СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы работы с одаренными детьми в школьном музее (из опыта работы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье описано содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей через активное сотрудничество обучающихся с школьным музеем.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы работы с одаренными детьми в школьном музее (из опыта работы)»

Иванова Валентина Николаевна,

Руководитель школьного музея

Учитель истории и обществознания

МОУ «Глажевская СОШ»

Киришский район Ленинградская обл.

E-mail: [email protected]


Использование возможностей школьного музея в работе с одаренными детьми (из опыта работы)


«Каждый ребенок одарен. Раскрыть его таланты – дело школы и дополнительного образования. В этом успех России» (В. В. Путин).

Задача школы - поддерживать и развивать способности детей, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем. Эффективным средством для решения поставленной задачи является приобщение детей к сотрудничеству со школьным музеем. Представляю методы и технологии выявления одаренных детей и работы с ними на основе работы школьного музея. Проект предназначен для работы со средним и старшим звеном школы.

Школьный историко-краеведческий музей Глажевской общеобразовательной школы – это результат многолетней трудоемкой работы и с момента создания в рамках музейного воспитания в нашей школе особое внимание уделяется краеведческому принципу обучения. Ученики включаются в решение проблем развития и процветания родной школы, родного поселка, воспитывается чувство единства с малой родиной.

Одна из задач работы музея: содействие в выявлении, поддержке и развитие талантливых детей через активное сотрудничество школьного музея с обучающимися.

Так как я руководитель школьного музея и учитель истории и обществознания, мне удобно опираясь на методы и формы работы школьного музея наблюдать и выявлять одаренных детей.

Методы работы школьного музея:

  • Частично-поисковый: направлен на умение самостоятельно находить информацию из разных источников, осваивать отдельные этапы поисковой деятельности.

  • Исследовательский: направлен на развитие исследовательских умений, творческих способностей; ученик ставит цели, планирует деятельность, при помощи указаний и напутствий руководителя добивается результатов.

  • Решение выхода из проблемной ситуации: обучающийся должен проанализировать и найти способы решения какой-либо проблемы и проявить ораторские способности, чтобы представить оптимальные результаты.

Формы работы школьного музея:

  • Экскурсия: Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музея является экскурсия. У нас в музее созданы группы экскурсоводов из разных классов. Для каждой группы разработаны экскурсии по определенным темам и определенному маршруту. Дети старшего звена проводят экскурсии для обучающихся среднего звена, в свою очередь экскурсоводы среднего звена – для детей начальных классов.

Многие экскурсии сопровождаются компьютерными презентациями, видеофильмами, аудиозаписями. Эта форма работы позволяет выявить детей с хорошими ораторскими способностями и склонными к работе с компьютерными технологиями.

Экскурсии по музею содержат практическую часть, детям разрешается «потрогать историю руками». Ведь чем больше у посетителя в музее задействовано органов чувств восприятия информации, тем больше он этой информации получает. Например, на экскурсии «Страна пионерия» дети повязывают пионерские галстуки и произносят торжественную клятву пионеров. Экскурсия «Нумизматика» предусматривает отпечатывание монет простым карандашом на листе бумаги, а еще можно подержать в руках советские купюры и американские доллары. На экскурсии, посвященной Дню космонавтики, дети запускают в «космос ракету», «зажигают звезды», приводят в движение «солнечную систему». На экскурсии, рассказывающей о Великой Отечественной войне, детям разрешается исследовать некоторые экспонаты: солдатскую фляжку, котелок, каску и другие предметы. Можно трогать руками и предметы в экспозиции «Советская техника», особый интерес у детей вызывает пишущая машинка, они с удовольствием щелкают по клавишами и, о чудо, она еще может оставлять отпечатки! А на экскурсии «История грампластинки» дети прослушивают пластинки на электропроигрывателе.

  • Уроки-практикумы: Наш музей является средством обогащения учебного процесса. Здесь проходят практические музейные уроки по истории и обществознанию. Такие уроки подразумевают работу в группах, позволяют проявить лидерские, организаторские качества, разные способы мышления выхода из проблемных ситуаций.

  • Открытые уроки для родителей: направлены на взаимодействие в группах детей и родителей, помогают выявить активных родителей, которые смогут помочь детям в творческой, поисковой деятельности.

  • Общешкольные музейные уроки и уроки мужества: актив музея организует общешкольные мероприятия, посвященные памятным датам в истории нашей страны, выявляют детей с разными творческими способностями художественной самодеятельности, заинтересовывают в проведении мероприятий.

