СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методразработка "Организация работы прививочного кабинета поликлиники".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методразработка "Организация работы прививочного кабинета поликлиники" .

Просмотр содержимого документа
«Методразработка "Организация работы прививочного кабинета поликлиники".»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского»

ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия


дисциплина: пм. 01 проведение профилактических мероприятий, МДК. 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Тема: Организация работы прививочного кабинета поликлиники.

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс: II

Семестр: IV

Количество часов: 2




Преподаватель:

Поправко Татьяна Александровна

Рассмотрено и одобрено на заседании

Выпускающей методической комиссии

Протокол №__ от ____________

Председатель Репинская Е.В.


г. Симферополь, 2022



1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


Основными и значимыми проблемами медицины во все времена были инфекционные заболевания. Они несли большую угрозу населению и становились ключевыми причинами массовой смертности. Из истории можно привести множество примеров опустошительных последствий таких инфекционных заболеваний как оспа, грипп, корь, коклюш, тиф, чума, холера и др.

В связи с развитием медицины и ее глобализацией начали разрабатываться различные методы борьбы с инфекциями. Наиболее значимым методом в системе здравоохранения оказалась амбулаторно-профилактическая помощь. Данный вид помощи играет ключевую роль в медицинском обслуживании населения и служит как наиболее доступный и массовый вид помощи, основным преимуществом которого является предупреждение, раннее выявление и лечение заболеваний.

Приоритетным направлением в амбулаторно-профилактической помощи, которое направлено на предупреждение, снижение заболеваемости и предотвращение смертности от инфекционных заболеваний является иммунопрофилактика.

Иммунопрофилактика – обязательное мероприятие для предупреждения инфекционных заболеваний, регламентируемое государством, проводимое в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.

В процессе организации иммунопрофилактики пациентов значимое место занимает медицинская сестра, которая организовывает и выполняет назначения врача. Первостепеннейшими целями этого работника является установление контроля в привитии населения (не менее 95%), снижение уровней заболеваемости и смертности, оповещение через средства массовой информации, разъяснительная работа, внедрение новейших методов проведения профилактики и, конечно же, оценка качества проделанной работы, ведь от полноты и качества выполнения работы будет зависеть эффективность профилактической деятельности.

Таким образом, несмотря на прогрессивное развитие и преобразование современного общества и средств его защиты, атакующие человечество агенты имеют так же предрасположенность к модифицированию, чем влекут за собой новые, опаснейшие последствия. В связи с этим встает необходимость непрерывной иммунопрофилактики, которая бы позволила взять под контроль ситуацию.

Поскольку прекращение или незначительное снижение контроля иммунопрофилактики может повлечь развитие эпидемии, в связи с этим значимость деятельности медицинской сестры прививочного кабинета становится актуальным видом деятельности по профилактики инфекционных заболеваний.







2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ


1. Учебная

Уметь:

1. Проводить беседы с населением о важности иммунопрофилактики.

2. Составлять план хранения МИБП.

Знать:

1. Определение понятия «МИБП».

2. Определение понятия «холодовая цепь».

3. Схема холодовой цепи.

4. Нормативные документы, регламентирующие работу прививочного кабинета.

5. Основные требования к прививочному кабинету.

6. Медицинская документация прививочного документа.

7. Особенности иммунопрофилактики от туберкулеза.

8. Требования к хранению МИБП в холодильнике.

9. Сроки хранения МИБП.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

2. Воспитательная цель

1. Содействовать развитию интереса к изучению дисциплины и социальной значимости профессии медицинской сестры.

2. Содействовать воспитанию культуры общения.

3. Содействовать воспитанию чувства гуманизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта и отзывчивости.

4. Содействовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

3. Развивающая цель

1. Научить анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

3. Создавать условия для поиска аналогов и других вариантов решения.

4. Методическая цель

Работа в группах с целью формирования знаний, умений и компетенций на практическом занятии Организация работы прививочного кабинета поликлиники по МДК. 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению 34.02.01 Сестринское дело.


3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Кабинет №18-А Общественное здоровье и здравоохранение, основы профилактики.


4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Тип занятия: комбинированный тип

Вид занятия: практическое

Методы обучения:

  1. Словесные:

- беседа (фронтальная и индивидуальная);

- объяснение;

- инструктаж;

- рассказ;

- дискуссия.

  1. Наглядные:

- метод иллюстрации;

- метод демонстрации.

  1. Практические:

- устных и письменных упражнений;

- кейс-метод;…

глядные:

материал для студентовтодыавательной деятельности студентов, .п.;


5. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:


Обеспечивающие:

Анатомия и физиология человека, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Генетика человека с основами медицинской генетики, Гигиена и экология человека, Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология, Психология, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными, Здоровый человек и его окружение.

Обеспечиваемые:

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Внутрипредметная:

МДК. 01.01 Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02 Основы профилактики.


6. СОДЕРЖАНИЕ (СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА, ТЕКСТ)


Организацию и проведение профилактических прививок обеспечивает руководитель МО, имеющей соответствующую лицензию.

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, при информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство в порядке, установленном законодательством РФ. Профилактические прививки проводят по назначению врача (фельдшера) в прививочных кабинетах МО.

Цель работы прививочного кабинета МО:

- достижение контрольных уровней привитости населения (не менее 95% в декретированных возрастах)

  • снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

При необходимости возможно проведение профилактических прививок на дому или по месту работы силами прививочных бригад.

Основные требования к прививочному кабинету:

 —   площадь прививочного кабинета соответствует габаритам используемого оборудования;

 —   покрытие стен и пола способно выдерживать режим многократной влажной уборки и дезинфекции;

 —   рабочие поверхности хорошо освещены люминесцентными лампами или лампами накаливания;

 —   отопление обеспечивает температуру воздуха 18 °C;

 —   вентиляция и водоснабжение обязательны.

Прививочный кабинет должен быть оснащен:

 —   ультрафиолетовым облучателем мощностью соответственно объему помещения;

 —   медицинской мебелью, устойчивой к воздействию моющих, дезинфицирующих средств;

 —   холодильником для хранения медицинских иммунобиологических препаратов МИБП и хладоэлементов;

 —   медицинским шкафом для медикаментов и инструментария;

 —   медицинской кушеткой;

  —   пеленальным столиком;

 —   медицинскими столами с маркировкой по видам прививок (не менее трех);

 —   рабочим столом для хранения документации, инструкциями по применению всех МИБП;

 —   стулом;

 —   раковиной для мытья рук;

 —   термоконтейнером или сумкой-холодильником с набором хладоэлементов;

 —   наборами для неотложной и противошоковой терапии с инструкцией по их применению.

!!!Прививки для профилактики туберкулеза и туберкулинодиагностику проводят в отдельных помещениях, при их отсутствии - на специально выделенном столе, отдельным инструментарием, который используют только для этих целей. Для вакцинации против туберкулеза и для биопроб выделяют определенный день или часы.


Требования к хранению МИБП

Помещение прививочного кабинета может использоваться для хранения МИБП. Хранение МИБП и растворителей для вакцины осуществляется в холодильнике, оснащенном двумя термометрами, при температуре 2-8 °C, в промышленной упаковке, с обеспечением доступа охлажденного воздуха к каждой упаковке (шахматный порядок), не более 1 мес.

Совместное хранение МИБП с другими медицинскими препаратами не допускается. Термометры размещают на верхней и нижней полках холодильника. Препараты одного наименования располагаются по сериям, с учетом срока годности. Вакцины разных наименований хранятся в одном холодильнике на разных маркированных полках:

 —   в морозильной камере хранят холодовые элементы;

 —   в холодильной камере на верхней полке лежат живые вирусные вакцины для профилактики полиомиелита и кори;

 —   на средней полке - неадсорбированные вакцины;

 —   на нижней полке - АКДС и другие неадсорбированные препараты, растворители;

 —   вакцину против туберкулеза хранят в отдельном холодильнике на средней полке.

Хладагенты в морозильной камере располагают в положении на боку так, чтобы между ними оставалось место для циркуляции воздуха. Нельзя заполнять сразу всю морозильную камеру хладагентами, нагретыми до комнатной температуры, их располагают постепенно во избежание повышения температуры в камере.

