СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы работы к внеурочным занятиям «разговоры о важном»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

 Внеурочные занятия «Разговоры о важном» проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.

Личностное развитие ребенка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.

Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы к внеурочным занятиям «разговоры о важном»»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Внеурочные занятия «Разговоры о важном» проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.

Личностное развитие ребенка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.

Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Объяснение в доверительном диалоге.

Диалог является основным педагогическим методом в современном образовании. В диалоге уточняются позиции его участников, у каждого появляется возможность высказаться, задать волнующие вопросы. Роль педагога в данном случае не ограничивается информированием, в диалоге появляется возможность выработать совместные решения, понять способы действенного отношения к обсуждаемой ситуации, укрепить ценностные и мировоззренческие позиции обучающихся.

Привлечение родителей (выпускников) к проведению «Разговоров о важном».

Участие родительской общественности влияет на создание общественного мнения, позиционирование родителей как непосредственных создателей внеурочных занятий, формирование положительного восприятия обсуждаемой тематики. Деятельное участие во внеурочных занятиях способствует дальнейшему обсуждению тематики внеурочных занятий в семье, создание доверительной атмосферы дома, укреплению семейных отношений.

Выход в исторические парки, музеи, галереи, выезды на места исторических событий, имеющих всероссийское или региональное значение.

Выход за пределы школы подключает к образовательному процессу ресурсы культурно-исторических объектов, расширяет кругозор, позволяет обучающимся получить более полное представление об исторических событиях или культурных феноменах, приобщиться к традиционным ценностям и сформировать уважительное отношение к результатам культурной деятельности человека.

Проведение занятий на базе школьных музеев, библиотек.

Восприятие школы как образовательной среды, благоприятствующей обучению, создающей доверительную атмосферу, способствует формированию положительного отношения обучающихся к школе, к образовательному процессу в целом.

Формирование образовательных туристических маршрутов.

Большей заинтересованности ребят в обучении можно достичь тем, чтобы предложить им разработать собственные образовательные туристические маршруты в соответствии с тематикой внеурочных занятий. Такая деятельность сама по себе является образовательной и способствует повышению мотивации ребят к обучению, возникновению интереса к конкретным историко-культурным явлениям нашей жизни, позволяет лучше узнать особенности культуры и традиций нашей страны.

Проведение телемостов с подключением отдаленных регионов (например, тема «Крым. Путь домой», телемост со школьниками Крыма).

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе привлекает ребят, улучшает коммуникацию между отдельными регионами, позволяет обучающимся осознать размеры территории нашей страны, богатства нашей Родины, особенности ее народов. Также использование информационно-коммуникационных технологий позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого обучающегося; обучать их различным коммуникационным навыкам, таким как эффективное общение, взаимодействие в онлайн-среде, использование цифровых инструментов и прочее.

Проведение занятий, где организаторами являются сами дети.

Такой метод позволяет обучающимся взаимодействовать со своими ровесниками, вместе обсуждать волнующие их темы, находить общие решения, формировать единые представления о современной жизни, усваивать ценности, способствующие единению народов нашей страны. При проведении занятий педагог может использовать самые разные формы работы.

Беседа

Беседа, пожалуй, самая распространенная форма, используемая на занятиях «Разговоры о важном». При кажущейся ее простоте некоторые учителя испытывают все же с ней некоторые затруднения. Сложность заключается в том, чтобы постараться минимизировать назидательность в такой беседе и не дать ей превратиться в обычный монолог учителя, в котором детей начинают манипулятивно подводить к «правильному» выводу. Думая, что таким образом достигается воспитательный результат беседы, учитель на самом деле достигает обратного эффекта. Делая школьников пассивными потребителями информации, он не развивает в них активного и заинтересованного отношения к этой информации, к содержанию материала, к занятию в целом.

Итак, организуя беседу, педагогу важно уметь организовывать и вести диалог, преподносить ту или иную воспитывающую информацию, взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая проблематизирующие вопросы, инициируя вопросы самих школьников, обсуждая эти вопросы.

Что для этого нужно сделать?

Обеспечить на занятии такую атмосферу, когда каждый школьник был бы уверен, что его мнение не будет подвергаться насмешкам или унизительным комментариям учителя.

Во время беседы ни в коем случае не перебивать говорящих учеников, не прибегать к категоричным или резким оценкам их высказываний. Не допускать, чтобы такие высказывания звучали и из уст одноклассников.

Не только слушать ученика, но и слышать его. Довольно часто учителя слушают ребенка, но своим внешним видом, отношением, отсутствием заинтересованности дают ему понять, что слушают его они только из вежливости или потому что так положено делать учителю. Безусловно, далеко не всегда ребята говорят значимые, интересные или умные вещи. Но и тогда стоит вникать в то, что говорит ребенок, и наводящими вопросами помочь ему разобраться в предмете разговора, развить свою мысль.