Мероприятия организуются по возрастному принципу: 5-7 классы, 8-11 классы, начальные классы или ученики 11 класса проводят урок мужества для 9-10 классов. Например, в прошлом году дети 11 класса проводили музейный урок для 9 класса, посвященный 100-летию Великой февральской революции. В сентябре этого года 11 класс провел урок мужества для 9-10 классов, посвященный 75-летию со Дня Курской битвы.

Благодаря сотрудничеству с командиром поискового отряда Е. Е. Халамовым (выпускник нашей школы) фонды школьного музея пополняются сведениями о летчиках Великой Отечественной войны, защищавшими наш край, на основе этих материалов разработаны экскурсии и написана исследовательская работа «Деятельность поискового отряда «Небо Ленинграда».

  • Оформительские работы: оформление новых экспозиций, альбомов, витрин и т.д. Привлечение детей к данной работе помогает выявить детей склонных изобразительной деятельности или просто умеющих аккуратно и прилежно выполнять эту деятельность. Ученица 8 класса нарисовала картину для оформления музея, а из рисунков ученика 9 класса оформили экспозицию «Дорогие мои ветераны».

  • Занятия исследовательской деятельностью: большое внимание в работе музея уделяется воспитанию культуры исследовательской деятельности, целью которой является изучение и сохранение культурного наследия, распространение знаний по истории родного края. На основе исследований разрабатываются экскурсии и пополняются музейные экспозиции, дети представляют свои работы на конкурсах, конференциях. Пожалуй, самая сложная форма работы. Чтобы понять, кому можно поручить заниматься исследованием, важно пронаблюдать ребенка во всех предыдущих формах работы. Это должен быть ответственный ребенок, который сможет довести начатое дело до конца. Упорный и кропотливый, т. к. приходиться много раз уточнять, исправлять и переделывать. И, наконец, обладать ораторскими способностями, чтобы суметь представить свою работу на конкурсах, конференциях.

Отдельная работа ведется по формированию риторики: практически вся работа музея связана с умением говорить. Поэтому при подготовке детей к выступлениям ведется большая предварительная работа.

  1. Начинаем с подготовки текста. Текст должен быть логичным, доступным для определенной группы слушателей.

  2. На следующем этапе тест прорабатываем, не разрешаю детям заучивать тест, пока его не разберем. Как мы разбираем текст?

Дети с ручками разных цветов обозначают в тексте:

  • ударения в некоторых словах (не знакомых)

  • ударения в предложениях (на какое слово нужно обратить внимание, иногда не правильно поставленное ударение в предложении приводит к непониманию слушающих смысла произнесенного).

  • Обозначаем смысловые паузы. Очень важно разделять части текста по смыслу и давать слушателям паузу для возможности осмыслить сказанное.

  • Интонационные обозначения: речь ребенка должна быть не монотонной, а эмоциональной, поэтому обозначаем и проговариваем какую фразу с какой эмоцией нужно произнести: торжественно, весело, загадочно, траурно и т. д.

  1. Когда текст разобран, прочитываем его несколько раз, чтобы запомнить все нюансы. И только после этого заучиваем.

  2. При подготовке детей к конкурсам, кроме обычных репетиций, даю возможность выступить с докладами перед разной аудиторией. Такая тренировка помогает почувствовать уверенность, справиться с волнением, накопить опыт публичных выступлений.

Немаловажным при выступлении является внешний вид докладчика от головы до ног. Чем продуманней образ докладчика, тем уверенней он себя чувствует. Всегда обращаю внимание на то, чтобы дети одевались в соответствии с темой выступления, в основном это парадная форма одежды, бывают исключения. Например, на выступлении, посвященном 9 Мая, которое называлось «Женщина, которая ждала», девушки исполняли роль матерей, потерявших своих сыновей во время Великой Отечественной войны. Они оделись в длинные траурные платья со свечами в руках. А девушка, читавшая стихотворение о том, что ее любимый непременно вернется, была одета в легкое белое платье, что подчеркивало ее веру в светлое будущее. Каждый образ мы вместе с детьми стараемся продумать, и нередко дети подсказывают очень интересные идеи.

Я использую собственную разработку пошаговых действий для раскрытия творческого потенциала детей:

От «хочу» к «действию»

Шаг 1: «Я хочу» - говорит человек и начинает действовать. «Хочу» становится целью. На этом этапе важно:

  • Личное желание,

  • Проявление терпения, настойчивости.

Результат: раскрытие своего истинного «Я».

Шаг 2: «Могу». Важно: оценить свои знания, навыки, возможности. На этом этапе детей надо поддержать, направить, помочь, подсказать, научить. Сделать так, чтобы они почувствовали уверенность и действовали.

Результат: в действиях раскрываются способности, таланты.

Шаг 3: «Действую». Самый трудный этап достижения цели. Пробуем, ошибаемся. Главное – все время двигаться вперед!

Важно:

  • Не отступать,

  • Спокойно относиться к своим ошибкам и неудачам,

  • Полагаться только на самих себя,

  • Оставаться настойчивым и спокойно идти к своей цели.

В результате получаем

сумму всех шажков, которые мы делаем ежедневно – ПОБЕДУ!

Маленькая или большая, личная или коллективная.

Формула успеха:


Поставь перед собой цель

и иди к ней изо всех сил!


В воспитательной практике должен присутствовать модус быть, обычная

бытийная мечта «Я хочу быть!», тогда появится и личность и Человек.









Мероприятия историко-краеведческого музея МОУ «Глажевской СОШ»


Время проведения

Тема

Фотоматериалы

Ежегодно сентябрь

Урок-практикум «Вещественные и письменные источники в изучении истории»


Ежегодно сентябрь

Обзорная экскурсия для обучающихся

Ежегодно октябрь

Урок-практикум «Наука-нумизматика»


Ежегодно

ноябрь

История грампластинки» Из истории технологий. Прослушивание грампластинок


Ежегодно

декабрь

Экскурсия «История строительства поселка Глажево»

Ежегодно

февраль

Экскурсия «Знамя-символ наших побед»



Ежегодно апрель

Экскурсия, посвящённая Дню космонавтики с сопровождением экспериментов


Ежегодно май

Экскурсия «Страна пионерия»


Январь

2015 г.

Общешкольный классный час «У войны не детское лицо»

26 апреля

2016 г.

Общешкольный классный час, посвящённый 30-летняя годовщина Чернобыльской трагедии.

Январь

2016 г.

Классный час для 5-6 классов

«У войны не детское лицо»

Ежегодно-апрель

Встречи с Т. А. Нейгоф – ребенком войны.


Ежегодно-

май.

Участие в школьном фестивале

«Военная песня»

Ежегодно-

май.

Участие в шествии «Бессмертного полка» п. Глажево

Ежегодно-январь

Общешкольные классные часы, посвященные снятию блокады Ленинграда.

Ежегодно-

май

Общешкольные мероприятия, посвященные Дню Победы. Встреча с детьми войны.

Ежегодно-

май

Акция возложение цветов на братском захоронении в д. Подсопье

Ежегодно-

май.

Участие в акции уборка братского захоронения в д. Глажево

Ежегодно-

май.

Участие в акции - уборка могилы Николая Королева, ученика нашей школы, погибшего в Афганистане


Музейный урок, посвященный 100-летию Великой Октябрьской революции

Ежегодно

Встреча с командиром поискового отряда «Небо Ленинграда» Е. Е. Халамовым

Январь

2017 г.

В рамках сотрудничества с краеведческим музеем г. Кириши посещение интерактивной выставки «Энергиум»

Январь

2017 г.

Обзорная экскурсия по музею

«День открытых дверей»

12 января

2018 г.

В рамках сотрудничества с краеведческим музеем г. Кириши экскурсия «День Рождения города»

Январь

2018 г.

Встреча с детьми блокады Ленинграда г. Кириши

Январь

2018 г.

Открытый урок-практикум для родителей

«История возникновения денег»

Февраль

2018 г.

Общешкольный классный час, посвященный Дню воинской славы России – Дню защитников Отечества «Легендарная и непобедимая»

Февраль

2018 г.

Смотр строя и песни

Март

2018 г.

В рамках сотрудничества с краеведческим музеем г. Кириши пешеходная экскурсия по военным памятникам г. Кириши

Май

2018 г.

Выступление на районном семинаре образовательного кластера А

«Сельская школа – территория развития»



Конкурсная деятельность детей в рамках взаимодействия с историко-краеведческим музеем МОУ «Глажевской СОШ»


Муниципальный уровень

год

название

Номинация, тема

место

участники


2015

Районный конкурс МУАДП «МУК» Центр военно-патриотического воспитания «Авангард» конкурс «Моя Россия»

Семейные традиции

«Традиции моей семьи»

2 место

Смирнова Кристина

2016

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество»

История детского движения

«История пионерской организации Глажевской средней школы»

Победитель

Морева Ольга


2017


Открытый районный конкурс компьютерных работ «Путешествие по знакомым улицам», посвященный 90-летнему юбилею Ленинградской области совместно с Центром "Русский музей: виртуальный филиал"

Слайд-шоу, «Родной уголок».

Победитель

Чистякова К., Смирнова К.,

Сысина Н.,

Маланичева Д.,

Кузьмина Ю.

Конкурс молодежной социальной рекламы Киришского района

Территория малой родины «Родной уголок»

Победитель

Чистякова К., Смирнова К.,

Сысина Н.

Районный конкурс комитета по культуре делам молодежи и спорта «Этот День Победы», посвященный 72-й годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Лучший чтец. Стихотворение на военную тему.


Участие

Иванова Аня

Письмо ветерану.

3 место

Никитин Архип

Районный конкурс МУАДП «МУК» Центр военно-патриотического воспитания «Авангард» «Семья и семейные ценности»

Это важное – слово семья

«Моя семья»

3 место

Иванова Аня

Научно-практическая конференция «Гимназические чтения»

«История пионерской организации Глажевской средней школы»

Победитель

Морева Ольга






2018

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество»

Культурное наследие «История развития поселка Глажево»


Победитель

Морева Ольга

Военная история «История поискового движения поискового отряда «Небо Ленинграда»

Победитель

Кленов Тихон

Районный конкурс комитета по культуре делам молодежи и спорта «Этот День Победы», посвященный 73-й годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Лучшая творческая работа в прозе «Мои дедушки – герои!»

Победитель

Хвостик Никита

Лучший рисунок на тему «Дорогие мои ветераны»

3 место

Никитин Архип

Научно-практическая конференция «Гимназические чтения»

«История развития поселка Глажево»

Участие

Онишин Иван

Районный конкурс МУАДП «МУК» Центр военно-патриотического воспитания «Авангард» «Семья и семейные ценности»

«Семья и семейные ценности»





3 место






Хвостик Никита






Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество»

Номинация «История образовательных учреждений» «История образования и развития школьного музея п. Глажево»

Победитель

Онишин Иван

Региональный уровень

2017

Областной историко-краеведческий конкурс «Судьба семьи в истории Ленинградской области»

Судьба семьи в истории Ленинградской области

Участие

Смирнова Кристина

Областной конкурс

«К семейному альбому прикоснись»


«О чем рассказала старая фотография»


Одна из ста лучших фото (из 600)


Никитин Архип

«Семейные традиции»

Участие

Смирнова К.


2018

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева

Военная история «История поискового движения поискового отряда «Небо Ленинграда»

3 место

Кленов Тихон

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество»

Культурное наследие «История развития поселка Глажево»

2 место

Морева Ольга






IV областная научно-практическая конференция «Многонациональная Ленинградская область: этнокультурные, этнографические и исторические памятники Ленинградской области»

«История возникновения и развития военизированного поселения «сельцо Глажево»

Представление работы

Морева Ольга

Онишин Иван

Всероссийский уровень

2017

Всероссийский открытый конкурс интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

Мой край и Великая Отечественная война, «Подвиги на родной земле»

Участие

Макароничев Павел





2018

Всероссийский конкурс для детей по воспитанию гражданственности и патриотизма "Под Российским флагом"

Литературное произведение «Герб поселка Глажево»

3 место

Онишин Иван

Конкурс Всероссийского издания «Портал образования»

Патриоты России

Победитель

Онишин Иван

Всероссийский конкурс, посвященный Дню России

Припадаю Россия к твоей красоте

Победитель

Онишин Иван


В феврале 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России. Мной разработала серию ежемесячных классных часов, посвященных «Дням воинской славы» с целью познакомить детей с героическими страницами истории русского народа (см. планирование).

Наш музей занял значимое место в стенах школы и получил массу положительных отзывов от учащихся и их родителей, от педагогов и гостей.

Современный музей Глажевской средней общеобразовательной школы благодаря богатому историко-краеведческому материалу ведет культурно-просветительскую деятельность, выполняет задачу формирования культурно-исторических ценностей, формирует у детей чувство причастности и уважения к прошлому. Неизменным в нашей школе остается отношение к героям Великой Отечественной войны, преклонение перед памятью павших.

Экскурсоводы знакомили с историей музея обучающихся нашей школы, родителей, гостей музея. А побывали в нашем музее представители Комитета по образованию г. Кириши, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Киришский краевед Виктор Бабуркин, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Остапова Марина Александровна и др.

Группа экскурсоводов представляла музей на районном семинаре образовательного кластера А системы образования Киришского муниципального района Ленинградской области «Сельская школа – система развития».

Экскурсоводы 8 класса рассказали о работе нашего музея местному телеканалу Кириши [http://kirfakel.ru/video?id=237]. В местной газете «Киришский факел» вышла статья о патриотической работе школьного музея Глажевской общеобразовательной школы.