В нижней части холодильной камеры размещают закрытые емкости с водой объемом 3-7 л. Эта вода не предназначена для питья. Она должна постоянно оставаться в холодильной камере для поддержания дополнительного запаса холода в случае отключения электричества или при частом открывании дверцы холодильника

Хранение МИБП на дверной панели холодильника не допускается. Выборочный визуальный контроль МИБП в процессе хранения осуществляется не реже чем 1 раз в месяц. Первоочередность использования вакцин определяется сроками годности.

Холодильник должен быть установлен на расстоянии минимум 10 см от стены для свободной циркуляции воздуха.

Холодильник необходимо регулярно размораживать. Считается, что чрезмерный налет в морозильной камере или под испарителем, превышающий 5 мм, может оказать отрицательное воздействие на систему. Для того чтобы разморозить холодильник, необходимо выложить хладагенты из морозильной камеры и поместить их в термоконтейнер. После этого необходимо выключить холодильник. Вакцины в термоконтейнере не должны находиться в прямом контакте с хладагентами. Для этого можно положить между вакцинами и хладагентом кусок картона или сложенную газету. Это очень важно, так как вакцины могут замерзнуть и стать непригодными для использования.




В морозильном отделении холодильника должен быть достаточный запас замороженных хладоэлементов, соответствующий одномоментной загрузке всех имеющихся термоконтейнеров. Замороженные хладоэлементы вынимаются из морозильной камеры и выкладываются на стол в один слой, не более чем в два ряда, со свободным пространством вокруг каждого хладоэлемента не менее 5 см. Температура на поверхности хладоэлемента должна быть доведена до 0 °C, внутри хладоэлемента должно появиться небольшое количество воды (хладоэлемент готов к использованию, как только лед начнет слегка передвигаться внутри него).

Контроль температурного режима в холодильнике осуществляется 2 раза в день, результаты заносятся в журнал регистрации температурного режима холодильника. Там же фиксируются факты аварийного или планового отключения холодильника. При аварийном или плановом отключении холодильника (на мойку) вакцины следует хранить в термоконтейнерах с хладоэлементами или в резервных холодильниках.

Хранившиеся в условиях нарушения «холодовой цепи» МИБП не должны использоваться и подлежат уничтожению в соответствии с действующим законодательством РФ.

Вакцина, приобретенная в аптечной организации по рецепту врача, использоваться для проведения профилактических прививок может при соблюдении условий ее хранения и транспортирования.


Требования к медицинским работникам, осуществляющим иммунопрофилактику

К проведению профилактических прививок допускают медицинский персонал, обученный правилам техники проведения прививок, приемам неотложной помощи в случае развития поствакцинальных реакций и осложнений.

Медицинские работники прививочного кабинета должны быть обязательно вакцинированы против гепатита B, дифтерии, столбняка, кори, а также обследованы (ежегодно) на маркеры гемоконтактных вирусных гепатитов. От проведения иммунизации отстраняются медицинские работники, больные острыми респираторными заболеваниями, ангинами, имеющие травмы на руках, гнойные поражения кожи и слизистых оболочек независимо от их локализации.

Персонал обеспечивается специальной защитной медицинской одеждой (перчатки меняются после каждого пациента; при проведении массовой иммунизации допускается не менять перчатки после каждого пациента; в этом случае после каждого пациента поверхность перчаток, надетых на руки, обеззараживают любым кожным спиртсодержащим антисептиком, разрешенным к применению для гигиенической обработки рук, при видимых загрязнениях кровью перчатки после обработки антисептиком следует заменить).


Медицинская документация прививочного кабинета

 

 —   Журнал регистрации осмотров и выполненных прививок (ф. 064/у).

 —   Бланки сертификата о профилактических прививках (ф. 156/у-93)

 —   Амбулаторные карты пациентов (ф. 112/у, ф. 025/у).

 —   Экстренное извещение о побочном действии вакцин (ф. 058/у ).

 —   Инструкции по применению всех используемых МИБП на русском языке (в отдельной папке).

 —   Карта учета профилактических прививок (ф. 063/у) (см. ниже).

 —   Журнал регистрации сделанных прививок (по каждому виду вакцины)

 —   Журнал учета и расходования медицинских иммунобиологических препаратов.

 —   Журнал регистрации температурного режима холодильника.

 —   Журнал регистрации работы бактерицидной лампы.

 —   Журнал регистрации генеральных уборок.

 —   План экстренных мероприятий по обеспечению «холодовой цепи» в чрезвычайных ситуациях.








Права пациентов при проведении иммунопрофилактики


Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях, а также на выбор МО и оказание медицинской помощи при возникновении поствакцинальных осложнений (тяжелых и/или стойких нарушениях состояния здоровья вследствие профилактических прививок) бесплатно.

Медицинский работник должен предупредить пациента, родителей или опекуна вакцинируемого ребенка о возможности возникновения клинических проявлений и поствакцинальных реакций или осложнений, дать рекомендации по оказанию доврачебной помощи в случае их возникновения и о необходимости обращения за медицинской помощью при появлении подобных симптомов.

Отсутствие профилактических прививок может не только вызвать развитие инфекционного заболевания, но и быть причиной ряда неблагоприятных событий в жизни гражданина:

 —   запрет на выезд в страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок;

 —   временный отказ в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

 —   отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Профилактическая прививка проводится только при письменном добровольном информированном согласии пациента, родителей (или опекуна) вакцинируемого ребенка на ее проведение.

Граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, который оформляется письменно. Медицинский работник делает соответствующую запись (с обязательной отметкой о предупреждении о последствиях) в медицинских документах - истории развития ребенка (ф. 112/у) или истории развития новорожденного (ф. 097/у), медицинской карте ребенка (ф. 026/у), медицинской карте амбулаторного больного (ф. 025-87). Граждане, родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны поставить свою подпись под записью об отказе от профилактической прививки.


Методика проведения профилактических прививок


При проведении иммунопрофилактики используются отечественные и зарубежные иммунобиологические лекарственные препараты, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, содержащие актуальные для РФ антигены, позволяющие обеспечить максимальную эффективность иммунизации.

Отпуск гражданам иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики производится по рецепту.

Подготавливают вакцины к введению в строгом соответствии с инструкцией по применению препарата.

Перед проведением профилактических прививок медицинский работник, ответственный за их проведение, визуально проверяет целость ампулы или флакона, качество вводимого препарата и его маркировку:

 —   наличие этикетки (на русском языке) на флаконе или ампуле;

 —   соответствие выбранной вакцины назначению врача;

 —   соответствие выбранного растворителя данной вакцине;

 —   срок годности вакцины и/или растворителя;

 —   отсутствие видимых признаков повреждения флакона или ампулы;

 —   отсутствие признаков загрязнения содержимого флакона или ампулы (наличие плавающих частиц, изменение окраски, мутности и т.п.);

 —   соответствие внешнего вида вакцины (до и после восстановления) ее описанию, приведенному в инструкции;

 —   для анатоксинов, вакцины против гепатита B и других сорбированных вакцин или для растворителей - отсутствие видимых признаков замораживания вакцины (растворителя);

 —   при наличии на флаконе с вакциной термоиндикатора [флаконный термоиндикатор (ФТИ), наклейка из термочувствительного материала, регистрирующая совокупное воздействие тепла за определенный период времени] необходимо убедиться, что внутренний квадрат термоиндикатора светлее внешнего круга; в случае, если внутренний квадрат одного цвета или темнее внешнего круга, вакцина подлежит уничтожению;

 —   если флакон не снабжен ФТИ, необходимо проверить журнал учета температур и контрольную карточку-индикатор «холодовой цепи».

Вскрытие ампул, растворение лиофилизированных вакцин осуществляют в соответствии с инструкцией при строгом соблюдении правил асептики и «холодовой цепи».

Открытые многодозовые флаконы могут использоваться в течение рабочего дня в соответствии с инструкцией по применению вакцины при соблюдении трех условий: срок годности не истек, забор каждой дозы из флакона производится с соблюдением правил асептики, вакцины хранятся при соответствующей температуре (2-8 °C). Открытые флаконы с вакциной уничтожаются в конце рабочего дня.

