Ростовской области.
№п/п | Этапы урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты |
I. | Самоопределение к деятельности. (3 мин)Фотоприложение к уроку.pptx | включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск и формулировка темы урока. | Учитель: «Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам - будет интересно!» Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. Постановка проблемного вопроса: Кто изучает природу? Как, на ваш взгляд, изучают природу? Какие приборы используют в изучении природы? Чему будет посвящен наш урок? | Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока. | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
II. | Актуализация ранее изученных знаний и затруднений в деятельности. (5мин) | подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. | Вступительное слово учителя (фронтальная работа): ответьте на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: что изучает современная биология? Какое значение имеет биология сегодня? Фронтальная беседа: сопоставление биологических дисциплин и их определений. Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, моделирование и рассказывает о цифровой лаборатории Z.LABS, а также напоминает о правилах Т/Б на уроках биологии. Методы биологических исследований.pptx | Рассказ обучающихся о биологических дисциплинах и значении биологии в современном мире. Повторяют правила Т/Б на уроках биологии. | Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. Предметные Обобщают знания о современных биологических дисциплинах, перечисляют практическое значение биологических знаний. Воспроизводят определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания. |
III. | Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта (7мин). | анализ обучающимися возникшей ситуации, построение нового способа действий и формирование умений его применять | Рассказывает об использовании приборов цифровой лаборатории Z.LABS для проведения наблюдений за объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении разных биологических исследованиях. Демонстрирует образцы другого лабораторного оборудования, рассказывает о назначении | Обучающиеся проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: датчики измерения относительной влажности и температуры вдыхаемого и выдыхаемого воздуха цифровой лаборатории Z.LABS , увеличительные приборы и др. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить и искать информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Предметные Умеют планировать свои действия. Сравнивают и обобщают полученные знания. |
IV. | Открытие новых знаний (10 мин) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с цифровой лабораторией Z.LABS с выделением методов биологических исследований изучения с разными объектами. «Выполнение Лабораторная работа №1.docx | Выполняют лабораторные работы в цифровой лаборатории Z.LABS, исследуют мел, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. Предметные Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Знание основных методы биологического исследования. Умение различать методы и приводить примеры; давать определения биологическим терминам. |
| Физкультминутка. (2 мин) | | Учитель: «Закройте глаза, расслабьте тело, представьте вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывёте! Сейчас в саду яблоки спелые рвёте! Направо, налево, вокруг посмотрели! Открыли глаза и снова за дело!» | Обучающиеся встают. Обучающиеся машут руками. Изображают плавательные движения. Поднимают руки вверх. Поворачивают туловище. | |
V. | Самостоятельная работа и самопроверка (8мин) | коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение обучающихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение различать методы изучения и приводить примеры | Вместе с модераторами направляет работу участников группы в цифровой лаборатории Z.LABS биологических исследований, а также в закреплении полученных знаний. Выполнение: Лабораторная работа №2.docx | Работа в группах под руководством модераторов по заданиям учителя. | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. Предметные Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Взаимодействие в группе. Знание методов биологического исследования. Умение различать методы и приводить примеры; оперировать определенными биологическими терминами |
VI. | Включение в систему знаний и повторения (5 мин) | повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам, а также закрепление полученных знаний в рабочей тетради: определить биологические методы исследования. 1. Наблюдение. 2. Опыт, эксперимент. 3. Сравнение и моделирование на основе описанных примеров из современного мира. Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2. задание в р.т. №4 | Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задания в рабочей тетради на печатной основе, (дифференцируют информацию, используя текст учебника п.2 с.7-10) | Познавательные: Выполняет задания с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы биологических исследований. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; сравнивать и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. Предметные Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации. Знают методы биологических исследований |
VII. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов | Предлагает ответить и оценить свою работу в форме игры «Светофор». | На столах сигнальные карточки. Обучающиеся играют в игру «Светофор» НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ | АКТИВНО/ ПАССИВНО | На уроке мне было | Интересно/не интересно легко/трудно | Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен | Урок показался мне | Коротким / длинным | Мое настроение | Хорошее / не очень хорошее/ плохое. | | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. Предметные Открытость обучающихся в осмыслении своих действий к самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Осознают уровень качества сформированных знаний. |
VIII. | Домашнее задание (2мин) Фотоприложение к уроку.pptx | | Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника; Ответить на вопросы к п.2.Задание 2,5. | Фиксируют домашнее задание. | |
1. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)
2. В. В. Буслаков А. В. Пынеев Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» Методическое пособие Z.Labs ZARNIZA
3. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 01.02.2023)
4. Методические рекомендации Лабораторные работы по биологии часть1, часть2 Z.Labs ZARNIZA
5. Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2018
6. Пономарева И.Н. Уроки биологии. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /; под ред. И. Н. Пономаревой. — М.: Просвещение, 2021
7. Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова: под ред. Профессора И.Н.Пономарёвой. – 12–е издание, испр. – М., Вентана – Граф, 2022
8. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : ВентанаГраф, 2020. — 88 с.
9. Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4