разноуровневое обучение, учитывая развитие устной и письменной речи детей на конец года, учащиеся выходят на более высокий речевой уровень, что говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения. (показ мониторинговых показателей-схем)
Осуществляя разноуровневый подход, нужно руководствоваться следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся, активно общаться, чтобы учебный процесс был мотивированным (с объяснением ребенку недостатков его речи и положительных сторон при ее коррекции), чтобы ученик, согласно своим возможностям, способностям и особенностям речедвигательного аппарата (например), имел представление о том, чего от него жду, чтобы взял из программы столько, сколько смог, с последовательным переходом от простого к сложному.
Слайд 7.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, при учете знаний и умений на уроке, дифференциации приемов, учете возрастных и анатомических возможностей при постановке и автоматизации звуков.
Лог. заключение: АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Слайд 8.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
ЦЕЛЬ:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие фонематического восприятия через проговаривание.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 1 ученик | СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 2 ученик |
1.Выделение звука в слове в разных позициях с определением места. 2.Составление слов из разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов. 3.Выделение мягких фонем, использование цветового обозначения. | 1.Выделение звука в словах с использованием числового ряда. 2.Графический диктант. 3.Выделение мягких фонем с использованием знаний гласных 1 и 2 ряда. |
Слайд 9.
ВТОРОЙ ЭТАП (ОСНОВНОЙ)
ЦЕЛЬ:
Предупреждение акустической дисграфии,дислексии
Развитие слуховых дифференцировок (на уровне слога, слова, предложений)
Воспитание речевой и познавательной активности. Формирование правильных высказываний.
1 ученик | 2 ученик |
1.Запись слов с пропущенными буквами. 2.Запись слов с дифференцированными звуками в два столбика (по слуху или по картинкам) 3.Изменение слов с сомнительными согласными (по образцу) | 1 Запись предложений с пропущенными словами. 2.Дифференциация акустически близких звуков в словах-паронимах, картинках. 3.Преобразование слов, заменяя парный звук (букву) |
Слайд 10.
ТРЕТИЙ ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
ЦЕЛЬ:
Закрепление полученных знаний.
1 ученик | 2 ученик |
1.Запись предложений, вставляя пропущенные буквы в словах. 2.Определять границы предложений по смыслу и картинкам. | 1.Заканчивать предложения словами-паронимами. 2. Работа с деформированным текстом, определяя границы по смысловым абзацам. |
Задание для творческих групп: приведите примеры разноуровневых заданий.
2. Дифференцированный подход.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних у.о.школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей у.о. учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода.
Слайд 11.
Дифференцированный подход - это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы и далее организация обучения в соответствии с особенностями учебной и трудовой деятельности каждой группы. Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению. Дифференцированный подход-это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
Слайд 12.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения:
1) это внешняя дифференциация, это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Например, наша спецшкола-интернат уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой VIII вида; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально- психологических организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента. Например, кружки по интересам, работа над проектом, где группы состоят из учащихся разного уровня обучения, профильная дифференциация)
2) существует и внутренняя дифференциация как форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых - отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями).
1 группа: задания выполняют самостоятельно, требуется активизирующая помощь;
2 группа: понимают фронтальное объяснение, но самостоятельно сделать выводы не могут, требуется организующая помощь;
3 группа: с трудом усваивают учебный материал, низкая самостоятельность, темп усвоения – низкий.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.
Слайд 13.
Варианты разработки заданий с учетом дифференцированного подхода:
- по степени сложности;
- по уровню работоспособности;
- по количеству заданий.
Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.
В связи с этим стоят две главные задачи. Одна – выделение в классе временных типологических групп; другая – разработка и применение приёмов обучения и контроля ЗУН, отвечающих особенностям каждой группы.
Слайд 14.
Приемы дифференциации на разных этапах учебного процесса:
дифференцированная домашняя работа;
текущая проверка знаний;
самостоятельные и контрольные работы;
контроль и проверка знаний;
тренировочные задания и тесты;
практические задачи;
самостоятельный выбор заданий;
карточки-тренажеры;
творческие задания.
Обучение с учетом дифференцированного подхода имеет место на каждом уроке. Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: 1 группа - пересказать «близко к тексту», 2 группа - с опорой на картинки, 3 группа - это такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Учащиеся, после прочтения текста и его анализа смотрят на иллюстрацию, вспоминают содержание, помощником им выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Учащиеся должны сами вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».
На уроках математики при решении и составлении задач учащимся первой группы предлагаются рисунки, по которым необходимо составить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занимаются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников.
Учащимся второй группы помимо рисунка необходимо предложить и решение задачи.
Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учитель задает наводящие вопросы.
Ребята второй и третьей групп оформляют задачу с помощью учителя, либо на доске работает более сильный ученик.
Таким образом, применение методики дифференцированного подхода в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, на уроках способствует повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилится положительная мотивация к обучению, слабые школьники могут достигнуть необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестанут стараться. На уроках создается комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.
Задание для творческих групп: приведите примеры дифференцированных заданий.
3. Индивидуальный подход.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют некоторым детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
Слайд 15.
Индивидуальный подход - это учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но также присущей умственно отсталым полиморфностью основного и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ, независимо от их успехов в учебе, просто он решает разные цели. Неуспевающие учащиеся должны “подтянуться” до уровня успевающих и выйти на больший объем фронтальной работы. Но нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников: им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Слайд 16.
Подробнее нужно раскрыть то, в чем может проявляться индивидуальность учащихся в образовательном процессе:
– разная степень усвоения учащимися предшествующего материала.
–индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении.
– различная степень сформированности социальных и познавательных.
–различная степень сформированности учебной деятельности.
–индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы).
Например, в 5 классе на уроке русского языка при закреплении темы "Части речи" всем уч-ся на уроке предлагаю выполнить одно и то же задание - списать текст, найти и подчеркнуть изученные части речи. Однако для того, кто работает медленно и быстро устает (Демидова Екатерина), несколько сокращаю объем работы до 1 - 2 предложения и даю упрощенное задание - найти и подчеркнуть только имена существительные.
На уроке чтения Каманина Мария не может самостоятельно ответить на вопрос, поэтому она повторяет ответ сильного ученика.
Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. … для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи.
Задание для творческих групп: приведите примеры индивидуальных заданий.
4. Субъектно-личностный подход.
Слайд 17.
Субъектно-личностный подход — это отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
В реализации этого подхода:
Во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения.
Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле.
В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности суъектно-личностного образования.
Субъектно-личностное обучение - это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
При подготовке и проведении урока в коррекционной школе учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.
Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам.
Слайд 18.
В субъектно-личностном обучении предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Задание для творческих групп: приведите примеры субъектно-личностных заданий.
Вывод.
Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков. Организация таких условий предполагает глубокое знание психофизиологических особенностей учащихся и их потенциальных возможностей.
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Слайд 19.
Педагоги личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь:
· строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний.
· гибко и вариативно предлагать материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;
· разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала.
· давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.