СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и формы организации работы с родителями младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методы и формы организации работы с родителями младших школьников".»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Арапова Динара Сапарбековна.

Аннотация: статья посвящена вопросам организации взаимодействия учителя с родителями младших школьников. Ожидания от младшего школьника у родителей и учителя одинаковы, но часто разные по отношению друг к другу. Субъективный взгляд сторон на ситуацию часто приводит к разногласиям и противоборству. На основе анализа литературы и личного опыта автора выделены направления, формы, методы организации взаимодействия учителя начальных классов с родителями учащихся, ведущие к кооперации.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, учащиеся, учитель начальных классов, родители, организация педагогического взаимодействия.

В своей профессиональной деятельности педагог организует учебную, воспитательную деятельность учащихся. Тем не менее этим его обязанности не ограничиваются. Волей-неволей учитель сталкивается с трудностями взаимодействия с родителями учащихся. Спонтанно педагогу редко удаётся обойтись без напряжённых моментов в отношениях с законными представителями младших школьников. Однако конфликтные ситуации, несущие негативные эмоции и их последствия с одной стороны, с другой могут стать ступенью дальнейшего профессионального роста учителя. Понимание педагогом важности взаимодействия с родителями учащихся в процессе образовательной деятельности приводит к изучению основ педагогического взаимодействия и включению деятельности по организации данного вида работ.

Термин «педагогическое взаимодействие» появился в конце 60-х годов прошлого века, но изначально воспринимался как воздействие со стороны педагога, в частности воспитательное, «социальный контроль» [5, с. 75]. Современное общество претерпело изменения, что отразилось на организации взаимодействия школы и семьи. В прошлом отношения между учителем и семьёй выстраивались как субъект-объектные, в настоящее время целесообразна и оправдана организация субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. В результате изменились направления, формы, методы организации взаимодействия учителя и родителей учащихся.

Так как, рассматриваемое понятие, является междисциплинарным (социальным, психологическим, педагогическим) и охватывает «межличностные контакты и общие процессы образовательной системы» [5, с. 82], то это создаёт трудности в изучении феномена учёными и в практической деятельности учителей. Исследуя развитие термина «педагогическое взаимодействие» Т.В. Коротаева отмечает, что его становление ещё продолжается. В настоящее время П.И. Пидкасистый указывает на то, что суть педагогического взаимодействия состоит в целенаправленном взаимодействии педагога с другими участниками, «чтобы воздействовать на них в определённом отношении» [7, с. 40].

Взаимодействие педагога и родителей учащихся способствует «взаимообогащению интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса» [9, с. 114]. С другой стороны, регулярное, непериодическое, организованное «педагогическое взаимодействие означает чёткое распределение функций, соблюдение прав и обязанностей сторон» [3, с. 114]. Учёные считают, что «именно взаимодействие становится той основой, которая обеспечивает концептуальный конструкт организации образовательного процесса» [5, с. 81].

Важность организации взаимодействия подчёркивается нормативными актами Российской Федерации, одновременно выступающими «инструментом в регулировании общественных отношений, возникающих в сфере образования» [2, с. 264]. В Федеральном законе «Об образовании» (от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 43–45), Семейном кодексе (ст. 63) определены права, обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса к несовершеннолетним обучающимся. Несмотря на это, субъективный фактор взаимодействия создаёт трудности в процессе организации кооперации сторон.

Для организации взаимодействия с родителями учащихся учителю требуется решение задач, связанных с объединением субъектов для достижения общих целей, опираясь на ценности и социальные нормы [1]. В педагогической литературе указывается, что «для формирования сотруднических отношений важно представить классный коллектив как единое целое, которая сплачивается, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей» [4, с. 136].

Исходя из этого, для молодого педагога важно отметить, что взаимодействие рассматривается, во-первых, как совместная деятельность участников образовательного процесса, а не одностороннее воздействие. Во-вторых, взаимодействие педагога с родителями учащихся необходимо представить как трёх- направленное (учитель – ученик – родители), что одновременно реализует непосредственное (прямое) взаимодействие учителя с родителями учащихся и косвенное взаимодействие, через вовлечение родителей в учебно- воспитательную работу с младшими школьниками. В-третьих, нецелесообразно разделять воспитательную работу с детьми и их законными представителями на два самостоятельных направления. Поэтому, разрабатывая календарно- тематический план взаимодействия учителя с родителями учащихся, необходимо опираться на план учебно-воспитательной работы класса.

Учёные считают, что «общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, часть которой (или формой организации которой) взаимодействие является [8, с. 5]. Исходя из этого, содержание работы классного руководителя с родителями школьников включает три направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей [6, с. 444; 10, с. 455];

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательном процессе [6, с. 446; 10, с. 459];

  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом [6, с. 449; 10, с. 453].

Исключение одного из направления может негативно сказаться на организации взаимодействия. Направления взаимодействия реализуются через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы.

В качестве примеров форм взаимодействия учителя с родителями учащихся можно привести следующие:

  • индивидуальная (беседа (консультация), переписка, телефонный разговор);

  • групповая (функционирование родительского комитета, совместные творческие дела родителей и детей, создание творческих групп, групп активистов класса, групповые тематические консультации);

  • коллективная (родительские собрания, родительский практикум, открытые уроки, внеклассные мероприятия).

Выбор учителем метода для организации взаимодействия с родителями младших школьников зависит от поставленных задач мероприятия, однако, приоритет необходимо отдавать методам, направленным на активизацию деятельности родителей учащихся, в частности проблемного изложения, частично- поисковый, исследовательский.

Часто учитель и родители учащихся используют телефонные разговоры и переписку как способ, затрачивающий меньше времени. Тем не менее, в силу субъективных причин взаимодействующих сторон, обсуждение по телефону легко может перейти в конфликт. Данный способ связи должен носить только информационный характер. Намечающиеся обсуждения во время телефонного разговора и переписки требуют индивидуальной консультации. Форма, место встречи, временные затраты обоих сторон способствует рациональному решению возникших трудностей.

Индивидуальные консультации учителю необходимо запланировать, указав в начале года время возможных встреч. Инициатором бесед может выступить как учитель, так и родители учащихся. Мотивом для встреч с родителями школьников со стороны учителя часто становятся результаты наблюдений за деятельностью учащегося на уроке, анализ работ учащегося, выявляющие трудности в обучении и развитии ученика. Беседа учителем готовится заранее и состоит из нескольких этапов:

  • совместный анализ работ учащихся (рабочие тетради, тетради для контрольных работ, индивидуальные задания (карточки);

  • выявление трудностей, возможных причин и последствий для учащегося;

  • обсуждение и согласование плана совместной работы по преодолению трудностей, в том числе, согласование единых требований к учащемуся;

  • определение даты следующей встречи для анализа и коррекции выполненной работы.

Индивидуальную консультацию необходимо сопровождать составлением Протокола встречи, содержащего вышеизложенную информацию, и подписанного сторонами. Данный документ является не только информационным, но «также обезопасит педагога от возможных претензий, как со стороны администрации школы, так и родителей» [2, с. 267].

Прямое взаимодействие учителя с родителями учащихся осуществляется не только в индивидуальной, но и в групповой форме.

Создание классным руководителем родительского комитета и организация его деятельности реализует участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом. Формирование родительского комитета и распределение обязанностей можно осуществить голосованием на родительском собрании с учётом желания претендентов. После выбора родительского комитета в начале года обычно проводится заседание для обсуждения плана предстоящей работы на год, четверть. Председатель родительского комитета поддерживает связь между учителем и родителями учащихся по организационным вопросам.

Создание творческих групп родителей связано с проведением мероприятий в классе, школе. Для формирования самостоятельности учащихся подготовку к мероприятию осуществляют дети под контролем учителя. В силу возраста младшим школьникам требуется помощь взрослых (в том числе родителей) в поиске, анализе, систематизации материала, совместном труде для подготовки инвентаря к мероприятию. В зависимости от масштаба мероприятия для содействия следует вовлечь родителей учащихся и создать творческие группы класса. Так в задачи группы для подготовки класса к туристскому слёту может входить оснащение команды единой формой с эмблемой (закупка футболок, пошив косынок), изготовление плакатов с лозунгами. По заданию классного руководителя формирование группы из желающих и распределение обязанностей осуществляется председателем родительского комитета.

При подготовке учащихся к индивидуальным творческим конкурсам, учитель в письменной форме выдаёт инструкции с требованиями к конкурсной работе. Возникнувшие вопросы обсуждаются с учащимися или по телефону с их родителями. В зависимости от масштаба конкурса возможна организация групповой тематической консультации родителей участников конкурса.

В силу субъективности взаимодействия, не всегда учителю удаётся донести информацию до родителей, поэтому ценным в направлении педагогического просвещения является взаимодействие с родителями в форме открытых уроков. На данном мероприятии гостям демонстрируются: структура урока, формы, методы, приёмы работы с учащимися, деятельность детей в классе. Эти мероприятия способствуют сопоставлению информации от внешних источников с действительностью, возникновению доверия к деятельности учителя. Проведение мероприятия необходимо согласовать с администрацией школы.

В коллективной форме взаимодействия участников образовательного процесса, реализуемой через проведение внеклассных мероприятий, осуществляется косвенное взаимодействие учителя с родителями учащихся через совместную творческую работу ученика и родителей, а также прямое взаимодействие – непосредственное присутствие взрослых на мероприятии. Последнее способствуют ознакомлению родителей с учебно-воспитательным процессом в классе и возможным последующим вовлечением в совместную деятельность.

Основой реализации воспитательной работы в классе является организация самоуправления коллектива учащихся (групповая форма работа).

На классном часе коллектив учащихся можно разделить на группы, лидеры которых составляют совет класса и меняются раз в четверть (2 раза в третьей четверти). На классном часе обсуждаются, принимаются сменные обязанности групп. Краткий отчёт командиров (комментарии о проделанной работе, затруднения) сопровождает смену обязанностей команд каждую неделю. Ведётся экран соревнований.

Для подготовки к мероприятиям за месяц создаются отдельные творческие группы по интересам, например: сценаристы, художественные оформители, музыкальные оформители, артисты. Репетиции проводятся после уроков в течение оговоренного времени (20–30 минут). В присутствии творческих групп отрабатывается сценарий, делается запрос оформителям, выдаётся задание артистам, привлекается помощь творческих групп родителей учащихся класса.

Несмотря на то, что не все дети имеют желание участвовать в творческих группах, тем не менее, в подготовку к мероприятию вовлекается весь класс на уроках технологии, изобразительного искусства, при изготовлении подарков, выставки рисунков. Также каждый ученик приглашается на праздник, где может наблюдать и/или участвовать в мероприятии. Таким образом, реализуется коллективная форма участия детей в мероприятиях.

Индивидуальная форма работы с учащимися выполняется в виде консультаций с детьми при подготовке детей к классным, школьным конкурсам; затруднениях в учебном процессе, в общении с одноклассниками.

Таким образом, для создания сотруднический отношений между учителем и родителями учащихся педагогу в учебно-воспитательном процессе необходимо реализовать трёхстороннее взаимодействие учитель – ученик – родители, в ходе чего осуществляется прямое взаимодействие учителя с родителями учащихся и косвенное, через включение взрослых в учебно-воспитательный процесс класса. Для развития сотруднических отношений с законными представителями учащихся учителю следует использовать все направления организации взаимодействия, способствующие психолого-педагогическому просвещению родителей школьников, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и управлению им. Заранее планируя взаимодействие с родителями младших школьников, необходимо связать данную деятельность с планом учебной и воспитательной работы. Для создания кооперации между учителем и родителями младших школьников неотъемлемой стороной является воспитательная деятельность в классе, основой реализации которой является детское самоуправление в классе.










Список литературы
  1. Викулова С.К. Социологические концепции социального взаимодействия: проблема определения социальной напряжённости / С.К. Викулова // Знание, понимание, умение. – 2009. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Vikulova

  2. Гребень Л.Ю. Трудности взаимодействия педагога с родителями учащихся начальной школы и пути их разрешения / Л.Ю. Гребень // Современные тенденции развития системы образования / под ред. Ж.В. Мурзиной и [др.]. – Чебоксары: Среда, 2018. – С. 263–268.

  3. Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. – 2014. – №3. – С. 112–119.

  4. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 1999. – 280 с.

  5. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование в России. – 2007. – №1. – С. 73–83 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pedagogi cheskoe-vzaimodeystvie-stanovlenie-definitsii

  6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

  7. Педагогика: учеб.  пособие для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 511 с.

  8. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2780671

  9. Структура социальных взаимодействий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studsell.com/view/172990/20000

  10. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.