СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики развития воображения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разработки методик по развитию воображения

Просмотр содержимого документа
«Методики развития воображения»

Процесс и его категория

Тесты и методики на изучение процесса и его категорий

Игры и упражнения, направленные на развитие процесса


Произвольное воображение

Методика незаконченных рисунков.

Испытуемому показывают несколько незаконченных рисунков разной сложности (образцы подобных рисунков приводятся во многих учебных пособиях по психологии) и предлагают определить, что на них изображено. Чем лучше у ребенка развито воображение, тем быстрее и легче он узнает на рисунках предметы. Иногда ребенок «узнает» совсем не тот предмет, который изображен в действительности, или целую сцену,— в таком случае необходимо выслушать, как ребенок объясняет свое «узнавание», при этом может оказаться, что он очень слабо опирается на тот изобразительный материал, который содержится на рисунке.


Путаница

В этих заданиях необходимо не упустить "нить" вдоль которой надо двигаться, сначала в качестве тренировки перемещаясь по "нити" с помощью карандаша, а потом мысленно (иногда это бывает нелегко и для взрослого человека). Проследи на рисунке каждую линию слева направо и в той точке, где она заканчивается, поставь ее номер. Выделение существенного Вам предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно перед ними. За 20 секунд следует выделить из скобок 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) Чтение (глаза, книга, картина, буквы, очки) Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз) Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты) Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Война (аэроплан, пушки, сражение, солдаты, ружья) Выделение существенных признаков математических понятий (для более старших классов) Геометрия (фигура, точка, свойства, уравнение, теорема) Уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестная, произведение) Планиметрия (плоскость, квадрат, прямоугольник, фигура, прямая) Треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр) Сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель) Периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник) Куб (угол, равенство, плоскость, сторона, вектор) Дробь (делимое, делитель, частное, знаменатель, произведение) Степень (корень, показатель, решение, основание, переменная) Координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая)



Непроизвольное воображение

· Методика «Дорисовывания фигур» - модифицированный тест креативности Торренса

Цель: определение уровня развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа (а5), на каждом из которых нарисована небольшая фигурка неопределенной формы, набор карандашей (простой карандаш).

Инструкция к проведению: говорим ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая – нибудь картинка – любая, какую ты захочешь». После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашиваем: «Как называется картина? Что это?» ответ записываем и даем следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.



 Упражнение «Волшебники»

  Цель: 

развитие эмоциональности и творческого воображения.

     Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».



Воссоздающее воображение

«Солнце в комнате»

Основание:

Реализация воображения.

Цель:

Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению:

Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) даеся следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Обработка данных.

В ходе обследовании оцениваем попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе

Игра «Круги на воде» Возьмите, например, слово «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связывается со словами на букву «л»: лиса, луна, ложка, лента. 1. Попробуйте подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву "л". Запишите их здесь в комментарии. 2. А теперь попробуйте подобрать за 1 минуту как можно больше слов, начинающихся на слог «ли». например: ливень, лиана, лилипут, липкий, лицо. Запишите. 3. Теперь нужно за одну минуту подобрать как можно больше рифм к слову «лимон». например: лимон — батон; лимон — баллон; лимон — закон; лимон — бутон. Запишите. 4. Расставьте буквы слова в столбик и напишите первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы: Л — лето И — извозчик М — может О — олень Н — няня А попробуйте написать возле этих букв слова, образующие законченное предложение, например: Л — Летом И — ишак М — морозился О — около Н — норы. Чем больше предложений вы придумаете и чем смешнее они будут, тем лучше. Напишите их. Теперь из всех наработанных слов сочините смешной рассказ («чепушину»)- НАПРИМЕР: «Липкий ливень падал на лианы. А под ними сидел лилипут на баллоне. Лицо лилипута напоминало батон. Под носом держал он последний закон о том, что нельзя рвать последний бутон. Извозчик подъехал, оленя запряг. И няню в то лето повез в зоосад. Он, может, луну не увидел в дали, он, может, лису в норку не посадил. Он ложку схватил, холодильник открыл и ишака в гости к ней пригласил. Летом ишак морозился около норы». Теперь давайте подсчитаем, сколько наработанных слов ты использовал. Сложим все полученные суммы. А теперь попробуй побить свой же рекорд, но возьми другую букву. Если ты играешь с друзьями, то у кого из вас величина будет больше, тот и будет победителем этой игры.


Творческое воображение

Составление рассказа на заданные слова.

Испытуемому предлагается составить рассказ, в котором содержались бы определенные слова. Число слов должно быть небольшим — 3—4 (например: весело, облако, девочка). Быстрое составление яркого, детализированного рассказа на основе столь бедного исходного материала возможно только при хорошо развитом воображении.

После составления одного рассказа можно попросить составить второй рассказ с теми же словами, третий и т. д. При повышенной склонности к фантазированию содержание рассказов не оскудевает, а становится все более ярким и сложным.



Игра "Наоборот”

При изучении любого произведения. Учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка. «Волшебная мозаика». Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа). В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:

1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов 8 фигур 7 фигур

2) комплект картонных полукругов различной величины

3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов. Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям.

Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек).