Садыки Н.Н.
учитель английского языка МБОУ СОШ 18,
Россия, Ставрополь.
Методики оценки профессиональных педагогических компетенций учителя в соответствии с новым профессиональным стандартом педагога.
Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.
Согласно новому профессиональному стандарту педагога, в школах предполагается работа с обучающимися, которые опережают развитие (имеют одарённость), отстают в развитии (лица с ОВЗ), имеют девиантное поведение или не владеют русским языком, так как он не является для них родным.
Инклюзивное образование продолжает активно развиваться, поэтому преподавателям необходимо знать основы дефектологии и специальной психологии, чтобы находить приёмы и методики, походящие для работы с обучающимися с особенностями развития. Компетентность педагога - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности[3,с.17]. Это необходимо каждому учителю для достижения высоких образовательных результатов обучающихся.
Классический образовательный стандарт выделяет шесть компетентностей, которыми должен обладать работник сферы образования:
В постановке целей и задач педагогической деятельности;
В области личностных качеств;
В мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
В разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
В обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
В организации педагогической деятельности.
Согласно В.Н. Шадрикову, для оценки выделяются следующие базовые компетентности учителя:
Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность. Для оценки этого критерия необходимо показать: умение создавать ситуации успеха, побуждать академическую активность, выделять положительные и сильные стороны, разрабатывать индивидуальные проекты, грамотно оценивать поступки и поведение, составлять характеристики для каждого обучающегося;
Способность индивидуализировать образовательный процесс. Для оценки критерия необходимо умение: выявлять индивидуальные предпочтения и трудностей, создавать индивидуализированные образовательные программы;
Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса. Для оценки критерия необходимо умение: проявлять интерес к позиции и мнениюобещающихся, их учёт в ходе образовательного процесса;
Общая культура, эмоциональная устойчивость и позитивная направленность на педагогическую деятельность. Для этого необходимо уметь решать конфликтные ситуации, обладать спокойствием и иметь высокую профессиональную самооценку.
Способность перевести тему занятия в педагогическую задачу и способность ставить их с учётом возрастных особенностей обучающихся. Для оценки необходимо проверить владение основными методами и приёмами воспитательного процесса, а также знание возрастных особенностей обучающихся;
Информационная компетентность. Включает: знание внутреннего мира ребёнка, его семейной обстановки, методов преподавания, возрастной и общей психологии, рефлексия собственных способностей, стремление к знаниям;
Способность разрабатывать образовательные программы и принимать решения в педагогических ситуациях. Для оценки умений стоит: проверить умение разрабатывать программы согласно требованиям, решать конфликтные ситуации;
Способность устанавливать субъектно-субъектных отношений, обеспечивать понимание педагогических задач, правильно оценивать результаты обучения.
Всё базовые компетенции напрямую влияют на успешность преподавателя. Обладая необходимыми знаниями и навыками, он сможет быстрее решать конфликты внутри учебного коллектива, передавать обучающимся знания и достигать поставленных целей и задач каждого урока.
Особенно важными, с учётом новых требований профессионального стандарта педагога, являются компетенции в области инклюзивного образования. Обучение лиц с ОВЗ (а также обучающихся с девиантнымповедением) требует наличия узкоспециализированных знаний, которые выходят за рамки современного педагогического образования для классических школ. Рост количества обучающихся с особенностями развития в обычных классах требует от преподавателя формирования новых компетентностей, которые нуждаются в правильной оценке
Основные методы оценки профессиональных компетенций педагога:
1.Самооценивание. Преподаватель заполняет анкету, давая оценку собственным компетенциям по шкале или отмечая их +/-. Такой способ оценки компетентности носит сугубо субъективный характер. Для проверки самооценивания преподаватели прикладывают к результатам анкетирования или опроса портфолио
2.Экспертная оценка. Для объективной оценки каждой группы базовых компетенций педагога выбираются эксперты, которые проводят тестирование или напрямую наблюдают за работой педагога. Такая оценка может носить неполноценный характер, поэтому может нуждаться в дополнении. Экспертные оценки включают составление отчётной документации в виде кейсов или портфолио на основе индивидуальной беседы, наблюдения или расширенного тестирования;
3.Тестирование. Для преподавателей конкретных предметов разработаны специальные тесты, оценивающие владение теоретическим материалом. Помимо узконаправленных тестирований для учителей-предметников есть тесты, направленные на умение оценивать психологическое состояние обучающихся, их отношений в классе, учения решать конфликтные ситуации. Такой способ оценки является наиболее объективным, так как не содержит субъективные мнения преподавателя или эксперта.
Оценочные материалы могут быть предоставлены в виде оценочного листа для администрации. Заведующие самостоятельно заполняют листы на каждого преподавателя, оценивая их компетенции по шкале от 0 до 4, где 0 означает полное отсутствие проявления компетентности, а 4 – высокий уровень. В блоке оцениваются все вышеуказанные базовые компетенции, изредка в него добавляются дополнительные параметры, если в этом есть необходимость.
Экспертная аналитика осуществляется путём посещения урока конкретного преподавателя. В ходе учебного занятия или после его завершения эксперт заполняет карту анализа, которая включает:
Критерии качества организации занятия;
Критерии качества дидактической деятельности;
Критерии качества воспитывающей деятельности;
Критерии оценки деятельности группы;
Критерии оценки профессионально-личностных качеств [4,с.19].
Все эти критерии оцениваются по балльной шкале после завершения апробации и является наиболее объективной оценкой профессиональных компетенций педагога. В кейсах содержатся задания на разработку занятия для лиц с ОВЗ и девиантным поведением, но мы предлагаем увеличить их количество для более объективной проверки этого критерия.
Ещё одним способом апробации является разработка технологической карты или конспекта урока, однако этот способ не позволяет в полной мере оценить все компетенции педагога без непосредственного присутствия на уроке.
Итак, оценка профессиональных компетенций педагога имеет очень большое значение, так как позволяет не только оценить профессионализм, но и выявить пробелы с целью их устранения. Основные методы проверки пока не пополняются, однако нуждаются в дополнительных заданиях для более объективной оценки компетентности педагогов.
Список литературы:
КурнешоваЛ.Е., ДыдзинскаяД.В. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом: обзор практик, методов, инструментов // Наука и школа. 2016. №6. С. 68-80.
Курнешова, Л. Е. Управление педагогическим кадровым потенциалом для обеспечения качества образования на основе компе-тентностного подхода [Текст] / Л. Е. Курнешова, Л. Ф. Шаров // Наука и школа. - 2016. - № 4. - С. 80-92.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М.: - 2010, 174 с.
Оценка профессиональных компетенций педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Сост. И.Ю. Кульчицкая, Е.А. Нарыжная, В.П. Жилина. – Ставрополь: МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя», 2019. – 48 с.