Стараться сохранять зрительный контакт с ребенком, поддерживать его кивком головы, короткими репликами, просьбами пояснить сказанное. Важно показать, что вы готовы выслушать все его аргументы, правильно понять его, его мысли, чувства, эмоции. Желание быть услышанным и понятым живет в каждом из нас, но особенно остро это желание ощущается в детском возрасте.

При необходимости просить ребенка уточнять смысл каких-либо его высказываний. Это поможет учителю получить дополнительную информацию, а ребенку покажет, что он выражает свои мысли недостаточно точно. Используйте для этого фразы вроде «Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду», «Повтори, пожалуйста, эту часть», «Я не понял», «Не объяснишь ли ты это еще раз?».

Для более глубокого понимания ребенка прибегать к приему перефразирования, то есть формулирования высказанной школьником мысли другими словами. Это позволит педагогу получить подтверждение правильности понимания того, что сказал ребенок, а ребенку даст возможность внести коррективы в свое сообщение. Здесь вам помогут фразы 26 вроде «Правильно ли я понял, что…», «Как я понял, ты имел в виду …», «Другими словами, ты говоришь…», «Ты считаешь, что…».

Итак, для организации беседы важно стараться сосредоточиться на говорящем и на том, что именно он говорит; не перебивать его; задавать вопросы на понимание и уточнение сказанного; мысленно удерживать логику говорящего; быть в контакте с говорящим. И самое главное – стараться развивать это умение не только в себе, но и у других школьников, помогать им слушать и понимать друг друга.

Дискуссия

Дискуссия (от лат discussio - рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса. Дискуссия позволяет школьнику выработать собственные отношения к миру и с миром, к себе и с собой, формирует его мировоззрение. Проблемный характер обсуждения, столкновение нескольких взглядов и подходов стимулирует школьника к самостоятельному решению мировоззренческих и нравственных проблем, к определению своих жизненных ценностей, к выработке субъектной позиции.

Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя значимое от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции, преодолеть групповые конфликты и непонимание, создать в группе доброжелательную атмосферу взаимного принятия, помочь проявить себя каждому школьнику, стимулировать творческую активность. Главное достоинство дискуссии – она развивает самостоятельность мышления, создает условия для творческой самореализации, стимулирует сделать осознанный выбор и нести за него ответственность, тем самым направляет процесс самоопределения и становления субъектной позиции в жизни.

Успех дискуссии во многом зависит от того, сумел ли педагог заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения: проблематизирующий вопрос или спорное утверждение, видеоролик или фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат 27 или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное – этот материал должен затрагивать общественные ценности, а также вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение.

Проводя дискуссию, учитель может столкнуться с двумя сложностями. Во-первых, сложно поддерживать высокую активность участников. А вовторых, сложно не дать разговору трансформироваться в хаотичный многоголосый гам, где каждый слышит только себя. Справиться с этими сложностями обычно помогают несколько приемов.

Во-первых, для участников следует ввести простые и понятные правила. Например: «правило поднятой руки», «правило свободы мнения», «правило уважительного слушания», «правило краткости высказывания», «правило корректности высказывания», «правило аргументированности высказывания» и т.д.

Во-вторых, строит обратить внимание на тактику ведения разговора самим педагогом. Важно поддерживать атмосферу уважения школьниками мнений друг друга, какими бы странными они не казались. Не следует умиляться по поводу оригинальности высказываемых учениками мнений – каждое мнение должно быть обязательно аргументировано. Не нужно пытаться манипуляциями подводить детей к «правильному» выводу – важнее проблематизировать их собственные выводы. Полезно не столько организовать поочередное высказывание детьми своего мнения, сколько заострять их внимание на наиболее интересных суждениях друг друга, выделять проблемные моменты, просить отнестись к высказываниям других.

В-третьих, можно заранее подготовить серию дополнительных вопросов по теме разговора, которые помогли бы обучающимся обратить внимание на новые стороны обсуждаемой проблемы, глубже вникнуть в их суть, увидеть их в новом свете. Как только ведущему становится очевидным снижение активности школьников, можно «вбрасывать» эти вопросы в общее обсуждение и тем самым давать ему новый импульс.

В-четвертых, можно использовать специальные приемы активизации дискуссии: уточняющие вопросы; демонстрация непонимания; сомнение; высказывание альтернативного тезиса и т.д.

Хорошо проведенная дискуссия – та, после которой у школьников остается интерес к обсуждаемому на ней вопросу. Если его продолжают обсуждать на перемене, если с расспросами дети подходят к учителю после занятия, если интересуются мнением своих родителей или других учителей, – разговор удался. Ведь его смысл не в том, чтобы непременно найти единственно верное решение обсуждаемой проблемы. Нет. Его смысл в том, чтобы школьники научились анализировать проблему с разных сторон, научились видеть и оценивать разные способы ее решения, научились иметь, высказывать и доказывать свою точку зрения, наконец, научились слушать и слышать другие точки зрения.

Групповая проблемная работа

Используя эту форму, педагог может выяснить мнение школьников по различным вопросам, обсуждаемым на занятии. Позиция или мнение каждого ребенка при этом будут учтены. Вначале педагог просит каждого школьника сформулировать на отдельном листке бумаги ответ на обсуждаемый вопрос. Например, это может быть ответ на вопрос «Каковы ценности моего поколения?».

Каждый школьник отвечает на этот вопрос в течение 2-3-х минут.

Далее педагог предлагает обучающимся объединиться в пары и составить общий список «ценностей поколения». При этом одинаковые или похожие ценности объединяются, а по поводу несовпадений ребятам придется договориться. Эта работа займет у пары еще около 5 минут.

Далее школьники объединяются в команды по четыре человека и составляют общий для них список ценностей.

Следующий этап – четверки объединяются в восьмерки и проделывают ту же работу. В итоге формируется общий список ценностей школьников класса, который представляет один из них. Можно объединение в группы закончить на этапе, когда сформировалось 2 или 3 команды школьников класса. Тогда представлять ценности своей группы будет представитель каждой команды.

Моя позиция

Суть этой формы работы состоит в том, что ее участники после произнесенной учителем фразы (это может быть, например, неоднозначная, спорная цитата известного человека) расходятся по классу и занимают одну из двух позиций, становясь около табличек «Да, согласен» или «Нет, не согласен» в зависимости от степени согласия-несогласия с произнесенной фразой. После этого учитель спрашивает у желающих участников, почему они выбрали именно эту позицию. Несколько человек по желанию обосновывают свой выбор.

После услышанных объяснений учитель предлагает еще раз определиться в своем отношении к высказыванию и, либо остаться на своем месте, либо перейти к другой табличке, заняв тем самым другую позицию. При желании учитель может спросить, что подтолкнуло школьника поменять свою позицию?

Далее звучит следующая фраза, и позиционная работа продолжается.

Рассмотрим пример использования данной формы работы во время разговора со школьниками о семье и семейных ценностях. Произносимые учителем фразы могут быть, например, такими:

«В семейной жизни главное – терпение… Любовь продолжаться долго не может» (Антон Павлович Чехов);

«Семьей называют группу людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы» (Этьен Рей, писатель);

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» (Василий Александрович Сухомлинский, педагог).

Во время проведения таких разговоров с детьми чрезвычайно важна доверительная и доброжелательная атмосфера, уверенность детей в том, что они могут высказать без опасения свое личное мнение, и в том, что их услышат. Кроме того, педагогу важно воздерживаться от оценочных 30 суждений в отношении мнений ребят, воздерживаться от навязывания школьникам своей позиции. Однако и скрывать свою точку зрения ему также не стоит – это уже другая крайность. Свою точку зрения по обсуждаемым вопросам педагог может высказать наравне с другими участниками разговора. Ведь только в свободном обмене мнениями у школьника начинают формироваться его собственные ценности.

Викторина

Эта форма работы (самым большим потенциалом здесь обладает, пожалуй, викторина «Что? Где? Когда?») заслуженно считается уникальным средством интеллектуального развития ребенка. Нестандартное мышление, логика, внимание к деталям, умение выделять главное, слуховое восприятие смысла текста, эрудиция, находчивость и чувство юмора – все это неотъемлемые спутники данной игры. Однако викторины могут стать средством не только интеллектуального, но и нравственного развития детей. И их также можно использовать для работы по формированию ценностных ориентаций школьников. Для этого нужно лишь насытить вопросы викторины соответствующим ценностным содержанием, а после каждого вопроса инициировать небольшое обсуждение той проблемы, которая в нем была затронута. Вот несколько примеров того, как можно включить ценностное содержание в вопросы викторины.

1 вопрос. Эта тара появилась 50 лет назад. При горении этой тары выделяется газ фосген, известный еще со времен Первой мировой войны как отравляющее вещество. До 90% этой тары не перерабатывается. Вещество, из которого сделана эта тара, в 2022 году обнаружили в крови человека. Что это за тара?

Ответ. Пластиковая бутылка.

Комментарий. В 1973 году был запатентован процесс производства пластиковой бутылки. А уже в 1977 году бутылки начали использовать вторично. Про раздельный сбор мусора слышали все. А кто из нас моет пластиковые бутылки перед тем, как отправить в нужный контейнер? Кто собирает и сдает пластиковые крышечки? Кто снимает термопленку с 31 бутылок из-под йогуртов? Может быть, кто-то не знает, что такое термопленка? Учитель выслушивает ответы школьников или считает поднятые руки в ответ на его вопросы, комментирует, видя много или мало ребят занимаются раздельным сбором мусора.

2 вопрос. Один из героев обороны Севастополя в Крымскую войну (1853-1856 гг.) матрос Петр Кошка часто устраивал одиночные вылазки к неприятельским позициям. Обычно они происходили ночью, в темноте. Но однажды пришлось сделать такую вылазку днем, причем на открытой местности. Перед выходом Кошка попросил своих товарищей «вовсю» стрелять холостыми зарядами. Зачем?

Ответ. Чтобы противник принял его за дезертира и не открыл по нему огонь.

Комментарий. Учитель предлагает школьникам поговорить на тему, каковы составляющие мужества человека.

3 вопрос. Закончите афоризм «Не стреляйте в прошлое из пистолета, чтобы будущее не ... ».

Ответ. … Не выстрелило в вас из пушки!» Комментарий. Учитель предлагает обсудить последствия искажения истории в собственных корыстных целях.

Обсуждение исторических личностей

На занятиях учителя часто используют и такую форму работы как обсуждения личностей известных людей прошлого: их характеров, поступков, перипетий их судеб. Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, философы, полководцы, правители, общественные деятели. Это могут быть и вымышленные персонажи – герои литературных произведений. Их яркая жизнь изобилует событиями, которые полезно было бы сделать предметом осмысления школьниками. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии.

Конечно, кому-то из них в учебной программе уделяется совсем немного внимания, а кто-то и вовсе лишь вскользь упоминается на страницах школьного учебника. Но если вы понимаете, что личность такого человека заслуживает отдельного разговора, и разговор этот обладает большим воспитательным потенциалом, то он того стоит.

На занятиях «Разговоры о важном» дети могут знакомиться с самыми разными историческими деятелями, являющими собой яркие примеры воплощения различных добродетелей и пороков. Это защитники Отечества (как К. Минин, Д. Пожарский или М. Кутузов) и его герои (такие как Н. Гастелло или молодогвардейцы). Это тираны (как Нерон) и гуманисты (как Д. Лихачев). Это жестокие царедворцы (как Малюта Скуратов) и просто стойкие и благородные люди (как, например, жены декабристов). О многих из них, разумеется, можно и нужно говорить.

Но иногда в истории встречаются личности яркие, но неоднозначные. Очень полезно было бы поговорить со старшеклассниками именно о таких исторических персонажах (например, об императорах Петре I или Николае I, декабристе К. Рылееве или академике А. Д. Сахарове). Ведь в нашей повседневной жизни мы редко сталкиваемся с абсолютно добродетельными или абсолютно порочными людьми. Стоит показать школьникам и по возможности обсудить с ними многогранность и динамичность человеческой личности, подчеркнуть ее разноплановость. Важно показать детям, что в руках самого человека находится его ценностный выбор, что он сам определяет, каким ему быть. Часто это неимоверно сложно сделать в сложившихся жизненных обстоятельствах, но все же можно. У одних это получается, а у других – нет. Обсуждать с ребятами таких исторических персонажей важно для формирования их ценностей.

Работа с карточками

Рассмотрим эту форму работы на конкретном примере из федерального урока «Солдаты милосердия» (герои самой мирной профессии на Земле). Этот урок посвящен врачам, проявлявшим настоящий героизм как в военное, так и в мирное время.

После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с судьбами эти врачей. Для этого организуется работа в 4 группах, каждая из которых получает карточку с краткой историей одного из известных врачей. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу.

Карточка 1. «Зинаида Туснолобова»

Удивительна история Зинаиды Туснолобовой – военного врача, участницы Великой Отечественной войны. Попав на фронт, в первых же двух боях Зина вынесла из-под огня 40 раненых солдат. А за первые месяцы службы - 123. Спасая жизни других, в одном из сражений она сама была тяжело ранена, потеряла сознание и осталась лежать на заснеженном поле боя. Очнулась только тогда, когда немцы уже перешли в контратаку. «Многие фашисты ходили по полю и добивали раненых», – вспоминала Зинаида те страшные часы. «Увидев это, я притворилась мертвой. Ко мне подошел фашист, стал бить по голове и в живот чем-то тяжелым, думаю, прикладом. Потом в ход пошли сапоги. Я снова потеряла сознание...».