Иммунобиологические препараты вводят парентерально одноразовым шприцем и одноразовой иглой при соблюдении правил асептики. В случае одновременного проведения нескольких прививок каждую вакцину вводят отдельным одноразовым шприцем и одноразовой иглой в разные участки тела.

Вакцину вводят в дозе, строго соответствующей инструкции по применению препарата, в положении пациента лежа или сидя во избежание падения при обморочном состоянии. Запрещено совмещение прививок вакциной для профилактики туберкулеза и вакциной для профилактики желтой лихорадки в один день с другими прививками.

За пациентом, получившим профилактическую прививку, устанавливается медицинское наблюдение в течение срока, определенного инструкцией по применению препарата (не менее 30 мин), с целью своевременного выявления поствакцинальных осложнений и оказания экстренной медицинской помощи.

В детских организованных коллективах необходимо планировать проведение прививок против полиомиелита всем детям в группе одновременно. Следует разобщать непривитых против полиомиелита детей от недавно привитых сроком не менее чем на 60 календарных дней от момента прививки. Необходимо выделить привитому ребенку отдельное полотенце, горшок, постельное белье, не допускать тесных контактов с непривитыми детьми.

Родителей ребенка следует информировать о соблюдении определенного режима в поствакцинальный период, о возможных реакциях и необходимости обращения за медицинской помощью в случае сильной или необычной реакции. Родители должны помнить, что после проведения прививки следует воздержаться от массовых мероприятий, путешествий, физических нагрузок, перегреваний и переохлаждений. Следует следить за температурной реакцией ребенка, не тереть место инъекции, соблюдать правила гигиены. Не рекомендуется купать ребенка в день прививки, вводить новые продукты в рацион питания.

Остатки вакцин в ампулах или флаконах, использованные одноразовые иглы, шприцы, скарификаторы, ватные тампоны, салфетки, перчатки после инъекции сбрасывают в контейнеры с дезинфицирующим раствором, приготовленным в соответствии с инструкцией по его применению. После дезинфицирующей обработки медицинские отходы утилизируют в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Отходы при проведении вакцинации относятся к классу Б и В.

Уборку прививочного кабинета производят 2 раза в день с использованием дезинфекционных средств. Один раз в неделю проводят генеральную уборку прививочного кабинета.















7. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


п\п

Основные этапы занятия, их функции и содержания

Уровень освоения

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в мин.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

.Подготовительный этап

1.

Организация занятия - проверка готовности к занятию (внешнего вида обучающихся, аудитории) наличие дневников) и проверка присутствующих.


Проверка присутствующих, инструктаж по ТБ


5

2.

Постановка учебных целей и их мотивация


Сообщение темы занятий, целей, плана занятия, актуализация темы

См.выше

5

3.

Контроль исходного уровня знаний

L1

Тестирование


Материалы контроля прилагаются. Приложение №1

10-15

 . Основной этап

1.

Объяснение этапов самостоятельной работы


Инструкции практического занятия


5

2.

Освоение текущего материала


Решение ситуационных задач (кейс-задачи)

Приложение № 2

35

. Заключительный этап

1.

Контроль конечного уровня знаний

L2-3

Письменный опрос, тесты открытого типа

Приложение № 3

10-15

2.

Подведение итогов занятия, оценка деятельности обучающихся


Анализ подготовки обучающихся к занятию в целом и активности группы во время занятия. Выставления индивидуальных отметок

Словесный


3-5

3.

Домашнее задание:

Места и способы введения вакцин; временные и абсолютные противопоказания ко введению вакцин.


Рекомендации по подготовке к занятию

Словесный

5



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


- ноутбук;

- презентация;



9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

- методическая разработка по данной теме;
- вопросы по теме;
- ситуационные задачи;
- тестовые задания;

- презентация.


10. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:


Литература:

Основные источники

1. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html

2. Петрушин, В. И.  Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471253

3. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи : учебные пособия / Э. Д. Рубан. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 335 с. — ISBN 978-5-222-35223-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166912

4. Солодовников, Ю. Л. Основы профилактики: учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-7463-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160143

Дополнительная литература

1. Быковская, Т.Ю. Основы профилактики: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. к. м. н. Б. В. Кабарухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 254 с. : ил. — (Среднее медицинское образование).

