СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы обучения математике учащихся в коррекционной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

   Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы обучения математике учащихся в коррекционной школе»

Методы и формы обучения математике учащихся в коррекционной школе

Основой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию матема­тического материала, способность к быстрому и широкому обобщению математи­ческих объектов, отношений, действий, способность мыслить свер­нутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, способность к бы­строй перестройке направленности мыслительного процесса, мате­матическая память.

Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые можно проводить в начале каждого урока. Это помогает сконцентрировать внимание обучающихся после перемены или предыдущего урока. Можно применять несколько упражнений:

  1. В тексте из пяти строк сосчитать количество цифр «2», или «5», или «0» и т. д.

  2. Запоминание в течение нескольких секунд геометрического рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях.

Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Также на уроках математики можно применять другие приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление обучающихся. Внимание учащихся развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память обучающихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.

При изучении курса математики все основные понятия стараюсь вводить на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ, при этом опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы.

Например:

  1. Таблицы, карточки, содержащие подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющие обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля.

  2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.

  3. Карточки для организации устной работы обучающихся, которые позволяют отрабатывать умения в применении, например, формул сокращенного умножения, свойств степени и др.

  4. Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке.





Одной из главных задач при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья считаю формирование у них в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому на каждом уроке обучающимся предлагаю самостоятельную работу, где после данной работы должна осуществляться взаимопроверка, где обучающиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка). Данный приём воспитывает у обучающихся сознательное отношение при выполнении задания, ответственности, внимания. 

Большую роль в активизации познавательной деятельности является мотивационный компонент урока. Заботясь о мотивировке обучения, я не только ориентирую на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы.

Чтобы на уроке никто не чувствовал себя обделённым вниманием учителя, пытаюсь всегда находить возможность, чтобы ученик смог ответить несколько раз, при этом поддерживаю его взглядом, словом или прикосновением.
Важным моментом в уроке считаю использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у обучающихся память, внимание, сосредоточенность. 

Одним из эффективных средств развития интереса является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным.

В ходе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.

Игра ставит обучающихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер. Тем более при интегрированном обучении можно задействовать весь класс и включить всех обучающихся в игру.

Огромные возможности представляют и различные виды упражнений в виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.

Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме, также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Обучающиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются. 

Помимо всего этого, на всех этапах урока математики я постоянно добиваюсь полного ответа, названия математических терминов, правильно читать примеры, аргументировать свой ответ, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

В заключение из вышесказанного хочется сделать вывод о том, что обучение я всегда стараюсь проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, но и на то, чтобы мои обучающиеся умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию, включая учеников в творческую деятельность. Всё это повышает у обучающихся познавательную активность.

При проведении уроков использую мультимедийные презентации, что позволяет развивать познавательный интерес на уроках, реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения.

Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.

Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!