Просмотр содержимого документа
«Методики обследования познавательного развития действий ребенка 2-3 лет»
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ
1. ПОЙМАЙ ШАРИК.
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.
2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ.
Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать.
Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах
ПОЙМАЙ ШАРИК.
1 балл — ребенок не начинает сотрудничать даже по мере обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, огрет в рот и т. д.).
2 балла — ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда дается.
3 балла — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла — ребенок сразу начинает сотрудничать, успешно ловит и катит шарик.
СПРЯЧЬ ШАРИКИ.
1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2 балла — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3 балл а — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 балла — ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.