Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна осуществляться систематически. Добиться успешных результатов в этом направлении невозможно не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования коммуникативных учебных действий на уроках письма и развития речи»
Состав коммуникативных действий
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
- с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть основами диалогической и монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:
- коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
- специальная система ситуативных упражнений;
- использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
- использование учебных ситуаций общения;
- обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
- формирование умений систематизировать материал;
- организация работы в паре, группе и др.
Создание речевых ситуаций
- Мотив неразрывно связан с понятием «речевая ситуация», т.к. в его основе лежит та или иная жизненная ситуация. Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации, выражающихся в репликах, действиях. Ситуация стимулирует высказывание.
Прием моделирования
- Значимость этого приема обусловлена тем, что в условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.
- В процессе анализа речевой ситуации, смоделированной на уроке, ученики составляют тексты, которые в дальнейшем могут быть использованы в самостоятельной речевой практике.
- Например , при изучении имён прилагательных в 6 классе можно не ограничиваться сравнением двух текстов с прилагательными и без них, а показать роль данной речевой категории при решении задач речевого общения и составлении текстов, которые могут быть использованы в конкретной ситуации: пропажа-находка животного, какого-либо предмета.
Обучение диалогу
- Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в процессе которого активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации.
- Диалог – это четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента задачи.
- Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора.
- Диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития их коммуникативных умений.
Учебный диалог формирует ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения:
- проявление интереса к беседе;
- обеспечение внимания к собеседнику;
- умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
- строить речь грамматически правильно;
- точно отбирать слова для выражения мыслей;
- придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Игровые приёмы:
- приём « Аукцион вопросов » позволяет повысить интерес обучающихся к упражнению в постановке разнообразных вопросов к тексту или какой-то его части, которое учитель организует в виде аукциона.
- Победителем «аукциона» объявляется ученик, который последним задал правильный вопрос. При проведении такого «аукциона» обучающиеся пользуются заранее подготовленными опорами с вопросительными словами.
- игра « Да-нетка » - в соответствии с темой урока учитель загадывает нечто (словарное слово, действие, признак, какое-либо понятие и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет» . Если вопрос задаётся некорректно или требует другого ответа, учитель может отказаться от ответа заранее установленным жестом. Для построения высказывания ученикам предлагается опора: «если это не …, то может быть»
Игровые приёмы:
- игра« Интервью » - правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его; ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику. Тему интервью задаёт учитель. Например , в ходе интервью о какой-либо части речи, учащиеся могут актуализировать имеющиеся у них знания.
- - овладению умением вести диалог способствуют упражнения , предусмотренные в учебниках русского языка на определение реплик каждого из участников диалога, установление их очерёдности, дополнение реплик, восстановление и дополнение диалога и др., которые систематически используются на уроках.
Обучение монологическому высказыванию
- Речевое общение не исчерпывается диалогической речью. В самых различных ситуациях требуется связное последовательное изложение мыслей.
- Овладение монологической речью представляет для учеников с умственной отсталостью чрезмерно сложную задачу. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания.
Формирование умения строить монологическое высказывание осуществляется через:
использование различных опор:
- опоры для постановки вопросов, выражения своего мнения, построения вывода;
- вопросный план;
- кластер;
- приём педагогической техники « Вводим роль »;
- упражнения в составлении рассказа по аналогии, по опорным словам, в придумывании начала или конца истории с опорой на наглядность и без неё.
Обучение деловому письму
- Обучение деловому письму в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится на специальных уроках и является своеобразной формой социализации, т.к. необходимость составлять деловые бумаги, выбрать нужный бланк в представленных образцах учреждения и грамотно его заполнить возникает у выпускников школы сразу после ее окончания.
- Программой предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг, необходимых для организации самостоятельной жизни, формирование навыков по их оформлению в соответствии с общепринятыми правилами. Например , в 8-м классе учащиеся учатся составлять заявления, писать автобиографию, доверенность, заполнять анкеты. Деловые бумаги пишутся по определённому плану, образцу, на специальных бланках или в свободной форме.
Формирование коммуникативных УД:
Прием моделирования речевых ситуаций
Диалог
умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального воздействия
Монологическое
высказывание
умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его
умение слушать собеседника
Деловое
письмо
умение выражать свои мысли с определенной степенью полноты и точности
признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
умение использовать разные источники и средства информации
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний с учетом специфики ситуации
Вывод
- Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна осуществляться систематически. Добиться успешных результатов в этом направлении невозможно не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании.
- Овладение коммуникативными умениями у умственно отсталых детей протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Поэтому, каждый вид работы на уроке должен представлять собой ситуацию, которая, в свою очередь, должна соответствовать реальным коммуникативным потребностям учащихся.
Список использованных источников
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М., 1999. 2. А.Г. Асмолова. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / М., 2010г. 3. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Москва, Просвещение, 2014. 4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. – коллектив сотрудников лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ. Москва, 2014. 5. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. – Калабых Т.В., Клейменова Е.В. Волгоград, 2013.