- познакомить с приборами и инструментами, применяемыми в биологических лабораториях;
- познакомить с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.
В.В. Пасечник Биология 5 класс ( Бактерии. Грибы. Растения. ) – М., ДРОФА, 2013
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012
Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск и формулировка темы урока. | Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока. | Учитель: «Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам - будет интересно!» Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. Постановка проблемного вопроса: Кто изучает природу? Как, на ваш взгляд, изучают природу? Какие приборы используют в изучении природы? Чему будет посвящен наш урок? | | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | Рассказ учащихся о биологических дисциплинах и значении биологии. | Вступительное слово учителя (фронтальная работа): ответьте на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Работа в малых группах по карточкам: сопоставление биологических дисциплин и их определений. Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. | Обобщают знания о биологических дисциплинах, перечисляют значение биологических знаний. Воспроизводят и фиксируют в рабочей тетради определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания. | Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. |
III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Учащиеся с опорой на слайды презентации проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии. | Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды презентации). | Умеют планировать свои действия. Сравнивают и обобщают полученные знания. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
IV. Открытие новых знаний Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Просматривают слайды презентации, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы. | Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с презентацией: какой метод изучения живой природы представлен на слайдах? «Наблюдение за прорастанием семян» | Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Знание основных методы изучения живой природы. Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры; давать определения биологическим терминам. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. |
Физкультминутка. | Учащиеся встают. Учащиеся машут руками. Изображают плавательные движения. Поднимают руки вверх. Поворачивают туловище. | Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывёте! Сейчас в саду яблоки спелые рвёте! Направо, налево, вокруг посмотрели! Открыли глаза и снова за дело!» | | |
V. Самостоятельная работа и самопроверка. Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры. | Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1) | Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности. Вместе с модераторами направляет работу участников группы. | Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Взаимодействие в группе. Знание методов изучения природы. Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры; оперировать определенными биологическими терминами. | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
VI. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в тетради, (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2) Методы изучения природы: | Примеры | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | | Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования. 1. Миграция птиц на юг. 2. Определение частоты дыхательных движений в минуту. 3. Взаимодействие соды с уксусной кислотой. Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2). | Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации. Знают методы изучения природы Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами. | Познавательные: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов. | . На столах учеников табл.
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ | АКТИВНО/ ПАССИВНО | На уроке мне было | Интересно/не интересно легко/трудно | Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен | Урок показался мне | Коротким / длинным | Мое настроение | Хорошее / не очень хорошее/ плохое. | | Предлагает ответить и оценить свою работу. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Осознают уровень качества сформированных знаний. | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |
VIII. Домашнее задание. | Фиксируют домашнее задание. | Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника; Ответить на вопросы к параграфу. Задание для первого варианта: измерить длину хвоста своего домашнего животного, рост и вес. Определить какой метод использовался при этом. Задание для второго варианта: решить задачу – две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белочка сгрызёт один орех за 5 секунд, а вторая орех такого же размера за 7,5 секунд. Рассчитайте, насколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если дать им по три ореха. Какой метод вы применили? | | |