2. Волков, С. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / С.Р. Волков, М.М. Волкова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 641 с.  — (Среднее профессиональное образование).

3. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса ; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2019. - 605 с. - (Среднее медицинское образование).

4. Назаренко Л.А. МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению: методическое пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 64 с.

5. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи: учеб. пособие / Э. Д. Рубан. — Ростов н/Д : Феникс, 2020. — 334 с. — (Среднее медицинское образование).

6. Шамина, Н.А. Основы вакцинопрофилактики: учебное пособие для СПО. - СПб: Лань, 2021. - 96 с.

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/

2. Единое окно допуска к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/window

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –http://eor.edu.ru/

4. Компьютерная справочная правовая система - http://www.garant.ru/

5. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России - https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/spo/

6. Консультант студента. www.studmedlib.ru

7. Нормативные документы www.med-pravo.ru

8. Медицинская студенческая библиотека - www.rosmedlib.ru

9. Портал о здоровом образе жизни - www.TakZdorovo.Ru.

10. Учебно-методическая литература для учащихся - https://www.studmed.ru/

Лекция по теме.


11. ИНСТРУКЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Тема: Организация работы прививочного кабинета поликлиники.


Цели занятия:

Уметь:

1. Проводить беседы с населением о важности иммунопрофилактики.

2. Составлять план хранения МИБП.

Знать:

1. Определение понятия «МИБП».

2. Определение понятия «холодовая цепь».

3. Схема холодовой цепи.

4. Нормативные документы, регламентирующие работу прививочного кабинета.

5. Основные требования к прививочному кабинету.

6. Медицинская документация прививочного документа.

7. Особенности иммунопрофилактики от туберкулеза.

8. Требования к хранению МИБП в холодильнике.

9. Сроки хранения МИБП.


План проведения занятия:


1. Организационный момент.

2. Постановка целей, начальная мотивация.

3. Определение исходного уровня знаний.

Тестовый контроль

4. Объяснение этапов самостоятельной работы

5. Освоение текущего материала:

Решение ситуационных задач.

6. Определение конечного уровня знаний:

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Задания для самостоятельной работы обучающихся:

Места и способы введения вакцин; временные и абсолютные противопоказания ко введению вакцин.

1. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html

2. Петрушин, В. И.  Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471253

3. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи : учебные пособия / Э. Д. Рубан. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 335 с. — ISBN 978-5-222-35223-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166912

4. Солодовников, Ю. Л. Основы профилактики: учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-7463-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160143


























Приложение№1


МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Контроль исходного уровня знаний


Тесты закрытого типа


В – 1



1. Профилактическая прививка делается при условии:

1) если прививка еще ни разу не делалась;

2) если человек полностью здоров;

3) если есть препарат;

4) если есть информированное добровольное согласие;

5) верно только 2 и 4;

6) все ответы верны.


2. Что не является целью работы прививочного кабинета :

1) достижение контрольных уровней привитости населения;

2) лечение инфекционных заболеваний при помощи прививок;

3) снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики;

4) все ответы верны.


3. Что относится к требованиям к прививочному кабинету:

1) температура воздуха в кабинете должна быть +18°C;

2) вентиляция и водоснобжение обязательны;

3) все стены и полы должны быть в плитке;

4) все ответы верны;

5) верно только 1 и 2.


4. Верно ли утверждение: «Прививки для профилактики туберкулеза и туберкулинодиагностику проводят в отдельных помещениях»:

1) верно;

2) не верно.


5. Сколько термометров должно быть в холодильнике при хранении МИБП:

1) 2;

2) 3;

3) 1;

4) 4;

5) нет правильного ответа.


6. Что хранят в морозильной камере холодильника:

1) не вскрытые иммунобиологические препараты;

2) хладоэлементы;

3) препараты с истёкшим сроком годности;

4) все ответы верны.



7. Где хранится вакцина против туберкулеза:

1) в холодильнике с другими препаратами;

2) в отдельном холодильнике на 2 полке;

3) в отдельном кабинете;

4) на складе.


