В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. ФГОС ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности. Методологической основой перехода к ФГОС обозначен системно-деятельностный подход.
Внедрение новых подходов включает ряд требований, в соответствии с которыми учитель бурятского языка выстраивает образовательный процесс по преподаваемому предмету. Вызвать интерес у школьников к урокам бурятского языка – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Другое направление деятельности учителя бурятского языка в школе – доказать детям, что бурятский язык изучать необходимо потому, что бурятский язык – это часть культуры бурятского народа, нашей родины Бурятии. Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед школой для формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания. В этом плане работа учителя бурятского языка и литературы сегодня многоаспектна.
Целью моей работы является формирование языковой культуры личности, воспитание чувств национального достоинства, патриотизма, стремления к совершенствованию и самореализации учащихся в современных условиях через знакомство с обычаями, традициями бурятского народа.
В своей педагогической работе использую:
- аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала;
- аудиолингвальный метод (обучение с использованием слухового канала восприятия, которое предполагает многократное прослушивание и повторение за диктором образцов предложений;
- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, анализ языка, показ, инструктаж);
- репродуктивные методы (пример, демонстрация, использование средств наглядности, упражнения, экскурсии);
- методы проблемного изложения материала (проблемная ситуация, познавательная игра, обобщение, учебные дискуссии);
- эмоционально-смысловой метод (ролевая игра, система коммуникативных заданий);
- частично-поисковый метод (наблюдение, самостоятельная работа) ;
- исследовательский метод (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование, наблюдение за языковыми явлениями, сопоставление, алгоритмы);
- обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах);
- индивидуальная творческая деятельность (степень самостоятельности учащихся в учебном процессе);
- дифференциация (позволяет отслеживать результаты каждого ученика и применять разноуровневые учебные задания для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики, т.е. индивидуальную коррекцию и контроль знаний и умений учащихся);
- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и т.п.).
Единая методическая тема МАОУСОШ №17 г.Улан-Удэ на 2017-2020 годы «Инновационные технологии в условиях реализации ФГОС» . Я работаю над проблемой «Роль аудирования в развитии коммуникативного общения на уроках бурятского языка».
Именно поэтому я использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного материала, презентации и др.). Использование современных технических средств обучения позволяет мне успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения.