СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы формирования коммуникативных учебных действий на уроках письма и развития речи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна осуществляться систематически. Добиться успешных результатов в этом направлении невозможно не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании.  

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования коммуникативных учебных действий на уроках письма и развития речи»

Состав коммуникативных действий вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач; с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть основами диалогической и монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  родного  языка.

Состав коммуникативных действий

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть основами диалогической и монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  родного  языка.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:   коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся; специальная система ситуативных упражнений; использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала; использование учебных ситуаций общения; обучение школьников рациональным приемам работы с книгой; формирование умений систематизировать материал; организация работы в паре, группе и др.

Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:

  • коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
  • специальная система ситуативных упражнений;
  • использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
  • использование учебных ситуаций общения;
  • обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
  • формирование умений систематизировать материал;
  • организация работы в паре, группе и др.
Создание речевых ситуаций   Мотив неразрывно связан с понятием «речевая ситуация», т.к. в его основе лежит та или иная жизненная ситуация.  Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации,  выражающихся в  репликах, действиях. Ситуация стимулирует высказывание. 

Создание речевых ситуаций

  • Мотив неразрывно связан с понятием «речевая ситуация», т.к. в его основе лежит та или иная жизненная ситуация.  Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации,  выражающихся в  репликах, действиях. Ситуация стимулирует высказывание. 
Прием моделирования Значимость этого приема обусловлена тем, что в условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения. В процессе анализа речевой ситуации, смоделированной на уроке, ученики составляют тексты, которые в дальнейшем могут быть использованы в самостоятельной речевой практике.  Например , при изучении имён прилагательных в 6 классе можно не ограничиваться сравнением двух текстов с прилагательными и без них, а показать роль данной речевой категории при решении задач речевого общения и составлении текстов, которые могут быть использованы в конкретной ситуации: пропажа-находка животного, какого-либо предмета.

Прием моделирования

  • Значимость этого приема обусловлена тем, что в условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.
  • В процессе анализа речевой ситуации, смоделированной на уроке, ученики составляют тексты, которые в дальнейшем могут быть использованы в самостоятельной речевой практике.
  • Например , при изучении имён прилагательных в 6 классе можно не ограничиваться сравнением двух текстов с прилагательными и без них, а показать роль данной речевой категории при решении задач речевого общения и составлении текстов, которые могут быть использованы в конкретной ситуации: пропажа-находка животного, какого-либо предмета.
Обучение диалогу   Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в процессе которого активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации.   Диалог  – это четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента задачи. Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора. Диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития их коммуникативных умений.

Обучение диалогу

  • Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в процессе которого активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации.  
  • Диалог – это четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента задачи.
  • Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора.
  • Диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития их коммуникативных умений.
Учебный диалог формирует ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения:   проявление интереса к беседе; обеспечение внимания к собеседнику; умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно; строить речь грамматически правильно; точно отбирать слова для выражения мыслей; придавать речи соответствующую интонационную окраску.

Учебный диалог формирует ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения:

  • проявление интереса к беседе;
  • обеспечение внимания к собеседнику;
  • умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
  • строить речь грамматически правильно;
  • точно отбирать слова для выражения мыслей;
  • придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Игровые приёмы:   приём « Аукцион вопросов » позволяет повысить интерес обучающихся к  упражнению в постановке разнообразных вопросов к тексту или какой-то его части, которое  учитель  организует в виде аукциона. Победителем «аукциона» объявляется ученик, который последним задал правильный вопрос.  При проведении такого «аукциона» обучающиеся пользуются заранее подготовленными опорами с вопросительными словами. игра « Да-нетка » -  в соответствии с темой урока учитель загадывает нечто (словарное слово, действие, признак,  какое-либо понятие и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет» . Если вопрос задаётся некорректно или требует другого ответа, учитель может отказаться от ответа заранее установленным жестом. Для построения высказывания ученикам предлагается опора: «если это не …, то может быть»

Игровые приёмы:

  • приём « Аукцион вопросов » позволяет повысить интерес обучающихся к  упражнению в постановке разнообразных вопросов к тексту или какой-то его части, которое  учитель  организует в виде аукциона.
  • Победителем «аукциона» объявляется ученик, который последним задал правильный вопрос.  При проведении такого «аукциона» обучающиеся пользуются заранее подготовленными опорами с вопросительными словами.
  • игра « Да-нетка » -  в соответствии с темой урока учитель загадывает нечто (словарное слово, действие, признак,  какое-либо понятие и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет» . Если вопрос задаётся некорректно или требует другого ответа, учитель может отказаться от ответа заранее установленным жестом. Для построения высказывания ученикам предлагается опора: «если это не …, то может быть»
Игровые приёмы:   игра« Интервью » - правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его; ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику. Тему интервью задаёт учитель.   Например , в ходе интервью о какой-либо части речи, учащиеся могут актуализировать имеющиеся у них знания. - овладению умением вести диалог способствуют упражнения ,  предусмотренные в учебниках русского языка  на определение реплик каждого из участников диалога, установление их очерёдности, дополнение реплик, восстановление и дополнение диалога и др., которые систематически используются на уроках.

Игровые приёмы:

  • игра« Интервью » - правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его; ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику. Тему интервью задаёт учитель.   Например , в ходе интервью о какой-либо части речи, учащиеся могут актуализировать имеющиеся у них знания.
  • - овладению умением вести диалог способствуют упражнения ,  предусмотренные в учебниках русского языка  на определение реплик каждого из участников диалога, установление их очерёдности, дополнение реплик, восстановление и дополнение диалога и др., которые систематически используются на уроках.
Обучение монологическому высказыванию   Речевое общение не исчерпывается диалогической речью. В самых различных ситуациях требуется связное последовательное изложение мыслей. Овладение монологической речью представляет для учеников с умственной отсталостью чрезмерно сложную задачу. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания.

Обучение монологическому высказыванию

  • Речевое общение не исчерпывается диалогической речью. В самых различных ситуациях требуется связное последовательное изложение мыслей.
  • Овладение монологической речью представляет для учеников с умственной отсталостью чрезмерно сложную задачу. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания.
Формирование умения строить монологическое высказывание  осуществляется через:   использование различных опор: опоры для постановки вопросов, выражения своего мнения, построения вывода;  вопросный план;  кластер; приём педагогической техники « Вводим роль »;    упражнения в составлении рассказа по аналогии, по опорным словам, в придумывании начала  или конца истории с опорой на наглядность и без неё.

Формирование умения строить монологическое высказывание  осуществляется через:

использование различных опор:

  • опоры для постановки вопросов, выражения своего мнения, построения вывода;
  • вопросный план;
  • кластер;
  • приём педагогической техники « Вводим роль »;  
  • упражнения в составлении рассказа по аналогии, по опорным словам, в придумывании начала  или конца истории с опорой на наглядность и без неё.
Обучение деловому письму   Обучение деловому письму  в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится на специальных уроках и является своеобразной формой социализации, т.к. необходимость составлять деловые бумаги, выбрать нужный бланк в представленных образцах учреждения и грамотно его заполнить возникает у выпускников школы сразу после ее окончания. Программой предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг, необходимых для организации самостоятельной жизни, формирование навыков по их оформлению в соответствии с общепринятыми правилами. Например , в 8-м классе учащиеся учатся составлять заявления, писать автобиографию, доверенность, заполнять анкеты. Деловые бумаги пишутся по определённому плану, образцу, на специальных бланках или в свободной форме.

Обучение деловому письму

  • Обучение деловому письму  в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится на специальных уроках и является своеобразной формой социализации, т.к. необходимость составлять деловые бумаги, выбрать нужный бланк в представленных образцах учреждения и грамотно его заполнить возникает у выпускников школы сразу после ее окончания.
  • Программой предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг, необходимых для организации самостоятельной жизни, формирование навыков по их оформлению в соответствии с общепринятыми правилами. Например , в 8-м классе учащиеся учатся составлять заявления, писать автобиографию, доверенность, заполнять анкеты. Деловые бумаги пишутся по определённому плану, образцу, на специальных бланках или в свободной форме.
Формирование коммуникативных УД: Прием моделирования речевых ситуаций Диалог умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального воздействия Монологическое высказывание умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его умение слушать собеседника Деловое письмо умение выражать свои мысли с определенной степенью полноты и точности признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью умение использовать разные источники и средства информации дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний с учетом специфики ситуации

Формирование коммуникативных УД:

Прием моделирования речевых ситуаций

Диалог

умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального воздействия

Монологическое

высказывание

умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

умение слушать собеседника

Деловое

письмо

умение выражать свои мысли с определенной степенью полноты и точности

признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

умение использовать разные источники и средства информации

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний с учетом специфики ситуации

Вывод Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна осуществляться систематически. Добиться успешных результатов в этом направлении невозможно не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании.   Овладение коммуникативными умениями у умственно отсталых детей протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Поэтому, каждый вид работы на уроке должен представлять собой ситуацию, которая, в свою очередь, должна соответствовать реальным коммуникативным потребностям учащихся.

Вывод

  • Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна осуществляться систематически. Добиться успешных результатов в этом направлении невозможно не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании.  
  • Овладение коммуникативными умениями у умственно отсталых детей протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Поэтому, каждый вид работы на уроке должен представлять собой ситуацию, которая, в свою очередь, должна соответствовать реальным коммуникативным потребностям учащихся.
Список использованных источников   1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М., 1999.  2. А.Г. Асмолова. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / М., 2010г.  3. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Москва, Просвещение, 2014.  4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. – коллектив сотрудников лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ. Москва, 2014.  5. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. – Калабых Т.В., Клейменова Е.В. Волгоград, 2013.  

Список использованных источников

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М., 1999. 2. А.Г. Асмолова. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / М., 2010г. 3. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Москва, Просвещение, 2014. 4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. – коллектив сотрудников лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ. Москва, 2014. 5. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. – Калабых Т.В., Клейменова Е.В. Волгоград, 2013.

  •