8. Как располагаются хладоэлементы:

1) стоя;

2) лёжа на боку;

3) лежа друг на друге;

4) все ответы верны.


9. Выберите верное утверждение:

А) Хранение МИБП в дверце холодильника не допускается;

Б) Внизу холодильника хранятся бутылки с водой;

1) верно «А»;

2) верно «Б»;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.


10. На каком расстоянии должен быть расположен холодильник от стены:

1) 10 см;

2) 50 см;

3) не должно быть расстояния;

4) 5 см.


В – 2


1. Профилактические прививки делают:

1) по назначению врача (фельдшера);

2) по решению врачебной комиссии;

3) по назначению медицинской сестры;

4) нет правильного ответа.


2. Верно ли утверждение: «Единственной целью прививочного кабинета является достижение 100% показателей по вакцинации населения»?

1) верно;

2) не верно.

3. Прививочный кабинет должен быть оснащён:

1) медицинской мебелью;

2) холодильником, письменным столом;

3) медицинской кушеткой;

4) медицинским шкафом;

5) все ответы верны.


4. На каких полках в холодильнике располагаются термометры:

1) на верхней;

2) на средней;

3) на нижней;

4) верно 1 и 2;

5) верно 1 и 3;

6) нет правильного ответа.


5. При какой температуре хранятся МИБП:

1) 0-5°C;

2) 2-8°C;

3) 5-8°C;

4) -2+5°C;

5) -20+8°C .


6. Растворитель для вакцины должен храниться:

1) в шкафу;

2) на манипуляционном столике ;

3) в холодильнике.

7. Какие вакцины хранятся на средней полке холодильника:

1) АКДС и другие неадсорбированные препараты;

2) неадсорбированные вакцины, вакцина против туберкулеза;

3) вакцина против полиомиелита;

4) живые вирусные вакцины.


8. Длительность хранения вакцины в закрытом виде в прививочном кабинете не должна превышать:

1) 1 год;

2) 1 рабочий день;

3) 1 месяц;

4) две недели.


9. Контроль температурного режима в холодильнике осуществляется:

1) 2 раза в день;

2) только утром;

3) 1 раз в неделю;

4) через каждые три часа.


10. МИБП, у которых истёк срок годности, медицинский работник обязан:

1) заморозить;

2) отправить на утилизацию;

3) выкинуть в отходы класса «А»;

4) нет правильного варианта.


В – 3



1. Для проведения вакцинации против туберкулеза и пробы Манту:

1) выделяют отдельную кушетку;

2) выделяют отдельный день или часы;

3) нет правильного ответа;

4) проводится в специально оборудованном помещении.


2. Допускается ли хранение МИБП с другими препаратами в одном холодильнике

1) да;

2) нет.


3. На нижней полке холодильника хранятся:

1) АКДС и другие неадсорбированные препараты, растворители;

2) живые вирусные вакцины для профилактики полиомиелита и кори;

3) адсорбированные вакцины;

4) хладоэлементы.


4. После проведения вакцинации пациента:

1) сразу отправляют домой;

2) просят подождать в коридоре возле кабинета 30 минут;

3) кладут в стационар;

4) нет правильного варианта.


5. Что относится к медицинской документации прививочного кабинета:

1) Журнал регистрации осмотров и выполненных прививок (ф. 064/у).;

2) Журнал учета и расходования медицинских иммунобиологических препаратов;

3) План экстренных мероприятий по обеспечению «холодовой цепи» в чрезвычайных ситуациях;

4) верно 1 и 3;

5) все ответы верны.


6. Перед проведением вакцинации ребёнок должен пройти кабинет:

1) педиатра;

2) процедурный кабинет;

3) ЛОР – врача;

4) нет правильного ответа.


7. Через сколько времени после выздоровления можно вакцинироваться:

1) через 5 дней;

2) через 2 – 4 недели;

3) через 2 месяца;

4) через неделю.


8. Что проверяет медицинский работник перед применением вакцины:

1) срок годности;

2) серию и номер вакцины;

3) наличие осадка;

4) целостность упаковки;

5) все ответы верны.


9. Открытые многоразовые флаконы могут использоваться:

1) один раз;

2) на протяжении одного рабочего дня;

3) одну неделю после вскрытия;

4) 1 месяц после вскрытия.


10. Непосредственно перед прививкой проводится:

1) термометрия;

2) измерение АД;

3) измерение пульса;

4) нет правильного ответа.








Критерии оценивания тестирования:

«Отлично» - 100-91 % (91 – 100) правильных ответов,

«Хорошо» - 90-81 % (81 – 90) правильных ответов,

«Удовлетворительно» – 80-71 % (71 – 80) правильных ответов,

«Неудовлетворительно» - 70-0 % (0 – 70) правильных ответов.



« 5 » - 1 ошибка из 10

« 4 » - 2 ошибки из 10

« 3 » - 3 ошибки из 10

« 2 » - более 3 ошибок из 10.
































Приложение № 2


Контроль основного этапа


Решение ситуационных задач.

Кейс-метод


Обучающиеся разбиваются по парам.

1 Этап.

В 1.

Опишите путь МИБП от производителя до холодильника (включительно) в прививочном кабинете: этапы, особенности транспортировки.

Далее в тетрадях схематично нарисовать расположение МИБП и хладагентов в холодильнике.

В 2.

В тетради схематично нарисуйте оснащение прививочного кабинета поликлиники. Опишите ваши действия перед вакцинацией пациента и после.

Каждый на листочке бумаги подробно описывает режим своего дня: подъём, время завтрака, меню завтрака, дистанция до учебного заведения, вредные привычки, время за компьютером, осанку, водный баланс и т.д.

2 Этап.

Далее разыгрывается следующая ситуация: вы и ваш коллега-сосед превращаетесь в специалиста по профилактическому консультированию. Обмениваетесь рабочими тетрадями. Теперь с профессиональной точки зрения оцениваете все этапы работы коллеги. Анализируете каждую категорию, выявляете недочёты, корректируете - вносите письменные рекомендации и коррекции.

Затем в устной форме обмениваетесь мнениями, слушаете возражения, ищете компромиссы и, на основании всего сказанного, завершаете свои задания.

3 Этап.

В завершении сравниваете работу "до" и "после" коррекции. Делаете выводы.


Критерии оценки ситуационных задач:

- оценка «отлично»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с правильным и свободным владением медицинской терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, в полном объеме.

- оценка «хорошо»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

- оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

- оценка 2 «неудовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан не правильный. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом), ответы на дополнительные вопросы неправильные или отсутствуют.

































Приложение № 3

Контроль конечного уровня знаний


Выполнение контрольной работы по терминологии.

а) дать определение терминам:

- холодовая цепь

- поствакцинальные осложнения

- анафилактический шок

б) тесты открытого типа:

- реализация «холодовой цепи» состоит из ... уровней (четырех)

- транспортируются и хранятся медицинские иммунобиологические препараты при температуре... ( 5±3 °C (от 2 до 8 °C))

- живая вакцина против полиомиелита хранится при температуре... (-20 °C)

- вакцину против туберкулеза хранят... (в отдельном холодильнике на средней полке).

- хранение МИБП и растворителей для вакцины осуществляется в холодильнике не более ... (1 мес)


Критерии оценки понятийного диктанта/письменного опроса:

- оценка «отлично»: ответ дан правильный. Обучающийся свободным владеет медицинской терминологией. Основные понятия темы грамотные, с теоретическими обоснованиями (в т. ч. из лекционного курса), в полном объеме.

- оценка «хорошо»: ответ дан правильный. Обучающийся владеет медицинской терминологией. Основные понятия темы грамотные, но без теоретических обоснований (в т. ч. из лекционного курса),

- оценка «удовлетворительно»: ответ дан правильный. Обучающийся путает медицинские термины. Основные понятия темы с ошибками, без теоретических обоснований (в т. ч. из лекционного курса),

- оценка 2 «неудовлетворительно: Обучающийся не владеет медицинской терминологией. Основные понятия темы с ошибками, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционного материала), ответы на дополнительные вопросы неправильные или отсутствуют.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!