Формы, методы и приемы организации обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету «Окружающий мир» в первую очередь зависит от выбора учителем форм организации обучения. Существуют различные формы организации учебной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Выбор и целесообразность их проведения в первую очередь зависят от темы, цели и задач каждой отдельной части программного материала, а также видов естественных знаний, предусмотренных для формирования в учащихся .
Готовясь к проведению уроков, учитель:
• определяет дидактическую цель, развивающие и воспитательные задачи урока;
• определяет содержание и объем нового учебного материала, который должен быть усвоен на уроке;
• устанавливает основные линии связи с материалом, который предварительно изучили ученики;
• подбирает вопросы для повторения;
• определяет структуру урока и основные методы учебной работы на каждом этапе урока с учетом уровня подготовки учащихся;
• распределяет учебное время на отдельные виды деятельности;
• подбирает и готовит необходимые наглядные пособия к уроку, дополнительную литературу, материал для самостоятельной работы учащихся .
Высокого педагогического мастерства требует нахождения оптимальных путей их реализации. Здесь четко должны доминировать три основных аспекта:
• отбор материала;
• определение структуры урока;
• организация учебной деятельности учащихся.
Следует помнить, что результативность обучения определяется не количеством и разнообразием задач, а целенаправленным и планомерным воздействием на личность младшего школьника всей системы учебной работы на уроках.
Содержание любого урока определяется прежде всего учебной программой и учебником. Но следует глубоко осознать, что современное преподавание - не просто копирование, а воплощение методических идей. Главным должно быть вдумчивый подход к внедрению методических рекомендаций с учетом конкретных условий работы с детьми всего класса. Только просмотрев все рекомендации, проанализировав необходимые учебные пособия и дидактические материалы обдумав различные методы, с помощью которых должна быть достигнута цель, можно составить собственный конспект урока.
Чтобы обеспечить результативность урока, учителю следует продумывать режим деятельности учащихся. Важным при этом является правильное распределение времени на уроке, определение оптимального использования элементов его структуры. От того, как чередуются виды деятельности, продолжительность этапов урока и отдельных задач, зависит активность восприятия, внимание и работоспособность учащихся.
На результативность урока влияет и определенная учителем цель урока. Цель и задачи каждого урока усложняются. Это закономерное следствие решения школой ее основных задач: сформировать у учащихся знаний о природе и обществе, необходимые практические умения и навыки, развить умственные способности учащихся, их склонности и интересы, обеспечить надлежащее воспитание. Реализация этих задач обусловила наличие триединой цели урока (учебной, развивающей, воспитательной), что, в свою очередь, характеризует эффективность урока, которая по И.П. Пидласого определяется следующими критериями:
- Высоким научным обоснованием стратегий и тактики управления познавательной деятельностью учащихся на основе закономерностей и принципов обучения;
- напряженной, совершенно организованной и результативно- познавательной работой всех учеников с учетом психологических возможностей младшего школьника;
- тщательной диагностикой причин, влияющих на качество занятий, прогнозированием хода и последствий учебно-воспитательного процесса, выбором на этой основе совершенной технологии достижения запроектированных результатов;
- творческим, нестандартным подходом к решению конкретных задач в соответствии с имеющимися условиями и возможностями;
- обоснованным выбором, целесообразным применением необходимого и достаточного для достижения цели комплекса дидактических средств;
- дифференцированным подходом к отдельным группам учащихся, действующей индивидуализацией педагогического воздействия на основе диагностики реальных возможностей, проектирование конкретных сдвигов, контроля запланированных результатов;
- эффективным использованием каждой минутой учебного занятия;
- атмосферой демократии, соревнования, деловитости, стимулирования, дружеского общения, высокой ответственностью всех участников учебно-воспитательного процесса за результаты совместной работы.
Подготовить и провести такой урок очень непросто. Для этого надо и много знать, и много уметь, ответственно относиться к своим учительским обязанностям, а больше всего - выйти на новый уровень педагогического мышления.
Необходимо обратить внимание на привлечение дополнительного материала, который по дидактическим возможностям не должен уступать тому, что в систематизированном виде помещен в учебниках. Дополнительный материал можно использовать в тех случаях, когда он имеет воспитательные и развивающие возможности, когда его применение требует учебная цель урока, конкретные условия данного класса, местности. Таким материалом могут быть дифференцированные задания, творческие упражнения, информация, связанная с событиями настоящего, привлечение наблюдений учащихся и т.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» используется специфический тип урока - предметный. Он имеет свою историю теоретической разработки в методике преподавания предмета и практического применения в начальной школе. Впервые термин "предметный урок" был введен А. Гердом в 1863 году в методическом пособии для учителей "Предметные уроки в начальной школе".
Особенность предметного урока заключается в том, что собственно предметное содержание, которым овладевают учащиеся в процессе урока, предусматривает разностороннее изучение конкретного тела или явления природы: выявление признаков, свойств структуры, установления связей и зависимостей с другими, условий существования или протекания , происхождения, способов добычи или выращивания, важности человека. Именно поэтому целесообразно, чтобы на таком уроке дети работали с натуральными, живыми природными объектами. Это - одна из составных частей успеха его проведения. Если отсутствует возможность их обеспечения, тогда используют гербарные и коллекционные образцы. Раздаточные натуральные средства наглядности для каждого предметного урока ученики могут изготовить заранее под непосредственным или косвенным руководством учителя.
Предметный урок требует от учителя большой подготовительной работы.
Составляя конспект предметного урока, учитель должен четко определить:
- Учебную, развивающую и воспитательную цель урока;
- Какими умениями и навыками должны овладеть ученики;
- Что надо записать и зарисовать в тетради;
- Распределение времени по видам работы.
Все новые опыты учитель должен накануне обязательно проделать сам. Это даст возможность точно учесть, сколько времени займет данная работа, и определить качество проведения опыта. Иногда учитель должен подготовить инструкцию для проведения работы.
Для технической помощи учитель в каждом классе из числа учеников выбирает 2-3 ассистента, которые помогают учителю подготовить все, что нужно для урока и на самом уроке.
Опыты, проводимые на предметных уроках учениками, должны быть безопасными и безвредными. Учитель проводит соответствующий инструктаж по правилам техники безопасности при обращении с приборами, лабораторной посудой.
Начинать предметный урок целесообразно с вступительной беседы, задача которой - восстановить в памяти учащихся ранее виденное или изученное и тем самым подготовить их к сознательному восприятию нового материала. Например, сообщив, что сегодня будут изучать песок и глину, и показав эти вещества, учитель спрашивает учеников, что они знают о них. С помощью подобных вопросов учитель не только выявляет знания детей об объекте, но и готовит их к восприятию новой информации.
При изучении растений и животных предпочтение следует отдавать живым объектам, тогда представление учеников будут ярче и точнее. Кроме того, когда наблюдают за живым животным, запоминается не только его внешний вид, но и характерные движения, повадки.
На уроке, после вступительной беседы, учитель раздает предметы ученикам на парты и организует наблюдения. Он ставит последовательно ряд вопросов и направляет внимание детей на существенные признаки и свойства предмета. Сначала выясняют общие признаки, дальше переходят к деталям. При этом учитель не должен заранее называть признаки или свойства объекта или сообщать готовые выводы.
Большое значение имеет сравнение изучаемых предметов друг с другом и с ранее изученными. Это способствует лучшему пониманию и усвоению особенностей предмета и дает материал для мышления. Сравнение различных объектов по их признакам возбуждает в учащихся интерес к наблюдениям, приучает делать обобщения.
Иногда целесообразно использовать уроки-экскурсии (приложение В). На уроке-экскурсии процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а в природе во время непосредственного общения учащихся с объектами и явлениями природы. Уроки-экскурсии имеют большое воспитательное воздействие на детей. Восприятие красоты природы, к которому их постоянно побуждают, ощущение гармонии, ее целесообразности, на которой сосредотачивается их внимание, способствуют развитию эстетических чувств, положительных эмоций, доброты, бережного отношения ко всему живому.
В начальной школе экскурсии в природу целесообразно проводить как в начале изучения темы, так и в конце, когда материал уже изучен в классе. Целесообразно проводить исследовательскую экскурсию в начале изучения темы. В непринужденной обстановке школьники учатся общаться друг с другом,изучают окружающий мир.
Педагогическая ценность уроков-экскурсий еще и в том, что все увиденное и собранное на экскурсии, является материалом, который учитель использует на уроке в классе, в практической работе. На экскурсиях дети собирают различные природные материалы: полезные ископаемые, плоды и семена, отдельные растения или их части. Уроки-экскурсии в природе, дают возможность лучше понять и воспринять данную тему, чего нельзя сделать на комбинированном уроке.
Однако есть и такие темы, которые изучаются только на комбинированных уроках, и к которым нецелесообразно применять другие формы работы. Этот тип урока распространенный в современной начальной школе. На комбинированном уроке можно достичь двух или нескольких дидактических целей. На таком уроке идет активная работа по повторению, изучение нового, закрепление знаний, применяются различные методы и приемы работы.
Комбинированный урок в общих чертах выглядит следующим образом. Подготовив класс к работе, учитель начинает беседу. Ее цель - повторить изученный материал, чтобы ученики лучше его усвоили, поставить новую проблему, пробудить интерес к новому. Рассказ или объяснение учитель применяет только тогда, когда надо выложить дополнительные сведения, когда у учащихся нет соответствующего запаса знаний для беседы. При этом он использует наглядность, демонстрирует опыты.
Закончив изложение нового материала, учитель проводит беседу, чтобы выяснить как ученики усвоили материал. После этого учитель коротко подводит итоги работы на уроке.
Что касается других форм работы (внеклассная и внеурочная работы), то учитель тоже учитывает целесообразность их проведений.
В частности, правильно организованная внеклассная работа (индивидуальная, групповая или массовая) способствует формированию в учащихся познавательных интересов, направленных на расширение и углубление знаний, усвоенных на уроках. Важным условием организации внеклассной работы является учет возрастных особенностей детей. Поскольку внеклассная работа, в отличие от внеурочной, не предусмотрена школьной программой, то учитель сам подбирает ее содержание. И главная его задача заинтересовать детей, активно привлекать к сотрудничеству.
Внеклассные занятия в начальной школе проводятся как с целым классом, так и с отдельными учениками. С целым классом проводят экскурсии в природу. С отдельными учениками внеклассные занятия проводятся во всех начальных классах. В 1-2 классах учитель, проявляя и используя интерес и любовь отдельных учеников к природе, поручает им провести то или иное наблюдение, выполнить ту или иную практическую работу, тесно связанную с уроками, проводимых в классе. Позже учитель выбирает такие виды занятий, для выполнения которых ученики объединяются в небольшие временные группы. Это такие работы, как наблюдение в уголке живой природы, оформление коллекций, подготовка материала к уроку и тому подобное. Занятия с этими группами учитель проводит после уроков. Он организует и руководит работой детей.
Внеурочная работа направлена на выполнение во внеурочное время задач, предусмотренных программой. Она является обязательной для всех учащихся. Это проведение систематических наблюдений за изменениями в природе в течение года, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Составной частью внеурочных работ является летние задания для наблюдений. Подбирая их для детей, учитель должен учитывать следующие требования:
- Целесообразно давать не одно задание для класса, а разное по выбору учащихся, поскольку самостоятельный выбор задания обеспечивает интерес к нему, а следовательно, и лучшее выполнение;
- в 1-2 классах не следует давать детям более двух заданий, в 3-4 классах количество их можно увеличить на одно-два задания;
- задание для каждого ученика должно быть посильным, четко сформулированным и не требовать много времени для выполнения;
- ученик должен получить подробный инструктаж о том, как выполнить и оформить задание;
- к собранному материалу дети должны сделать надпись с указанием, где собрал, когда.
Полученные задания ученики записывают в отдельную тетрадь для практических работ и наблюдений.
Фенологические наблюдения,которые дети будут проводить летом, следует начать еще до каникул. Тогда они будут иметь схему записи в дневнике видов проведенной работы, наблюдений и погодных условий и четко представлять цели и задачи наблюдений, которые будут проводить. Ведение дневников наблюдений должно сопровождаться зарисовками растений и животных, изготовлением гербария и коллекций. Такая фиксация наблюдений помогает ученикам лучше понять развитие растений и животных и влияние на них окружающей среды.
В начале нового учебного года ученики докладывают о результатах летних работ и наблюдений. Работа каждого ученика обсуждается и оценивается. Работы учеников используются на уроках.
Учитывая все выше сказанные требования, основная задача учителя-проанализировать содержание учебного предмета, определить формы организации его усвоения и подобрать методы и приемы для эффективного проведения всех форм организации при изучени предмета «Окружающий мир» в начальной школе.