Методы и приемы формирования функциональной грамотности в условиях обновленных ФГОС
Учитель английского языка
МБОУ «Лицей г. Рошаль»
Хачатурова Н.Ю.
Цель обучения иностранному языку
- формирование навыков свободного общения и практического применения знаний
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев
Цель функциональной грамотности
- совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач
Основные задачи
- Лингвистической компетенции:
отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи
- Социолингвистической компетенции:
научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения
Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
- овладение грамотной устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему
Эффективные педагогические практики
- создание учебных ситуаций, развивающих интерес к изучению предмета (создание мотивации)
- обучение в общении, сотрудничество (работа в парах и группах)
- поисковая деятельность (учебные проекты)
- создание ситуации успеха (умение решать проблемы, позитивное отношение к преодолению трудностей)
- самооценивание своей учебной деятельности;
- интерактивные методы
Направления формирования функциональной грамотности
Способы формирования функциональной грамотности
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
- способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств
Формирование финансовой грамотности
- Put the coins A-G in order of value.
(Расположи монеты в порядке возрастания)
Естественнонаучная грамотность
- способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями
(определение используемое в PISA)
Три уровня ситуации при формировании естественнонаучной грамотности
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны)
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
Формирование естественнонаучной грамотности
Формирование естественнонаучной грамотности
Глобальные компетенции
- способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Глобальная компетенция
Креативное мышление
- Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося
- Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования
Креативное мышление
Читательская грамотность
- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Формирование читательской грамотности
- умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
- умение интегрировать и интерпретировать информацию;
- умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте
Формирование читательской грамотности
You’ve read the text and now you’re ready to create your own masterpiece – a poem.
Приём синквейн
Let’s revise the rules of a cinquain.
1word (a subject or a noun)
2 words (adjectives) that describe word 1
3 words (action verbs) that relate to word 1
4 words (feelings or a complete sentence) that relates to word 1
1 word (a synonym of line 1 or a word that sums it up)
Составить к тексту вопросы, используя прием «Толстые и тонкие вопросы» и ответить на них.
Who…?
Why do you think…?
What…?
Where..?
Do you agree … ?
How many…?
Do you believe… ?
Can….?
Is it right.. ?
Формирование читательской грамотности
«V»
«+»
You should put a tick if you knew this fact before
New information
«-»
«?»
Thought differently
Don’t understand, have questions
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Информационные ресурсы по формированию функциональной грамотности
- Марафон функциональной грамотности: https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (Российская электронная школа): https://fg.resh.edu.ru
- Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA: https://media.prosv.ru/fg/
- Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года): https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8
Спасибо за внимание