СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы биологического познания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы биологического познания»


5 класс

Тема: Методы научного познания природы


Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы через практическую деятельность.

Задачи урока:

  • образовательная – расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;

  • развивающая – формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе; развивать творческую активность, внимательность;

  • воспитательная – научить применять теоретические знания на практике; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.


Оборудование и материалы: термометр, компас, барометр, измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Предварительная подготовка к уроку: класс делится на четыре группы.


Используемые технологии:

  1. ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; просмотр видеоролика по изучаемой теме.

  2. Здоровьесберегающие технологии – перед рефлексией с учащимися проводится физкультминутка.

  3. Технология критического мышления – согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии вызова использовалась беседа учителя с учащимися по теме урока с последующим заполнением схемы.

На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе урока была использована групповая работа. Учащиеся выполняли практические задания по группам.

На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания. Учащимся было предложено задание выбрать и закончить фразы, характеризующие проведенный урок.

  1. Технология групповой работы – данная технология дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Учащиеся распределены по 4 группам.

  2. На уроке применяется технология дифференцированного обучения. Учащимся предлагается домашнее задание различного уровня сложности. Каждый ученик выбирает заданием сам в зависимости от степени своей подготовленности. Уровневая дифференциация способствует тому, что сильные ребята утверждаются в своих способностях, а менее подготовленные дети получают возможность испытать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности.


План урока:

Этап урока

Содержание (цель) урока

Время

1

Организационный момент

Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу.

Прием «Я желаю».

2 мин.

2

Стадия вызова





Учитель проводит беседу с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.

Заполняется схема «Основные методы изучения природы».

7 мин.

3

Стадия осмысления содержания













Физкультминутка

Сообщение ученикам темы урока, целей, форм организации их деятельности.

Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается работа с текстом учебника, а также учитель ведет рассказ об основных методах изучения природы.

Учащиеся были предварительно разделены на 4 группы. По группам проводят наблюдения, выполняют опыты и измерения.

Учащиеся делают записи в тетрадях.





10 мин.





15 мин.



5 мин.

1 мин.

4

Стадия рефлексии

Обобщение сведений, полученных в ходе урока.

Рефлексивный прием «Гномик».

3 мин.

5

Домашнее задание

Разъяснение домашнего задания.

2 мин.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

В начале урока используется прием «Я желаю». Перед каждым учащимся лежит стикер. Ученики должны написать своему соседу по парте пожелание на сегодняшний урок.

  1. Стадия вызова.

Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Вопрос: Чему научился человек у природы? Какие способы изучения природы вам знакомы?

Ответы учащихся.

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Составление схемы на тему «Методы изучения природы».

  • Схема «Основные методы изучения природы»

Наблюдение

Эксперимент, или опыт

Измерение





III. Стадия осмысления содержания.

Сообщение темы урока, постановка познавательной задачи: выяснить, как, какими методами можно изучать природу?

На данном этапе урока учащиеся работают с учебником (с. 6–7), слушают рассказ учителя, сопровождающийся показом презентации и видеороликов, выполняют практические задания в группах.


Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

  • Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.


Вопрос:
– Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

– А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Ответы учащихся.


Вопрос:
– Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Ответы учащихся.


Выполняется практическая работа по группам.

Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.

Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.

Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.

Задание 4-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.


Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.

  • Эксперимент – (лат. слово experimentum означает «проба, опыт, доказательство») – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях. С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.

Вопрос:
– Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

Ответы учащихся.


Выполняется практическая работа по группам.

Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.

Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.

Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой – кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Задание 4-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.


Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

  • Измерения – как метод познания природы.


Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Вопрос:

– Какие измерения проводятся при изучении природы?

– Какие измерительные приборы вам известны?

Ответы учащихся.


Выполняется практическая работа по группам.

Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.

Задание 2-й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.

Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.

Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.


Учащиеся делают записи в тетрадях.

Выставление оценок за работу участникам группы.


Физкультминутка. Звучит танцевальная казахская мелодия «Қызыл өрік». Учащимся предлагается встать и выполнить разминку.



IV. Стадия рефлексии.

Подведение итогов урока. Просмотр видеоролика о методах изучения природы.


Рефлексивный прием «Гномик». Перед учащимися лежат 2 картинки гномиков: веселый и грустный. Каждый ученик выбирает того гномика, который отражает их впечатление о проведенном уроке. Гномика прикрепляют к тетради.



V. Домашнее задание:

А. читать § 1,2,3, выучить определения.


В. заполните таблицу (на основании текста § 3):

Имя естествоиспытателя

Годы жизни

Достижения, открытия





С. * Творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!