5 класс
Тема: Методы научного познания природы
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы через практическую деятельность.
Задачи урока:
образовательная – расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
развивающая – формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе; развивать творческую активность, внимательность;
воспитательная – научить применять теоретические знания на практике; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Оборудование и материалы: термометр, компас, барометр, измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Предварительная подготовка к уроку: класс делится на четыре группы.
Используемые технологии:
ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; просмотр видеоролика по изучаемой теме.
Здоровьесберегающие технологии – перед рефлексией с учащимися проводится физкультминутка.
Технология критического мышления – согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии вызова использовалась беседа учителя с учащимися по теме урока с последующим заполнением схемы.
На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе урока была использована групповая работа. Учащиеся выполняли практические задания по группам.
На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания. Учащимся было предложено задание выбрать и закончить фразы, характеризующие проведенный урок.
Технология групповой работы – данная технология дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Учащиеся распределены по 4 группам.
На уроке применяется технология дифференцированного обучения. Учащимся предлагается домашнее задание различного уровня сложности. Каждый ученик выбирает заданием сам в зависимости от степени своей подготовленности. Уровневая дифференциация способствует тому, что сильные ребята утверждаются в своих способностях, а менее подготовленные дети получают возможность испытать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) урока | Время |
1 | Организационный момент | Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу. Прием «Я желаю». | 2 мин. |
2 | Стадия вызова | Учитель проводит беседу с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах. Заполняется схема «Основные методы изучения природы». | 7 мин. |
3 | Стадия осмысления содержания Физкультминутка | Сообщение ученикам темы урока, целей, форм организации их деятельности. Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается работа с текстом учебника, а также учитель ведет рассказ об основных методах изучения природы. Учащиеся были предварительно разделены на 4 группы. По группам проводят наблюдения, выполняют опыты и измерения. Учащиеся делают записи в тетрадях. | 10 мин. 15 мин. 5 мин. 1 мин. |
4 | Стадия рефлексии | Обобщение сведений, полученных в ходе урока. Рефлексивный прием «Гномик». | 3 мин. |
5 | Домашнее задание | Разъяснение домашнего задания. | 2 мин. |
Ход урока:
Организационный момент.
В начале урока используется прием «Я желаю». Перед каждым учащимся лежит стикер. Ученики должны написать своему соседу по парте пожелание на сегодняшний урок.
Стадия вызова.
Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?
Вопрос: Чему научился человек у природы? Какие способы изучения природы вам знакомы?
Ответы учащихся.
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
Составление схемы на тему «Методы изучения природы».
Наблюдение | Эксперимент, или опыт | Измерение |
| | |
III. Стадия осмысления содержания.
Сообщение темы урока, постановка познавательной задачи: выяснить, как, какими методами можно изучать природу?
На данном этапе урока учащиеся работают с учебником (с. 6–7), слушают рассказ учителя, сопровождающийся показом презентации и видеороликов, выполняют практические задания в группах.
Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Вопрос:
– Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.
– А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
Ответы учащихся.
Вопрос:
– Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
Ответы учащихся.
Выполняется практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 4-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.
Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.
Эксперимент – (лат. слово experimentum означает «проба, опыт, доказательство») – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.
На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях. С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
Вопрос:
– Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?
Ответы учащихся.
Выполняется практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой – кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 4-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
Вопрос:
– Какие измерения проводятся при изучении природы?
– Какие измерительные приборы вам известны?
Ответы учащихся.
Выполняется практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.
Задание 2-й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.
Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.
Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Выставление оценок за работу участникам группы.
Физкультминутка. Звучит танцевальная казахская мелодия «Қызыл өрік». Учащимся предлагается встать и выполнить разминку.
IV. Стадия рефлексии.
Подведение итогов урока. Просмотр видеоролика о методах изучения природы.
Рефлексивный прием «Гномик». Перед учащимися лежат 2 картинки гномиков: веселый и грустный. Каждый ученик выбирает того гномика, который отражает их впечатление о проведенном уроке. Гномика прикрепляют к тетради.
V. Домашнее задание:
А. читать § 1,2,3, выучить определения.
В. заполните таблицу (на основании текста § 3):
Имя естествоиспытателя | Годы жизни | Достижения, открытия |
| | |
С. * Творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение).