СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методразработка

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по информатике на тему: "Медицинская информатика"

Просмотр содержимого документа
«Методразработка»

Министерство здравоохранения РД

ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИИ


по дисциплине ИНФОРМАТИКА

Раздел:  Медицинская информатика

Тема: Медицинская информатика

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело













Разработала: преподаватель информатики

Бугаева А.Р.

Утверждён: на заседании ЦМК

«Естественно научных дисциплин»

«___»_____________2020г.

Протокол №___от ____________

Председатель ЦМК:

__________Ярбилова З.Х.







Буйнакск 2020г.


Пояснительная записка

к методической разработке по дисциплине «Информатика» по теме «Медицинская информатика».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» углубленной подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

знать:

- основные принципы медицинской информатики;

Формируемые компетенции: ОК 2, 4, 5, 8, 9

Методы и формы, используемые на занятии: применяются информационные технологии: мультимедийная презентация.

Методическая разработка состоит из:

  1. «Пояснительной записки»,

  2. «Учебно-методического плана»,

  3. «Описание хода занятия»,

  4. «Входной контроль» (приложение №1),

  5. «Изучение нового материала» (приложение №2),

  6. «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3),

  7. Подведение итогов (приложение №4).


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Медицинская информатика .

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать основные принципы медицинской информатики. Понятие о медицинской информатике. Основные принципы медицинской информатики. История компьютеризации отечественного здравоохранения.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК 8), ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

— основные принципы медицинской информатики.


Междисциплинарная интеграция:


Внутри дисциплинарная интеграция:





Литература


Методическое обеспечение занятия: содержание учебного материала, контрольные вопросы по теме «Медицинская информатика».

Домашнее задание: Работа над учебным материалом электронного учебника и дополнительной электронной литературой Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2014. – 468 с.

Перечень литературы:

Основная: Информатика, С.В. Симонович – СПб, 2014;

Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF 2012.

Дополнительная:

1. Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2014. – 468 с.

2. Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии";

3. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Питер, 2014 г. http://www.razym.ru/naukaobraz/uchebnik/104364-simonovich-sv-informatika-bazovyy-kurs.html

4. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие, М: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2014 г. http://www.kodges.ru/122846-specialnaya-informatika.html».

5. Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. Технические средства информатизации издательский дом «Академия» - Москва, 2017.








Описание хода занятия


Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 4.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала

(приложение №1) ОК 2, ОК 9

Цель – выявить уровень теоретических знаний и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию.

10 мин.

Использование активных форм опроса:

- индивидуальный опрос с целью определения уровня знаний; тестовый контроль

4.

Изложение нового материала (приложение №2) ОК 2

Цель - сформировать знания об основных принципах медицинской информатики; о понятии медицинской информатике; истории компьютеризации отечественного здравоохранения

60 мин




Совместно с преподавателем студенты создают опорный конспект лекции с применением информационных технологий.

5.

Осмысление полученных знаний: ОК 4 (приложение №3)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин

Закрепление материала осуществляется: путем ответов на вопросы; тестовые задания.


6.

Подведение итогов (приложение №4)


3 мин.

Обсуждаются итоги ответов и выставляются оценки с комментариями.

7.

Задание на дом

ОК 5; ОК 8

2 мин.

1) Работа над учебным материалом электронного учебника: Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум. – СПб: Питер, 2014. – 30 мин.

2) Работа над дополнительной электронной литературой – 15 мин.


Всего

90 мин


Приложение №1

Входной контроль


Текст задания: Опишите основные принципы медицинской информатики при выполнении тестовых заданий

Система оценивания:

Применяется дихотомическая система оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному - показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному - показателю) выставляется 0 баллов.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин./час.

3. Пользоваться можно: ---


1. Общество, определяемое уровнем развития промышленности и её технической базы это…

1) первобытное общество

2) информационное общество

3) индустриальное общество


2. Суть первой информационной революции в …

1) появление ЭВМ

2) появление ПК

3) изобретение письменности


3.Предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов это-

1) информационный процесс

2) информационная услуга

3) право собственности


4. К внутренним источникам угроз не относится…

1) Отставание по уровню информатизации

2) Преступная деятельность

3) Отставании по технологии


5.Массовая несанкционированная рассылка рекламы по сети Интернет –это …

1) Ошибки пользователя

2) Спам

3) Информационная война


6.Сколько было информационных революций?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4


7.Выберите виды информационных угроз

1) Преднамеренные

2) Случайные

3) Фактические


8.Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией-

1) индустриальное общество

2) информационное общество

3) первобытное общество


9. Ко внешним источникам информационных угроз не относится …

1) Политика стран

2) Преступная деятельность

3) Недостаточный уровень образования


10. Право собственности являющееся некорректно изложенным …

1) право владения

2) право пользования

3) право уничтожения


Критерии оценивания: Точно описаны основные принципы медицинской информатики при выполнении тестовых заданий

Оценка:

оценка «отлично» - проставляется при 9-10 правильных ответах;

оценка «хорошо» - проставляется при 8 правильных ответах;

оценка «удовлетворительно» - проставляется при 7 правильных ответах;

оценка «неудовлетворительно» - проставляется, если дано менее 7 правильных ответов.


Эталон ответа:

1. 3

2. 3

3. 2

4. 2

5. 2

6. 4

7. 1, 2

8. 2

9. 3

10. 3


















Приложение №2

Изучение нового материала


Понятие о медицинской информатике

Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею. Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика.

Медицинская информатика – это наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники в медицине и здравоохранении.

В настоящее время медицинская информатика признана как самостоятельная область науки, имеющая свой предмет, объект изучения и занимающая место в ряду других медицинских дисциплин. С другой стороны, методология медицинской информатики основана на методологии общей информатики.

Предметом изучения медицинской информатики являются информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Объект изучения медицинской информатики – это информационные технологии, реализуемые в здравоохранении.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине и здравоохранении за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышения качества охраны здоровья населения.

Медицинская информатика – это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

Учитывая, что медицинская информатика является одним из прикладных видов информатики, ее можно представить состоящей из двух разделов: общей, базовой информатики и собственно медицинской информатики.

Общая информатика, как фундаментальная наука, занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Как прикладная дисциплина, информатика изучает закономерности информационных процессов, занимается созданием информационных моделей коммуникаций, разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях.

Собственно медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий. При этом изучаются как использование стандартных, универсальных средств информатики для решения медицинских задач, так и специальные медицинские информационные технологии и системы.

Медицинская информация, полученная в информационных процессах, сопряженных с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

Известны различные виды классификации медицинских информационных систем. Например, в зависимости от уровней управления и организации:

  • базовый уровень (МИС для врачей различного профиля);

  • уровень учреждений (МИС ЛПУ - поликлиник, стационаров, диспансеров, больниц скорой помощи);

  • территориальный уровень (МИС для профильных и специализированных медицинских служб и региональных органов управления здравоохранением);

  • государственный уровень (МИС Министерства здравоохранения).

Информационные системы в здравоохранении в пределах каждого уровня управления в зависимости от специфики решаемых задач классифицируются по следующим функциональным признакам:

• административные медицинские системы;

• поисковые информационные системы;

• системы для лабораторно-диагностических исследований;

• экспертные системы;

• больничные медицинские информационные системы;

• АРМы (автоматизированные, рабочие места специалистов);

• телемедицинские системы и др.


История компьютеризации отечественного здравоохранения

Информатика внедрялась в медицину с нескольких относительно независимых направлений, главными из которых являлись: лаборатории и группы, занимающиеся медицинской кибернетикой; производители медицинской аппаратуры; медицинские информационно-вычислительные центры; сторонние организации, занимающиеся автоматизацией управленческой деятельности; руководители медицинских учреждений, самостоятельно внедрявшие новую технологию.

Процесс внедрения вычислительной техники в учреждения здравоохранения нашей страны имеет почти полувековую историю. Первые попытки применения ЭВМ для решения медицинских задач относятся к пятидесятым годам. В то время компьютеры занимали целые этажи зданий и обслуживались десятками людей. Естественно, что ни одно медицинское учреждение страны ими не располагало. Однако крупные научно-исследовательские институты арендовали в вычислительных центрах машинное время. В первую очередь это были задачи по статистической обработке данных для научно-медицинских исследований, а также предпринимались первые попытки по автоматизации процесса диагностики.

В 1959 году в институте хирургии имени Вишневского была организована первая лаборатория медицинской кибернетики и информатики, а в 1961 году в этой лаборатории появилась ЭВМ, первая в медицинских учреждениях Советского Союза. Были организованы также лаборатории медицинской кибернетики в ряде институтов Академии Наук.

