Голова Д.И.
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 18,
Россия, Ставрополь.
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ПЕДАГОГА
Аннотация: в статье рассматриваются основные методики оценки сформированности профессиональных компетенций педагога, которые появились с выходом нового профессионального стандарта. Оценка компетентности позволяет не только оценить уровень подготовки учителя, но и обнаружить то, над чем преподавателю следует поработать для достижения наиболее высокого образовательного результата.
Ключевые слова: компетенции; профессиональный стандарт; методика; профессиональные компетенции.
Согласно новому профессиональному стандарту педагога, в школах предполагается работа с обучающимися, которые опережают развитие (имеют одарённость), отстают в развитии (лица с ОВЗ), имеют девиантное поведение или не владеют русским языком, так как он не является для них родным.
Инклюзивное образование продолжает активно развиваться, поэтому преподавателям необходимо знать основы дефектологии и специальной психологии, чтобы находить приёмы и методики, походящие для работы с обучающимися с особенностями развития. Коррекция девиантного поведения у социально запущенных учащихся также требует особого подхода со стороны преподавательского состава. Чтобы оценивать компетенции педагога, касающиеся этих нововведений, необходимо пользоваться классическими методиками выявления компетентности.
Компетентность педагога - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности[3,с.17]. Это необходимо каждому учителю для достижения высоких образовательных результатов обучающихся.
Классический образовательный стандарт выделяет шесть компетентностей, которыми должен обладать работник сферы образования:
В области личностных качеств;
В постановке целей и задач педагогической деятельности;
В мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
В разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
В обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
В организации педагогической деятельности.
Согласно В.Н. Шадрикову, для оценки выделяются следующие базовые компетентности учителя:
Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность. Для оценки этого критерия необходимо показать: умение создавать ситуации успеха, побуждать академическую активность, выделять положительные и сильные стороны, разрабатывать индивидуальные проекты, грамотно оценивать поступки и поведение, составлять характеристики для каждого обучающегося;
Способность индивидуализировать образовательный процесс. Для оценки критерия необходимо умение: выявлять индивидуальные предпочтения и трудностей, создавать индивидуализированные образовательные программы;
Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса. Для оценки критерия необходимо умение: проявлять интерес к позиции и мнениюобещающихся, их учёт в ходе образовательного процесса;
Общая культура, эмоциональная устойчивость и позитивная направленность на педагогическую деятельность. Для этого необходимо уметь решать конфликтные ситуации, обладать спокойствием и иметь высокую профессиональную самооценку.
Способность перевести тему занятия в педагогическую задачу и способность ставить их с учётом возрастных особенностей обучающихся. Для оценки необходимо проверить владение основными методами и приёмами воспитательного процесса, а также знание возрастных особенностей обучающихся;
Информационная компетентность. Включает: знание внутреннего мира ребёнка, его семейной обстановки, методов преподавания, возрастной и общей психологии, рефлексия собственных способностей, стремление к знаниям;
Способность разрабатывать образовательные программы и принимать решения в педагогических ситуациях. Для оценки умений стоит: проверить умение разрабатывать программы согласно требованиям, решать конфликтные ситуации;
Способность устанавливать субъектно-субъектных отношений, обеспечивать понимание педагогических задач, правильно оценивать результаты обучения.
Всё базовые компетенции напрямую влияют на успешность преподавателя. Обладая необходимыми знаниями и навыками, он сможет быстрее решать конфликты внутри учебного коллектива, передавать обучающимся знания и достигать поставленных целей и задач каждого урока.
Особенно важными, с учётом новых требований профессионального стандарта педагога, являются компетенции в области инклюзивного образования. Обучение лиц с ОВЗ (а также обучающихся с девиантнымповедением) требует наличия узкоспециализированных знаний, которые выходят за рамки современного педагогического образования для классических школ. Рост количества обучающихся с особенностями развития в обычных классах требует от преподавателя формирования новых компетентностей, которые нуждаются в правильной оценке.
Сохраняются основные методы оценки профессиональных компетенций педагога:
Экспертная оценка. Для объективной оценки каждой группы базовых компетенций педагога выбираются эксперты, которые проводят тестирование или напрямую наблюдают за работой педагога. Такая оценка может носить неполноценный характер, поэтому может нуждаться в дополнении. Экспертные оценки включают составление отчётной документации в виде кейсов или портфолио на основе индивидуальной беседы, наблюдения или расширенного тестирования;
Самооценивание. Преподаватель заполняет анкету, давая оценку собственным компетенциям по шкале или отмечая их +/-. Такой способ оценки компетентности носит сугубо субъективный характер. Для проверки самооценивания преподаватели прикладывают к результатам анкетирования или опроса портфолио;
Тестирование. Для преподавателей конкретных предметов разработаны специальные тесты, оценивающие владение теоретическим материалом. Помимо узконаправленных тестирований для учителей-предметников есть тесты, направленные на умение оценивать психологическое состояние обучающихся, их отношений в классе, учения решать конфликтные ситуации. Такой способ оценки является наиболее объективным, так как не содержит субъективные мнения преподавателя или эксперта.
Оценочные материалы могут быть предоставлены в виде оценочного листа для администрации. Заведующие самостоятельно заполняют листы на каждого преподавателя, оценивая их компетенции по шкале от 0 до 4, где 0 означает полное отсутствие проявления компетентности, а 4 – высокий уровень. В блоке оцениваются все вышеуказанные базовые компетенции, изредка в него добавляются дополнительные параметры, если в этом есть необходимость.
Экспертная аналитика осуществляется путём посещения урока конкретного преподавателя. В ходе учебного занятия или после его завершения эксперт заполняет карту анализа, которая включает:
Критерии качества организации занятия;
Критерии качества дидактической деятельности;
Критерии качества воспитывающей деятельности;
Критерии оценки деятельности группы;
Критерии оценки профессионально-личностных качеств [4,с.19].
Все показатели оцениваются по шкале 0-4 балла.
Апробация инструментария включает следующие задания, которые преподаватель выполняет самостоятельно в течение 80 минут:
На общепедагогическую компетенцию (знание нормативной документации);
На методическую компетенцию (организация контроля в учебном заведении);
На коммуникативную компетенцию (использование ИКТ);
На коммуникативную компетенцию (педагогическое взаимодействие с обучающимися);
На коммуникативную компетенцию (профессиональное ведение беседы);
На психолого-педагогическую компетенцию (решение кейсов) [4, с.21].
Все эти критерии оцениваются по балльной шкале после завершения апробации и является наиболее объективной оценкой профессиональных компетенций педагога. В кейсах содержатся задания на разработку занятия для лиц с ОВЗ и девиантным поведением, но мы предлагаем увеличить их количество для более объективной проверки этого критерия.
Ещё одним способом апробации является разработка технологической карты или конспекта урока, однако этот способ не позволяет в полной мере оценить все компетенции педагога без непосредственного присутствия на уроке.
Итак, оценка профессиональных компетенций педагога имеет очень большое значение, так как позволяет не только оценить профессионализм, но и выявить пробелы с целью их устранения. Основные методы проверки пока не пополняются, однако нуждаются в дополнительных заданиях для более объективной оценки компетентности педагогов.
Список литературы:
КурнешоваЛ.Е., ДыдзинскаяД.В. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом: обзор практик, методов, инструментов // Наука и школа. 2016. №6. С. 68-80.
Курнешова, Л. Е. Управление педагогическим кадровым потенциалом для обеспечения качества образования на основе компе-тентностного подхода [Текст] / Л. Е. Курнешова, Л. Ф. Шаров // Наука и школа. - 2016. - № 4. - С. 80-92.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М.: - 2010, 174 с.
Оценка профессиональных компетенций педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Сост. И.Ю. Кульчицкая, Е.А. Нарыжная, В.П. Жилина. – Ставрополь: МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя», 2019. – 48 с.