Ранжурова Н.Б. «Методы и приемы формирующего оценивания на уроках в начальной школе»
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса.
В условиях модернизации содержания общего образования перед учителем стоит задача изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Учитель должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающихся на различных этапах образовательного процесса. Эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Формирующее оценивание - самый эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Технология формирующего оценивания как одна из современных методик обучения должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;
– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;
– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.
Обучение и оценивание - составные части целостного процесса. Формирующее оценивание - инструмент развития ученика, который помогает ему в оценке своих достижений. Как создать систему формирующего оценивания для учащихся с разными образовательными потребностями? Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. Применение инструментов оценивания направлено на рост мотивации ученика, упор на развитие аналитических и рефлексивных умений учащегося. Формирующее оценивание многовариантно, учитель может сам выбирать инструменты оценивания, исходя из образовательных потребностей учеников.
В существующей практике принято, что функции оценивания закреплены за учителем. Всегда ли работу ученика оценивает только учитель? Формирующее оценивание наряду с внешней оценкой (оцениванием работы ученика учителем) предполагает также внутреннюю оценку: самооценку, взаимооценку и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед. Много новых форм учебной деятельности: учебный проект, исследовательская работа, внеклассная работа и других. Как использовать формирующее оценивание во внеурочных, новых формах учебной деятельности?
- необходимо разрабатывать план оценивания, который будет опираться на различные приемы оценивания на разных этапах урока;
- инструменты оценивания зависят от конкретных задач, поставленных на каждом этапе;
- для оценивания продуктов самостоятельной учебной деятельности учащихся.
В своей работе оценивание в ходе урока провожу на трех этапах. На первом этапе оценивание помогает определить уровень знаний учеников по данной теме и их потребности. По моему мнению, на данном этапе наиболее эффективно применение таких техник, как "Знаю. Интересно. Узнал" и "Лесенка успеха".
На втором этапе проведение оценивания помогает учащимся сохранить нацеленность на выполнение учебной задачи, оценить продвижение в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов. С этой целью использую критериальные таблицы. На третьем этапе инструменты формирующего оценивания помогают оценить полученные знания, умения и навыки, выяснить достигнута ли цель и планируемые результаты. Здесь целесообразно вернуться к "Лесенке успеха" - определить положение ученика на данный момент и к таблице "Знаю. Интересно. Узнал", заполнив колонку "Узнал". Для итогового оценивания также использую такие техники формирующего оценивания, как "Три М" (назови три момента, которые получились у вас хорошо в процессе работы на уроке.
Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по теме:
Э. Успенский «Над нашей квартирой…»,
«Память»
(таблица с критериями составлена учителем и учащимися)
Критерии оценивания выразительного чтения стихотворения
1) громкость, четкость и правильность произношения;
2) правильная расстановка пауз и ударений;
3) передача в чтении чувств и настроений героев и чувств автора.
2 балла - чтение соответствует всем критериям;
1балл - не выполняется одно и з критериев;
0 баллов - чтение не соответствует критериям
У вас у всех есть лист самооценки работы на уроке
Лист самооценки
Ф.И. ученика (цы)________________________________________________
Этапы урока | Деятельность учащихся | Оценивание по критериям |
1 | Речевая разминка « Причины опозданий» | |
2 | Выразительное чтение стихотворения Э.Успенского «Над нашей квартирой» | |
3 | Выразительное чтение « Память» | |
4 | Четверостишие про Ваню ( наизусть) | |
5 | Весёлые истории детей ( по желанию) | |
6 | Подведение итога | |
Характеристика уровня выполнения работы: высокий 9-10- баллов, выше среднего 7-8баллов, средний- 5-6 баллов., 0-4 баллов- низкий.