СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности на музыкальных занятиях

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности на музыкальных занятиях»

Методы и приемы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности на музыкальных занятиях


Основные виды музыкальной деятельности, способствующие развитию музыкальных способностей: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, эмоциональную отзывчивость на музыку.

В теории и практике музыкального развития детей школьного возраста представлены различные методы и приемы по развитию музыкальных способностей, которые развиваются в каждом виде музыкальной деятельности комплексно.

Рассмотрим методы и приемы развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Пение. В настоящее время в образовательных учреждениях существует целый ряд образовательных программ и методических пособий по развитию певческой деятельности школьников.

Программа «Истоки» Тарасовой К. В., Петровой В. А. В процессе обучения по этой программе предполагается выявление, сохранение и развитие певческой индивидуальности ребенка в условиях пения в коллективе.

Программа Зацепиной М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Цель данной программы: научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен, воспитывать у детей певческую культуру, приобщать к музыке.

Программа «Камертон» Костиной Э. П. предполагает:

- формирование музыкально-слуховых певческих представлений;

- закрепление представления детей об образной природе песен;

- закрепление представления о самых различных видах песни.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голоса, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.

Учитывая особенности восприятия детей, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами Ветлугиной Н.А., Кацер О.В., Комаровой Т. С., Тиличеевой Е. Н.

Таким образом, понимание звукообразования как процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику.

Правильное певческое дыхание состоит из взаимосвязи отдельных элементов, главные из которых:

-певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

- глубокий вдох, но умеренный по объему, в характере песни;

-момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания;

- постепенный, экономный выдох;

- умение регулировать подачу дыхания при усилении или ослаблении звука.

Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальный материал органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

Работа над дикцией и артикуляцией необходима, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче.

С этой целью мы используются следующие задания в игровой форме:

  1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.

  2. Артикуляционная гимнастика

  3. Чистоговорки и скороговорки в разном темпе, характере.

  4. Контроль над четким произношеним слов при исполнении песен.

Точное интонирование или чистая интонация – это верная передача высоты звуков. В исследованиях педагогов-музыкантов проблем что основной причиной неверной интонации является отсутствие координации между слухом и голосом. При этом дети, как правило, пассивны, несобранны, неорганизованны, у них недостаточно внимания [9, 15].

Войнова А. Д. в своей работе предлагала говорить и читать на высоких звуках, считая, что механизмы пения и речи схожи. Музыкальная интонация родственна по происхождению речевой - и та и другая обращены к слушателям с целью воздействия на него, являясь таким образом средством общения. Как музыкальная, так и речевая интонация оперирует звуковым материалом, обе они обращены к слуху [4].

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

- мимики, выражения глаз, жестов и движений;

- динамических оттенков, фразировки;

-чистоты интонации;

- разборчивости и осмысленности дикции;

- темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.

Музыкально-ритмические движения. Понятие ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д.

В музыке ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Н. А. Ветлугина отводит определяющую роль музыке, развитию ее образов. Движения она рассматривает как своеобразные выразительно изобразительные средства, которыми можно пользоваться для воплощения содержания музыки.

Существует целый ряд образовательных программ и методических пособий по реализации музыкально-ритмического воспитания. К таким программам относятся:

- программа Кореневой Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

- программа Бурениной А. И. по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика»;

- программа Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей».

В процессе воспитания ребенка музыкально-ритмические занятия решают следующие задачи:

-музыкально-двигательные упражнения развивают у ребенка эмоциональную отзывчивость;

-развивают у школьников эстетический вкус;

-способствуют развитию музыкальности, в том числе развивают чувство ритма, формируют музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки, расширяют запас музыкальных впечатлений, способствует формированию умения определять характер маршевой и танцевальной музыки, умения согласовывать музыку с движением, передавать в движениях эмоциональный строй музыки.

Слушание музыки. Для эстетического воспитания используются два вида музыкальных произведений: инструментальная и вокальная музыка.

Например, направляя внимание на восприятие вокальной музыки, педагог должен опираться на музыкальный и поэтический текст, а в инструментальной музыке дается пояснение общего характера. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей.

Слово педагога о музыке, композиторе должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. При обращении к детям слово педагога, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе: радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.

В работе с детьми беседы носят развернутый характер, обращается внимание на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.

Использование изобразительного материала, слайдов, игрушек, пособий, наглядно-зрительного материала упрощают восприятие музыки детьми.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра.

Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки [20].

Основными задачами обучения игре на детских музыкальных инструментах являются:

- расширение музыкального кругозора детей;

- развитие музыкальных способностей: чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха;

- ознакомление детей с названиями инструментов и определение характера звучания инструментов;

-освоение приемов игры на них.

Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе уделяется особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.

У младших школьников ставятся задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа:

- на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с припевками;

- на втором – подбирают попевки;

-на третьем - исполняют их по своему желанию. 

Обучение игре на инструментах может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:

- систематичность занятий в течение года и на каждом музыкальном занятии;

- последовательное изучение попевок, вокально - инструментальных комплексов;
- наличие на занятиях, а также в домашнем музицировании собственных металлофонов у каждого ребенка, что позволит занять в инструментальном музицировании всех детей без исключения [19].

Используются методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- игровой.

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и совершенствовать музыкальный слух.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его музыкальных способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Изучение методической литературы и образовательных программ по музыкальному воспитанию способствовало получению необходимых знаний по проблеме исследования, позволило нам выделить методы и приемы, активизирующие процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста:

1.Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) занимают ведущее место в системе методов обучения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

2. Нагляно-слуховые. Выразительное исполнение музыкального произведения, будь то песня,танец, пляска, игра на ДМИ. В процессе разучивания необходимо широко использовать художественное слово, беседу, пояснения, либо стихотворный текст, образные сравнения.

3. Наглядно-зрительные. Показ педагога, движения в песне, танце, напевание мелодии к игре, наглядные пособия, атрибуты, иллюстрации.

4. Практический метод. Неоднократное повторение трудных элементов, применяя принцип последовательности от простого к сложному.

5. Использование игровых приемов во всех видах музыкальной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!