Методы и формы оценивания.
Игровые методы контроля и оценки музыкальной успеваемости обучающихся.
Творчество - это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
Чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Цель: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
А в среднем звене - это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом начале урока в музыкальном приветствии. Класс делится на 2 или 3 группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 ил 3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.
В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
Следующий вид игровой деятельности - это интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра».
«В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры - путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Также выделяют группы методов:
1)методы вербально насыщенные, фактически относящиеся к объяснительно-иллюстративной технологии обучения (и предполагающие объектность позиции школьников), способствующие решению образовательных воспитательных задач. К этой группе относятся: «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» или «метод перспективы и ретроспективы»; «метод музыкальных обобщений»; «метод эмоциональной драматургии»; «метод создания художественного контекста»; «метод жизненных ассоциаций»; «метод наложения»; «полифонический метод»;
2)методы, близкие по количеству приемов к методике и имеющие следующие признаки: интонационная насыщенность, близость технологиям проблемного и развивающего обучения (предполагаемая субъектность позиции школьника), решение при помощи метода развивающих задач (и в первую очередь – музыкальное мышление). В эту группу вошли: «метод переинтонирования»;«метод создания шедевров»; «проблемный метод».
Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:
наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на уроках и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деятельностью;
• контролирующее прослушивание пения или игры;
• творческие задания с использованием полученных знаний и умений;
• устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);
• письменные контрольные работы с вопросами различного характера (узнавание на слух музыки, закрепление понятий из музыковедения и т. д.);
• рефераты по творчеству композиторов, темам;
• викторины, кроссворды;
• контролирующие компьютерные программы, игровые и т.д.