СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Методы исследования в биологии».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить применять теоретические знания на практике. Побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях, правила по технике безопасности в биологическом кабинете. Расширить представление учащихся о методах изучения природы.  Воспитывать умение работать в группахНаучить применять теоретические знания на практике. Побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях, правила по технике безопасности в биологическом кабинете. Расширить представление учащихся о методах изучения природы.  Воспитывать умение работать в группахv

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Методы исследования в биологии».»

Методы исследования в биологии

Класс: 5

Тема урока: «Методы исследования в биологии».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Научить применять теоретические знания на практике. Побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях, правила по технике безопасности в биологическом кабинете. Расширить представление учащихся о методах изучения природы. Воспитывать умение работать в группах.

Задачи:

- сформировать у учащихся знания об основных методах изучения биологии;

- познакомить с приборами и инструментами, применяемыми в биологических лабораториях;

- познакомить с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.


Формирование УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности.

Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерение, сравнение, моделирование, фенология.

Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование, приборы.

Используемая литература:

Учебник:

В.В. Пасечник Биология 5 класс ( Бактерии. Грибы. Растения. ) – М., ДРОФА, 2013

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012

Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014.





Этапы урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Планируемые результаты


Предметные

УУД

 

I.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск и формулировка темы урока.


 

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.

Учитель: «Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам - будет интересно!»

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.

Постановка проблемного вопроса: Кто изучает природу? Как, на ваш взгляд, изучают природу? Какие приборы используют в изучении природы? Чему будет посвящен наш урок?



 

 

 

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 

II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.

 

 

 

 

Рассказ учащихся о

биологических дисциплинах и значении биологии.


 

Вступительное слово учителя (фронтальная работа): ответьте на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке: что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология?


Работа в малых группах по карточкам: сопоставление биологических дисциплин и их определений. Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

 

Обобщают знания о биологических дисциплинах, перечисляют значение биологических знаний. Воспроизводят и фиксируют в рабочей тетради определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.


 

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 

III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.


 

Учащиеся с опорой на слайды презентации проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.


Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды презентации).

 

Умеют планировать свои действия.

Сравнивают и обобщают полученные знания.

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 

 

IV. Открытие новых знаний 

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

 

 

Просматривают слайды презентации, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.


 

 

Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с презентацией: какой метод изучения живой природы представлен на слайдах?

«Наблюдение за прорастанием семян»

 

 

Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Знание

основных методы изучения живой природы.

Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам.

 

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Физкультминутка.

Учащиеся встают.

Учащиеся машут руками.

Изображают плавательные движения.

Поднимают руки вверх.

Поворачивают туловище.

Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывёте! Сейчас в саду яблоки спелые рвёте! Направо, налево, вокруг посмотрели! Открыли глаза и снова за дело!»



 

V. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.


 Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)

 

 

Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.

Вместе с модераторами направляет работу участников группы.

  Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Взаимодействие в группе.

Знание методов изучения природы.

Умение

различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

оперировать определенными биологическими терминами.

 Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VI. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.


Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в тетради, (заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)

 

Методы изучения природы:

Примеры

1.

2.

3.



1.

2.

3.




 

Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования.
1. Миграция птиц на юг.
2. Определение частоты дыхательных движений в минуту.
3. Взаимодействие соды с уксусной кислотой.

Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).



 

Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.

Знают методы изучения природы

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

 

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

.

На столах учеников табл.



НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.


 

Предлагает ответить и оценить свою работу.


 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Осознают уровень качества сформированных знаний.

 

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

 

VIII. Домашнее задание.

 

Фиксируют домашнее задание.

 

Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;

Ответить на вопросы к параграфу. Задание для первого варианта: измерить длину хвоста своего домашнего животного, рост и вес. Определить какой метод использовался при этом.

Задание для второго варианта: решить задачу – две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белочка сгрызёт один орех за 5 секунд, а вторая орех такого же размера за 7,5 секунд. Рассчитайте, насколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если дать им по три ореха. Какой метод вы применили?

 

 

 

 



Приложение 1.

Примерные задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.


Задание для группы №1

Сопоставьте единицы измерения и величины:

Длина

Градус Цельсия

Масса

секунда

Температура

килограмм

время

метр

скорость

Метр в секунду

На каких уроках они используются?

Задание для группы №2

Подсчитать пульс в течение минуты у участников второй группы в состоянии покоя и после 10 приседаний.

Ученик

Состояние покоя

После 10 приседаний

1



2



3



4




Определить среднее значение в состоянии покоя и после 10 приседаний.

Задание для группы №3

Какие методы исследования вы можете провести в городском парке. Подготовьте рассказ.

Задание для группы №4

Рассмотрите фотографии приборов и оборудования. Распределите их по группам: 1. Увеличительные приборы.

2. Измерительные приборы. 3. Лабораторная посуда.

Задание для группы №5

Напишите на одном листе (каждый по очереди) какие правила техники безопасности в биологическом кабинете вы запомнили.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!