Просмотр содержимого документа
«Методы биологических исследований»
9 класс Методы биологических исследований. Значение биологии
Задачи урока: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты обучения: Предметные: сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества; сформировать знания об основных методах биологического исследования.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.
Личностные: познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки.
Основные понятия урока: научный метод, гипотеза, теория, правила, законы.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении вопросов о науках о человеке и их методах.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Что такое наука (дать определение)? 2. Назовите главную задачу науки. 3. Какой вклад в развитие биологии внёс Роберт Гук? 4. Что такое биология (дать определение)? 5. Назовите три направления в биологии и сферы их интересов. 6. Какой вклад в развитие биологии внёс Грегор Мендель?
II. Изучение нового материала Беседа учителя с учащимися о науке и её методах: 1) Чем наука отличается от религии и искусства? 2) Какова основная цель науки? 3) Какие научные методы исследования вы знаете? Вначале учащиеся выполняют небольшое задание: Самостоятельная работа:
Прочитайте текст в учебнике «Методы биологических исследований» на стр. 13 и запишите определение: Научный метод – это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Далее учитель рассказывает о научных методах и об областях их применения. Учащиеся записывают следующее:
Методы | Область применения |
Описательный | Сбор фактического материала |
Сравнительный | Выявление сходств и различий между организмами и их частями |
Исторический | Осмысление полученных фактов и сопоставление их с ранее известными фактами |
Экспериментальный | Изучение биологических явлений с помощью опытов |
Моделирование | Эксперимент без использования живых существ |
Далее учитель рассказывает об этапах научного исследования. Учащиеся записывают определения: Гипотеза – научное предположение, основанное на множестве фактов. Теория – учение, объясняющее механизм какого-либо явления. С ее помощью можно делать прогноз. Правила – теоретически установленные связи между разными явлениями. Возможны исключения. Законы – теоретически установленные связи между разными явлениями. Исключения не возможны. Затем учащиеся выполняют следующее задание: Самостоятельная работа:
Прочитайте текст в учебнике «Значение биологической науки в деятельности человека» на стр. 13 и составьте кластер:
II. Рефлексия Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
III. Домашнее задание § 2, учить записи в тетради.