В 60-70 годы, подобными лабораториями располагали уже многие ведущие научно-исследовательские институты. ЭВМ стали более компактными и дешевыми, их общее число в стране превысило тысячу. Доступ к ним сотрудников медицинских учреждений упростился, возросло число решаемых с их помощью медицинских задач. Помимо статистической обработки данных, активно развиваются работы по консультативной диагностике и прогнозированию течения заболеваний. Делаются первые шаги в телемедицине - космической и традиционной: первые опыты по дистанционной диагностике с помощью ЭВМ проведены в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. В конце шестидесятых годов для координации работ в области медицинской информатики был создан Главный вычислительный центр Министерства здравоохранения СССР при Институте социальной гигиены и организации здравоохранения имени Семашко.

В 70-80 годы ЭВМ стали доступными не только для научно-исследовательских институтов, но и для многих крупных клиник. Помимо проводившихся ранее работ появились первые автоматизированные системы профилактических осмотров населения; начались попытки совместить медицинскую аппаратуру с ЭВМ; появились сообщения о первых мониторных системах, системах для функциональных исследований. Развитие консультативно-диагностических систем привело к созданию консультативных центров.

Во второй половине восьмидесятых годов появились персональные компьютеры, и процесс компьютеризации медицины принял лавинообразный характер. Появилось большое количество разнообразных систем для функциональных исследований. Различные информационные системы начинают разрабатываться и внедряться в учреждения практического здравоохранения. Создаются первые компьютерные сети в медицине.

С начала 90-х годов произошла фактическая стандартизация средств вычислительной техники в здравоохранении. Основным типом ЭВМ стал персональный компьютер, совместимый с IBM PC, а операционной системой Windows.

С появлением медицинского страхования начали активно внедряться соответствующие информационные системы. Для создания медицинской отчетности стали применять статистические информационные системы.

Сегодня компьютеры стали неотъемлемым компонентом оснащения всех медицинских учреждений. Однако в большинстве случаев их возможности не используются в полной мере. Одной из причин этого является недостаточная обеспеченность аппаратно-программными средствами, особенно коммуникационными устройствами, что не позволяет наладить транспортировку данных и оперативное обеспечение ими всех специалистов учреждения. Другая причина, вероятно более значимая, видится в отсутствии у медицинских работников знаний и навыков, необходимых для работы с современными персональными компьютерами.




Приложение №3

Осмысление полученных знаний

Текст задания: Сформулируйте основные принципы медицинской информатики.

Критерии оценивания:

Названо определение понятия медицинской информатики – да/нет;

Изложены полно основные принципы медицинской информатики – да/нет.

Перечислено не менее 4 видов медицинских информационных систем – да/нет;

Система оценивания:

Применяется дихотомическая система оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному - показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному - показателю) выставляется 0 баллов.

Оценка:

Оценка «отлично» - проставляется при 3 правильных ответах;

оценка «хорошо» - проставляется при 2 правильных ответах;

оценка «удовлетворительно» - проставляется при 1 правильном ответе;

оценка «неудовлетворительно» - проставляется, если не названо ни одного правильного ответа.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин./час.

3. Вы можете воспользоваться: конспектом лекции
















Приложение №4

Подведение итогов

Эталон ответа:

Медицинская информатика – это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

Учитывая, что медицинская информатика является одним из прикладных видов информатики, ее можно представить состоящей из двух разделов: общей, базовой информатики и собственно медицинской информатики.

Общая информатика, как фундаментальная наука, занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Как прикладная дисциплина, информатика изучает закономерности информационных процессов, занимается созданием информационных моделей коммуникаций, разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях.

Собственно медицинская информатика рассматривает медицинские приложения информационных технологий. При этом изучаются как использование стандартных, универсальных средств информатики для решения медицинских задач, так и специальные медицинские информационные технологии и системы.

Медицинская информация, полученная в информационных процессах, сопряженных с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

Известны различные виды классификации медицинских информационных систем. Например, в зависимости от уровней управления и организации:

  • базовый уровень (МедИнфСистемы для врачей различного профиля);

  • уровень учреждений (МедИнфСистемы ЛПУ - поликлиник, стационаров, диспансеров, больниц скорой помощи);

  • территориальный уровень (МедИнфСистемы для профильных и специализированных медицинских служб и региональных органов управления здравоохранением);

  • государственный уровень (МИС Министерства здравоохранения).

Информационные системы в здравоохранении в пределах каждого уровня управления в зависимости от специфики решаемых задач классифицируются по следующим функциональным признакам:

• административные медицинские системы;

• поисковые информационные системы;

• системы для лабораторно-диагностических исследований;

• экспертные системы;

• больничные медицинские информационные системы;

• АРМы (автоматизированные, рабочие места специалистов);

• телемедицинские системы и др.