Современные методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для реализации поставленных перед учителем задач в логике системно-деятельностного подхода используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения, но не обошлось и без новшеств. Рассмотрим наиболее актуальные из них.
Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения. Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль.
Форма организации обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. К формам организации относятся следующие виды занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования .
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский .
В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные. В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов. Также набирает популярность так называемое смешанное обучение. Рассмотрим более подробно некоторые из них:
Модульное обучение: модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся. Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Электронно-интерактивное обучение: электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети). Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Средства и методы электронно-интерактивного обучения:
-интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС;
-обучающие материалы и курсы;
-обсуждения в реальном режиме времени;
-чаты и видео чаты;
-электронная почта;
-видеоконференции;
-видео консультации и программные приложения совместного использования.
Инструменты электронно-интерактивного метода:
-веб - конференции;
-онлайн - семинар;
-вебинар.
Преимущества электронно-интерактивного метода:
-обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;
-сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;
-обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
-вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;
-актуальность и оперативность получаемой информации;
-гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
-использование таких форм, как календарь, электронные тесты позволяет обеспечить более чёткое администрирование учебного процесса.
С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции
Проблемное обучение: проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Этапы проблемного обучения:
-информационные, не требующие творческой активности личности;
-тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности .
Исследовательско-методическое обучение и метод проектов
Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Этапы проектной деятельности:
-наличие проблемы, требующей интегрирующих знаний и исследовательского поиска её решения;
-самостоятельная деятельность учеников;
-структурирование содержания части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, обсуждение метода исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.
Любой метод обучения имеет комплекс приемов обучения.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре .
В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество.
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
Дерево предсказаний
Ключевые слова
Перепутанные логические цепочки
Верные и неверные утверждения
Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
Вопросительные слова
Тонкие и толстые вопросы
Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
Создание кластера
Корзина фактов
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
Кластер
Фишбоун
Понятийное колесо
Граф
Денотатный граф
Пирамида
Лестница
Цепочка
Лекция-визуализация
Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
Сводная таблица
Т – таблица
Сюжетная таблица
Таблица для перекрестной дискуссии
ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
Таблица «Синтез»
Мышление под прямым углом
Бортовой журнал
Устные формы рефлексии:
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
Резюме
Эссе
Синквейн
Диаманта
Хокку
Телеграмма
Благодарность
РАФ
Графические формы рефлексии:
Образ темы
Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).
Простые средства:
словесные (учебники и другие тексты);
визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)
Сложные средства:
механические визуальные приборы(диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Предназначение дидактических средств
содействовать осознанию содержания учебных тем
способствовать прочному усвоению учащимися программного материала
Средства обучения:
языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);
учебные компьютерные программы по теме урока;
Интернет;
организующе-координирующая деятельность учителя;
уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
формы организации учебной деятельности на уроке:
отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
тестовый материал;
средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
технические средства обучения;
На уровне предмета:
система условных обозначений различных дисциплин:
искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
учебники и учебные пособия;
дидактические материалы;
методические разработки (рекомендации) по предмету;
книги-первоисточники;
справочники, словари.
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика напрочь отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.
Литература:
Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 № 5
Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.,2002, 168 c.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255
Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии – 2002,№ 36, 26-30 с