СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы, формы организации деятельности учащихся, средства.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные методы, формы организации деятельности учащихся, средства.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы, формы организации деятельности учащихся, средства.»

Современные методы, формы организации деятельности учащихся, средства.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для реализации поставленных перед учителем задач в логике системно-деятельностного подхода используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения, но не обошлось и без новшеств. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

Понятие «форма» используется по отно­шению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения. Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным соста­вом учеников. В основу разделения общих форм обучения положе­ны характеристики особенностей коммуникативного взаимодей­ствия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консуль­тации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином тем­пе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличает­ся от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенно­сти взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль.

Форма организации обучения — это ограниченная рамками вре­мени конструкция отдельного звена процесса обучения. К фор­мам организации относятся следующие виды занятия: урок, лек­ция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаи­модействие учителя и учеников.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования .
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский .

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные. В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов. Также набирает популярность так называемое смешанное обучение. Рассмотрим более подробно некоторые из них:





  • Модульное обучение: модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся. Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

  • Электронно-интерактивное обучение: электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети). Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Средства и методы электронно-интерактивного обучения:

-интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС;

-обучающие материалы и курсы;

-обсуждения в реальном режиме времени;

-чаты и видео чаты;

-электронная почта;

-видеоконференции;

-видео консультации и программные приложения совместного использования.

Инструменты электронно-интерактивного метода:

-веб - конференции;

-онлайн - семинар;

-вебинар.

Преимущества электронно-интерактивного метода:

-обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

-сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;

-обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

-вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;

-актуальность и оперативность получаемой информации;

-гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

-использование таких форм, как календарь, электронные тесты позволяет обеспечить более чёткое администрирование учебного процесса.

С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции

  • Проблемное обучение: проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Этапы проблемного обучения:

-информационные, не требующие творческой активности личности;

-тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности .

Исследовательско-методическое обучение и метод проектов

Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Этапы проектной деятельности:

-наличие проблемы, требующей интегрирующих знаний и исследовательского поиска её решения;

-самостоятельная деятельность учеников;

-структурирование содержания части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, обсуждение метода исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.

Любой метод обучения имеет комплекс приемов обучения.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре .

В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество.

  • Приемы мотивации и целеполагания:

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:



  • Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

  • Дерево предсказаний

  • Ключевые слова

  • Перепутанные логические цепочки

  • Верные и неверные утверждения

  • Вводный вопрос



Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:



  • Вопросительные слова

  • Тонкие и толстые вопросы

  • Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)

  • РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)

  • Создание кластера

  • Корзина фактов
     

  • Приемы работы с текстом

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:

  • ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)

  • Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Организация информации с помощью схем:

  • Кластер

  • Фишбоун

  • Понятийное колесо

  • Граф

  • Денотатный граф

  • Пирамида

  • Лестница

  • Цепочка

  • Лекция-визуализация



Организация и осмысление информации с помощью таблиц:

  • Сводная таблица

  • Т – таблица

  • Сюжетная таблица

  • Таблица для перекрестной дискуссии

  • ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

  • Таблица «Синтез»

  • Мышление под прямым углом

  • Бортовой журнал

  • Приемы организации рефлексии

Устные формы рефлексии:

  • Беседа по пометкам

  • Беседа по вопросам

  • Интервью участника событий


Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):

  • Резюме

  • Эссе

  • Синквейн

  • Диаманта

  • Хокку

  • Телеграмма

  • Благодарность

  • РАФ

Графические формы рефлексии:

  • Образ темы

  • Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)

  • Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).

  • Виды средств обучения:

Простые средства:

  • словесные (учебники и другие тексты);

  • визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

Сложные средства:

  • механические визуальные приборы(диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

  •  аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

  •  аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

  •  средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Предназначение дидактических средств

  1. содействовать осознанию содержания учебных тем

  2. способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения:

  • языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

  • произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

  • средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

  • учебные компьютерные программы по теме урока;

  • Интернет;

  • организующе-координирующая деятельность учителя;

  • уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке:

  • отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

  • отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

  • тестовый материал;

  • средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

  • технические средства обучения;

На уровне предмета:

  • система условных обозначений различных дисциплин:

  • искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

  • учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

  • учебники и учебные пособия;

  • дидактические материалы;

  • методические разработки (рекомендации) по предмету;

  • книги-первоисточники;

  • справочники, словари.

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика напрочь отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.

Литература:

  1. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 № 5

  2. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с

  3. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.,2002, 168 c.

  5. Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –

  6. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255

  8. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии – 2002,№ 36, 26-30 с