Сутки она пролежала среди трупов. Окровавленную, вмерзшую в снег медсестру случайно нашли наши разведчики, возвращавшиеся с задания. Девушка осталась жива, но вследствие обморожения лишилась рук и ног. Она не пала духом, осталась такой же жизнерадостной и оптимистичной. Лишь о своем женихе, тоже воевавшем на фронте, тревожилась она: как ему будет тяжело, каково ему будет жить с ней после войны! И однажды, набравшись храбрости, попросила медсестру помочь ей написать любимому письмо.

«Милый мой, дорогой Иосиф! Прости меня за такое письмо, но я не могу больше молчать. Я должна сообщить тебе только правду… Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай. Твоя Зина».

А в ответ от своего парня она получила такие слова: «Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас 34 разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя – мы всегда будем вместе».

После войны Зинаида Туснолобова и Иосиф Марченко сыграли свадьбу и прожили вместе всю жизнь…

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Как вы думаете, какой эпизод жизни Зинаиды Туснолобовой был самым сложным, тяжелым, мучительным для нее? Почему вы так считаете?

2. Что в этой истории поразило вас больше всего?

3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этой девушки – Зинаиды Туснолобовой?

Карточка 2. «Даша Севастопольская»

В Крымской войне во время героической обороны Севастополя медицинскую помощь раненым оказывали обычные его жительницы. Среди них была и Дарья, сирота, дочь матроса, которая жила на Северной стороне города. Узнав, что противник высадился в Крыму, Даша продала все свое имущество, купила коротконогую лошадь, полуразваленную кибитку, бутыли с уксусом, одеяла и бинты, белое полотно и, переодевшись в матросскую форму, ушла из дома. Соседи подумали, что она сошла с ума от горя по погибшему отцу, но вскоре стало ясно, что она выхаживает раненых солдат и матросов.

В разных местах видели ее повозку, которую местные жители называли «Каретой горя». Впрочем, ее «карета», наоборот, спасала людей от еще большего горя. Знаменитая «карета» стала первым в мире передвижным перевязочным пунктом.

Раненые зачастую по несколько суток лежали на поле боя, многие умирали не столько от ран, сколько от отсутствия медицинской помощи. К ним, лежавшим на голой земле, и направляла свою повозку Даша. Она находила раненых бойцов, обеззараживала их раны, перевязывала, давала им воды, утешала словами поддержки. Причем всех раненых – и своих, и чужих: англичан, турок, французов. Для нее не существовало чужого горя и чужой боли.

Военный хирург, участник Крымской войны Николай Пирогов писал о ней так: «Она — молодая женщина, недурна собой. Под Альмой она приносила белье, отданное ей для стирки, и здесь в первый раз обнаружилась ее благородная наклонность помогать раненым. Она ассистирует и при операциях».

Император Николай I пожаловал Дарье Лаврентьевне Михайловой (Даше Севастопольской) золотую медаль с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди.

Сегодня в музее-панораме «Оборона Севастополя» можно увидеть Дашу. Она с коромыслом на плече, у бруствера Малахова кургана дает напиться из ведра двум русским солдатам.

А это строки о сестрах милосердия тех лет:

«Незнакомая, чужая,

У походного одра,

Всем близка ты, всем родная,

Милосердная сестра».

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Даша нигде не училась медицинскому делу, но оказывала помощь раненым. Как вы думаете, почему у нее получалось это делать?

2. Как вы полагаете, осознавала ли она все опасности, которые сопровождали ее выбор? Или ее поведение можно назвать безрассудным?

3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этой девушки – Даши Севастопольской?

Карточка 3. «Леонид Рошаль»

Леонид Михайлович Рошаль – наш современник, знаменитый детский врач, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Для многих людей, оказывавшихся в сложных жизненных ситуациях, Леонид Рошаль был последней надеждой. Очень многим детям он смог помочь. Не даром он носит почетное звание «Детский доктор мира».

С командой медиков из своего института он летал во все горячие точки нашей планеты – туда, где происходили стихийные бедствия, войны, теракты.

Первой такой точкой была Армения. Там во главе с доктором Рошалем наши врачи спасали детей после сильнейшего землетрясения. Позднее бригады врачей под руководством Рошаля оказывались в местах разрушительных землетрясений в Афганистане, Японии, Египте, Турции, Индии.

Не обошли стороной доктора Рошаля и вооруженные конфликты - в Румынии, Ираке, Югославии, Чечне. Всюду детский доктор мира оказывал помощь пострадавшим от войны детям. А в Чечне Рошаль был даже захвачен в плен, но вскоре отпущен, когда его узнали врачи местной больницы.

В 2002 году в городе Каспийске в результате теракта пострадало много людей. И здесь оказывается бригада врачей вместе с Рошалем – им удалось спасти 27 детей. Когда в 2002 году террористы захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Москве, Леонид Рошаль дважды входил в здание театра для переговоров с террористами. Благодаря его усилиям заложникам была доставлена вода, лекарства, и освобождено из плена 8 детей.

В 2004 году Леонид Михайлович принимал участие в переговорах с бесланскими террористами, захватившими школу №1. Он предлагал себя самого в качестве заложника для обмена на заложников-детей.

Вместе с Рошалем всегда группа врачей-подвижников, тех, кто самоотверженно трудится за достижение высоких целей. Он вообще любит людей-подвижников. Они работают не за деньги, а за совесть. «Кроме непосредственной медицинской помощи, мы еще несем доброе имя России. Вот такая полезная работа, когда все говорят «спасибо» – от президентов до пациентов», - так Леонид Рошаль говорил о своей работе в одном из интервью. Вот такой человек живет сегодня среди нас!

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Как вы думаете, почему доктор Рошаль часто вел опасные для жизни переговоры террористами? Он же не является профессиональным переговорщиком.

2. Как вы думаете, что заставило боевиков отпустить доктора Рошаля из плена?

3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этого человека – Леонида Рошаля?

Карточка 4. «Григорий Минх»

Подвижников в науке сравнивают с первопроходцами. Подобно исследователям неведомых земель, они рискуют собой, часто следуя за предположением, подтверждая или опровергая всего лишь гипотезы.

Григорий Минх – ученый, врач, благотворитель, живший и работавший во второй половине XIX века. Образованный человек обширнейшего кругозора, свободно владевший английским, немецким, французским, знающий латынь и древнегреческий, выбрал профессию врача. Он интересуется эпидемиями, которые то и дело дают о себе знать, чаще всего в южных областях страны.

Особенно интересовал медика тиф. Тогда выделяли две его разновидности, сыпной и возвратный. Эпидемии возвратного тифа в условиях плохой медицинской помощи могли сопровождаться высокой смертностью - до 60-80%. Ключевой научной проблемой оказалось выяснение механизмов передачи инфекции. Ряд наблюдений, проведенных в больницах, привели врача к мысли, что ни через воздух, ни через тактильный контакт, ни через любые выделения больных инфекция не передается. Стало быть, решил исследователь, возбудитель проникает в организм через кровь. Гипотезу предстояло проверить.

Уединившись в своем кабинете, он вводит себе кровь тифозного больного. Но скрыл это от большинства коллег и друзей. Результат эксперимента никогда не известен заранее... Болезнь у врача стала развиваться в тяжелейшей форме. Близкие настаивали, чтобы доктор немедленно приступил к лечению. Но он лишь упрямо качал головой – он знал, что терапия сразу изменит всю картину и сделает эксперимент бессмысленным. Минх лежал полностью обессиленный, но предельно сосредоточенный. У него был блокнот и термометр. Он подробно записывал 38 свои ощущения и температуру тела. И готовился к смерти…

Но, к счастью, организм победил болезнь. Врач доказал, что инфекция передается через кровь. После этого он стал разрабатывать и настойчиво продвигать в стране меры по борьбе с такими кровососущими насекомыми, как вши, клопы, блохи, клещи, которые переносили инфекцию. Это вызывало недоумение чиновников по поводу целесообразности «лишних» расходов. Лишь когда предложенными способами удалось локализовать несколько вспышек в портовых городах России и Англии, меры эти стали внедряться в повседневную практику в массовом порядке. Крупных эпидемий в России не было вплоть до Гражданской войны.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Что может сказать о враче постановка смертельно опасного опыта на себе с целью спасения других больных?

2. Григорий Минх почти от всех коллег и друзей скрыл, что заразился тифом намеренно. Как вы полагаете, почему?

3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этого человека – Григория Минха?

На следующем этапе работы учитель предлагает классу познакомиться с наиболее яркими представителями профессии врачей, а представителям от каждой группы ответить на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы – тот, который показался им наиболее важным и интересным. Для этого учитель может продемонстрировать школьникам 4 кратких видеосюжета о тех героях, с которыми работали группы, и после каждого из них предоставить слово представителям групп. Если у других ребят появится желание что-то добавить к ответам или высказать альтернативную точку зрения, учитель должен предоставить им возможность высказаться.

После обсуждения всех 4-х сюжетов учитель организует беседу в свободной форме о героизме и милосердии. Среди предлагаемых в сценарии урока вопросов для беседы есть такой: «Бывает ли героизм без милосердия?». Этому сложному вопросу можно уделить особое внимание, дав ребятам 39 больше возможности высказаться по его поводу. Возможно, в процессе беседы они смогут различить героизм ради других и геройство ради собственной славы, затронуть вопросы жертвенности, скромности, гуманности, социальной ориентированности подлинного героизма.

Воображариум

Это игровая процедура, предполагающая обращение учителя к вымышленному образу учеников, создание вокруг какой-то проблемы небольшого фантазийного мира. Например, «Вообразите себя министром финансов России конца XIX века: что бы вы сделали для того, чтобы обеспечить нашей стране экономический рост?» Или «Представьте, что вы призрак, который является русским императорам. Являясь к ним среди ночи, какой совет бы вы им дали, от каких поступков вы бы посоветовали воздержаться, например, Петру I, Екатерине II или Александру III?» Мир грез и фантазий всегда был привлекателен для детей. И почему бы не использовать это для работы по формированию их ценностей?



Объясни иначе

Разнообразие настольных игр, появившихся в последние годы, огромно. Так почему же не воспользоваться их увлекающим детей потенциалом? «Элиас», «Табу», «Бум» и многие другие настольные игры могут быть адаптированы педагогами для своих занятий. Как и многие другие активные формы работы, игры не только повышают интерес ребенка к занятию, но и развивают их социальные навыки.

Например, вы хотите помочь школьникам лучше усвоить знания о героях нашего отечества и основных событиях, связанных с их деятельностью. Для этого можно на уроке использовать модификацию игры «Элиас». Нужно познакомить ребят с правилами игры, приготовить песочные часы на одну или две минуты и изготовить комплект карточек с именами (например: Г. Жуков, князь Владимир, М. Ломоносов, И Айвазовский, Н. 40 Гастелло, А. Радищев, Александр II, П. Чайковский, М. Казаков, И. Кулибин и т. д.).

Класс можно поделить на две (например, мальчики и девочки) или три (по количеству рядов в кабинете) команды. По очереди представитель каждой команды берет колоду карточек и пытается описать для своей команды того человека, имя которого написано на верхней карточке. Он не имеет права показывать ее другим игрокам, называть имени героя, первой буквы его имени или отдельные слоги. Команда же должна по описаниям отгадать имя. Затем игрок описывает человека, имя которого написано на следующей карточке и так далее. Чем больше имен отгадает команда за 1 или 2 минуты, тем больше очков она получает. Если в процессе отгадывания время в песочных часах истекло, другие команды могут тоже принять участие в отгадывании и тем самым отобрать у первой команды очко.

После этого выходит представитель второй команды и пытается для своих игроков описать имена героев, написанных на других карточках.

Игра таким образом продолжается до тех пор, пока не будет разыграна вся колода.

Без лишних слов

Эта форма в чем-то близка описанной выше, за исключением того, что в этой игре детям нельзя произносить ни слова. Для проведения этой игры у педагога должен быть набор заранее заготовленных карточек, секундомер или песочные часы.

Педагог предлагает школьникам разделиться на три команды. И поясняет, что сейчас представитель первой команды выберет любую карточку из лежащих на столе, перевернет ее и только для себя прочитает, что на ней написано. А затем попробует в течение одной минуты только с помощью мимики и жестов, без слов объяснить своей команде значение этого слова или словосочетания. Как только команда отгадала слово на первой карточке, а минута еще не прошла, разыгрывается следующая карточка. По истечении минуты, ход переходит ко второй, а затем к третьей команде. Школьникам предлагается объяснить своей команде, например, то, 41 что они узнали на предыдущих занятиях «Разговоры о важном». Например: полет Гагарина в космос, раздельный сбор мусора, К. Станиславский, Рождество, озеро Восток и т.п.

Биографус

Биографус – это еще одна игровая форма работы, которую можно использовать на занятиях. Учитель говорит несколько слов о людях, чьи портреты видят (например, на слайде презентации) школьники. Это могут быть портреты Антона Чехова, Александра Попова, Константина Циолковского, Витуса Беринга, Георгия Жукова и т. д.

Весь класс делится на группы по 5–10 человек. У каждой группы есть список фактов из жизни этих известных людей – писателей, ученых, изобретателей, полководцев. Если на экране школьники видят портреты пяти человек, то у групп в списке пять фактов из их жизни, по одному факту на одного известного человека.

Педагог озвучивает первый факт. У групп есть одна-две минуты, чтобы обсудить, о ком из известных людей, чьи портреты видят школьники, этот факт.

Каждая группа на стикере пишет имя этого человека и передает педагогу.

Педагог собирает стикеры и сообщает, угадали ли школьники, о ком из знаменитых людей был написан тот или иной факт.

Если принадлежность факта угадана группой верно, то педагог может подробнее пояснить его.

Таким образом разыгрываются все факты об известных людях, чьи портреты представлены на этом занятии.

Общее и особенное

Рассмотрим эту форму групповой работы на примере занятия, посвященного профориентации школьников. В начале работы школьники делятся на 4 группы, представитель каждой из которых случайным образом выбирает две из лежащих на столе учителя карточек с названиями профессий. Затем в группах школьники заполняют таблицу, в которой есть 42 два столбца. Первый столбец – профессиональные навыки, без которых в этой профессии не обойтись. Второй – не профессиональные, но необходимые навыки для того, чтобы быть успешным в этой профессии. Таким образом каждая группа опишет навыки, необходимые для двух доставшихся им профессий. После этого выступают представители групп. По окончании выступлений педагог организует обсуждение тех надпрофессиональных навыков, которые назвали школьники.

Верю – не верю

Рассмотрим правила организации этой игровой формы работы на примере разговора о науке и лженауке. Такого рода игра помогает школьникам понять, что различные предсказания, совпадения, гадания – это лишь способ переложить ответственность за свои поступки на стечение обстоятельств и «расположение светил».

Во время игры педагог произносит какое-то утверждение, а школьники или соглашаются с этим утверждением, или нет. Педагог после каждого ответа детей объявляет правильный ответ и пояснят событие или факт, о которых шла речь в том или ином утверждении. Можно использовать следующие утверждения:

1. Почти 50 лет назад 18 нобелевских лауреатов подписались под заявлением «Возражения против астрологии». Да, это верно. Это случилось в 1978 году.

2. Астрология не преподается ни в одном университете мира. Нет, это не так. Курс астрологии преподается в нескольких университетах Индии.

3. Ни один эксперимент, который мог доказать истинность утверждений астрологии, не увенчался успехом. Да, верно.

4. Люди часто очень высоко оценивают точность астрологических прогнозов. Да, это так. Это связано с тем, что прогнозы очень расплывчаты, и многим людям при известной фантазии кажется, что это про них.

5. С 1958 года ведется эксперимент, в котором участвуют 2000 человек, родившихся в интервале 5 минут друг от друга. Он доказывает, что судьбы у всех этих людей сложились одинаково. Нет, он доказал ровно обратное. У 43 всех этих людей разные профессии, семейное положение, привычки и т.д.

Ролевой диалог

Ролевой диалог обладает огромным личностно развивающим, воспитывающим потенциалом. Ведь здесь педагог может моделировать различные социальные ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, – насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность. Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек зрения. Как обычно, проиллюстрируем это небольшим примером. На занятии старшие школьники могут разделиться и взять на себя роли, например, известных философов и мыслителей XIX века: одна группа – «Славянофилы», а другая – «Западники». Далее учителю нужно лишь организовать ролевую дискуссию о судьбах России – ее прошлом или будущем, о выбранном ею пути.

Вопросы друг для друга

Использование этой формы работы поможет школьникам проявить свои способности к анализу, соотнесению, сомнению во время обсуждения вопросов, связанных с той или иной темой Разговоров о важном.

Педагог просит школьников на заранее приготовленных одинаковых полосках бумаги написать интересующий их вопрос, на который они хотели бы получить сегодня ответ. Это может быть вопрос по материалу прошедшей темы или сегодняшней. Важно объяснить детям, что это должен быть реально интересующий их вопрос, ответ на который они не получили или не до конца его поняли. Педагог просит каждого школьника написать свой вопрос на полоске бумаги, сложить листок и бросить его, например, в шляпу или корзину.

Потом листочки перемешиваются, и обучающиеся из шляпы берут по одному для себя. Таким образом у каждого школьника окажется чужой вопрос, на который он может ответить. Педагог просит кого-то из детей прочитать вслух доставшийся ему вопрос и ответить на него. Если желающих ответить будет слишком много, то на следующем занятии или на классном часе можно будет продолжить. Из всех прозвучавших вопросов выбираются 1–2 наиболее интересных. Также можно выбрать и 1–2 лучших ответа с учетом того, удовлетворены ли авторы вопросов ответами на них.

ПОСТ-РАЗГОВОР

Для повышения эффективности внеурочных занятий «Разговоры о важном» необходимо обеспечивать поддержку темы занятия, которую обучающиеся рассматривают по понедельникам, в учебной (предметной и воспитательной) деятельности в течение недели. К такой поддержке должна быть привлечена администрация образовательной организации (координатор – советник по воспитанию). В эту работу могут быть включены школьные театры, музеи и библиотеки, подключены возможности школьного телевидения.

Единая система воспитательной работы в школе выстраивается через синхронизацию тематики «Разговоров о важном» с тематическим каркасом активностей общественных детских и молодежных движений: РДДМ «Движение первых», «Россия – страна возможностей», «Большая перемена», общества «Знание», «Орлята России».

К развитию тематики «Разговоров о важном» в предметной деятельности могут быть привлечены педагоги, ведущие уроки литературы, родного и русского языка, иностранного языка, истории и обществознания, тематика может быть отражена (там, где уместно) в уроках по предметам естественно-научного цикла, в инженерно-технологическом образовании и др.


Скачать

© 2023 5961 108

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя