СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология научного знания и психология

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяют 3 уровня методологии:  Уровень общей методологии, выражающийся в философской позиции по отношению к окружающему миру вообще и роли и месту психики в нем в част­ности. Условно можно утверждать, что содержание данного уровня методологии составляют философские законы. Уровень специальной методологии содержание которого определяют принципы науки или теории. Исходя из того, что в общем смысле под принципом какие-то базисные, фундаментальные идеи, можем определить принципы психологии. Принципы психологии – основополагающие идеи, базисы психологической науки, определяющие способы познания психики и сознания. Уровень частной методологии, или совокупность методов и методик психологии, содержание которых определяется более высокими уровнями методолонии ( общей и специальной)  

Просмотр содержимого документа
«Методология научного знания и психология»

Методология научного знания и психология

Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирую-щей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание является высшей формой отражения объективной действительности, исходящей из признания единства отражения, предметно-практической деятельности и коммуникации; из понимания познания как социально-опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. Познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, но последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективиро-ванной системой знаний, передаваемых от одного поколения другому.

В познании существуют разные уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое. Наряду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление); и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам, несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы познания, как обыденное, художественное и научное, а внутри науки – естественно-научное и общественно-научное познание.

Знание – это продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеаль-ное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (обыденными, житейскими) и научными, а послед-ние разделяются на эмпирические и теоретические. Кроме того, в обществе известно деление знаний на мифологические, художественные, религиозные и другие. Сущность знания не может быть понята без раскрытия общественно-исторической обусловленности человеческой деятель-ности. В знаниях проявляется, преемственно накапливается и объективируется общественная сила человечества, которая осуществляет познание, обладая “готовым” (общественно-исторически выработанным) понятийным и категориальным аппаратом. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности.

Научная деятельность – процесс целенаправленного, организованного получения нового знания в сфере исследовательской деятельности ученых, преимущественно в научных учреждениях.

Наука – форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой – выработка новых знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним. Наука предполагает безусловное наличие профессионалов-ученых и системы их подготовки, научных учреждений с лабораторным и экспериментальным оборудо-ванием, системы научной информации о понятийном и категориальном аппарате, о методах научно-исследовательской работы. Наука участвует в процессе формирования общественного сознания.

Понятие “наука” включает как творческую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, приве-денных в целостную систему на основе определенных принципов и образующих в совокупности научную картину мира.

Созданию типологии наук способствует выделение объекта и предмета исследования каждой из них. Объект познания – это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Применительно к конкретному исследо-ванию, объект исследования понимается как конкретный предмет, процесс, явление, изучаемое с помощью определенных методов исследования. Предмет познания – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Размежевание наук на типы, группы, комплексы в процессе их развития вызвало необходимость установления связей между ними. Классификация наук – связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения.

По объекту и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по “удаленности” от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, где присутствует непосредственная ориентация на применение резуль-татов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Классификации науки бывают формальными (основанными на принципе координации) или диалектическими, содержательными (основанными на принципе субординации).

Как уже отмечалось, для любой науки очень важно иметь критерии научности, на основании которых можно было бы провести разграничение между научным и ненаучным знанием. Решение этой проблемы особенно важно, например, для такой молодой науки, как психология. Ведь в мире психологических явлений до сих пор уточняется сущность психического, продолжается процесс разграничения научного с обыденным и с паранаучным знанием. Причем под паранаучным знанием понимается знание, относящееся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строго научного обоснования и к которым относят, прежде всего, так называемое экстрасенсорное восприятие (телепатия, ясновидение и пр.), т.е. прием информации, не связанный с функционированием известных науке органов чувств. Признаки, позволяющие выделять и характеризовать подлинно научное знание, формулировать требования, которым должны удовлетворять и ориентируясь на которые должны развиваться научное знание, а также деятельность по его получению, традиционно называют критериями научности.

Строение, генезис научного знания. Научное познание является целостной развивающейся системой со сложным строением, представляющей единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и, соответственно, в совокупности своих специфических элементов. В качестве таковых могут выступать: объект познания, субъект познания, средства, методы познания – его орудия (материальные и духовные) – и условия осуществления.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональ-ный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание (“протоколирование”) наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная “фактофиксирующая” деятельность – характерные признаки эмпирического познания.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Проблема - практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими Гипотеза - научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория – (греч. theoria – рассматриваю, наблюдаю, изучаю) наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей опреде-ленной области действительности. Атрибутами (неотъемлемыми принадлежностями) любой теории являются ее объект и предмет, а также познавательные средства: понятия, категории, законы (тенденции, закономерности), методы, идеи, принципы и т.п., составляющие так называемое “инвариантное ядро” конкретной науки в конкретную эпоху или время. Примерами этой формы знания являются: классическая механика И. Ньютона, теория относительности

А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Эволюция научного знания представляет собой формирование, конкуренцию и смену парадигм. Парадигма – (греч. рaradeigma – пример, образец) совокупность теоретических и методологических предпосылок (образцов и ценностных установок, норм и правил), определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде. В античной и средневековой философии этот термин использовался для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира. Широкое распространение термин получил после работ американского ученого-науковеда Т. Куна, который использовал его в системе понятий при попытке построения теории научных революций. В теории и истории науки это понятие используется для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания (допарадигмального, т.е. периода, когда не существует теория, признанная научным сообществом, и парадигмального), для анализа научных революций. Термин “парадигма” используется также при анализе процессов художественного и научного творчества (художественных канонов, стилей в искусстве и стилей мысли в науке).

Классическая парадигма, берущая свое начало от Античности, оформилась в европейской цивилизации XVII в. и в эпоху Просвещения. Она представляла мир строгого детерминизма и однозначности результата (например, модель рефлекторного кольца Р. Декарта). Основным идеалом для ученых этой эпохи выступала математика. Главной ценностью любого научного поиска провозглашалось знание, как правило, о поведении человека, а основной задачей – получение истины, тождественной объективной (особенно природной, физической и, как следствие, механистической) реальности. Причем классическая наука о душе, а затем и о сознании предполагала исключение из сферы познания общественно значимых социальных и субъективно-личностных ценностей и целей, которые рассматривались как факторы, “деформирующие” научный результат. Однако необходимо признать, что подходы авторов так называемых “классических концепций” и на сегодняшний день представляются предпочтительными в психологических исследованиях, игнорировать которые мы не имеем права. Тем не менее нужно подчеркнуть, что вопрос о так называемой “абсолютной чистоте” классической науки остается до настоящего времени дискуссионным.

Неклассическая парадигма, возникшая на рубеже XIX–XX вв., отвергла абсолютный детерминизм и ввела новые критерии и идеалы: восприятие реальности (в том числе психики и сознания) не “самой по себе”, а через субъект познания и используемые им средства; осмысление связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта познания как неотъемлемой части познаваемой реальности. Результативность познания определяется уже не только спецификой изучаемого явления, факта или события, но и способами взаимодействия с ним исследователя, его “включенностью” в изучаемый процесс, возможностью пропустить его “через себя”. Проблема истинности познания решается с позиций релятивизма, относительности теорий и научных парадигм. Утверждается “мозаичность” целостной картины знания, его прошлого, настоящего и будущего. Становится характерным организационно-научное оформление много-образия познавательных систем, направлений и научных школ. В состоянии “методологической растерянности” ученые провозглашают начало эпохи “открытого кризиса” в науке. Тем не менее в различных сферах человеческой культуры и ее истории нарастает понимание того, что наука,

в том числе и психология, во многом зависит от социальных обстоятельств, от ценностных и целевых ориентаций познания.

Постнеклассическая парадигма начинает формироваться в последнюю треть ХХ в. и с нара-стающей силой реализуется в большинстве социально-гуманитарных исследований. Интегрируя существующие подходы, выделим наиболее значимые черты постнеклассической науки: распространение междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности, комплексных исследовательских программ, соединение фундаментальных и при-кладных исследований; интенсификация процессов интеграции и дифференциации в построении картины познания, стремление к отражению реальности, в центре которой находится человек; проблемы ценностей и смысла его бытия; включение ценностных факторов в состав объясняющих положений научного исследования, утверждение принципа исторической реконструкции в исследованиях различных уровней и областей; повышение значения для развития наук социально-экономических, духовных, политических и других факторов и целей, представление науки как части жизни общества, детерминируемой общим состоянием культуры.

Предмет методологии науки. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, о методах познания истины, особого рода знание о научном знании. К методологии относится также анализ используемых в науке объяснительных принципов, связи с другими науками, критическая оценка полученных результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки и ряд других вопросов.




Выводы

Выделяют 3 уровня методологии:

Уровень общей методологии, выражающийся в философской позиции по отношению к окружающему миру вообще и роли и месту психики в нем в част­ности. Условно можно утверждать, что содержание данного уровня методологии составляют философские законы.

Уровень специальной методологии содержание которого определяют принципы науки или теории. Исходя из того, что в общем смысле под принципом какие-то базисные, фундаментальные идеи, можем определить принципы психологии.

Принципы психологии – основополагающие идеи, базисы психологической науки, определяющие способы познания психики и сознания.

Уровень частной методологии, или совокупность методов и методик психологии, содержание которых определяется более высокими уровнями методолонии ( общей и специальной)

Учитывая то, что под методом понимается способ достижения какой-либо це­ли, решения конкретной задачи, методы психологии можно определить как совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Методы психологии - совокупность способов и приемов исследо­вания психических процессов, свойств, состояний и образований.

Когда какой-то метод (или совокупность методов) применяется в конкретной исследовательской ситуации для решения определенной задачи, используют понятие «методика».

Таким образом, методология существенным образом влияет и на развитие психологических теорий. При этом если теория представляет собой результат познания психических явлений, выражающийся в системе идей, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

Методология определялась нами выше как совокупность принципов. Принципы вытекают из определенной психологической теории. В настоящее время психологии не существует универсальной теории, при помощи которой можно было бы объективно объяснить все психические явления. И поэтому предпочтительнее говорить о существовании принципов какой-то теории, нежели принципов психологической науки. В то же время в отечественной психологии существуют методологические принципы, которые разделяются многими учеными и практиками. К ним относятся:

- Принцип причинной обусловленности (детерминизма). Суть его состоит в том, что любому явлению, событию предшествует совокупность обстоятельств, которые и вызывают это явление. Психологическое исследование основной своей задачей и ставит выявление этих обстоятельств, причин.

- Принцип единства сознания и деятельности означает, что психическое развитие человека невозможно вне деятельности. Содержательная особенность деятельности человека определяет ход развития психических процессов и свойств.

-Принцип системности. Данный принцип основывается на идее, что от­дельный элемент целостной структуры приобретает свойства, отличные от тех, которыми он обладал, не находясь в составе этой структуры. Например, человек в группе студентов, в группе незнакомых людей, в кругу семьи ведет себя по-­разному, то есть он использует разнообразные поведенческие реакции в зависи­мости оттого, частью какой группы (какой целостности) он является в настоящий момент. Таким образом, данный принцип указывает на необходимость исследо­вать любое явление с учетом взаимосвязи его с другими явлениями.

- Принцип развития обусловливает необходимость изучать психические яв­ления в развитии (динамике). Изменения в процессе развития происходят через определенные этапы закономерно, несмотря на то что могут содержать в себе элементы случайности и вариативности.

В психологии выделяют и другие принципы, соответствующие различным тео­риям и парадигмам. При проведении психологического исследования, диагности­ке, коррекции первоначально необходимо определиться с парадигмой, теорией исследования, его принципами и уже на их основе подбирать и использовать пси­хологические методы.

Понятие парадигмы введено американским историком науки Т. Куном как си­стема научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства; ее придерживаются ученые данной сферы в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской дея­тельности.

Парадигма - система научных знаний, которой в течение продол­жительного периода придерживаются ученые в своей исследова­тельской деятельности.


Логическая схема / Классификация


Объект науки

Предмет науки

Методология науки

Теоретические методы

Эмпирические методы

Субъект науки


Глоссарий




п/п

Понятие

Определение

1

Взаимоотношения

встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи, а также в качествах личности, харак-теризующих психологические особенности общения человека (общительность, обаятельность, конформность, агрессив-ность)

2

Всеобщая методология

теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования

3

Выборка

часть генеральной совокупности, которая реально изучается

4

Гештальтпсихология

одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, которое и выдвинуло в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений

5

Гипотеза

научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть

6

Действие

одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели

7

Деятельность

процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта

8

Знание

продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого

9

Игра

особый вид деятельности в условных ситуациях, в котором воссоздаются исторически закрепившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей

10

Интроспекция

самонаблюдение ученого за явлениями своего индивидуа-льного сознания

11

Категория

(греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания

12

Классификация


13

наук

связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения

14

Личность

человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности

15

Межличностные отношения

форма взаимодействия, взаимосвязи, взаимопонимания и взаимоприятия людей



Каталог личной библиотеки



1. Волков, Б. С. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М. : Академический проект, 2010

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2005.

3. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии [Текст] : учебник / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - СПб. : Юрайт, 2011.

4. Лубовский, Д. В. Введение в методологические основы психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. В. Лубовский. – 2-е изд. – М. : МПСИ, 2007.

5. Маланов, С. В. Методологические и теоретические основы психологии [Текст] : учеб. пособие / С. В. Маланов. - М. : МПСИ, 2005.

4252.01.01_РУ.01_1.doc

14