СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приемы развития навыков выразительного чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Методы и приемы развития навыков выразительного чтения" для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы развития навыков выразительного чтения"»

Выразительное чтение Выразительность — важное требование, предъявляемое к чтению учащихся.  Выразительным называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит: 1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём 2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Выразительное чтение

Выразительность — важное требование, предъявляемое к чтению учащихся.

Выразительным называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Прочитать текст выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Признаки выразительного чтения умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Признаки выразительного

чтения

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Основные направления работы  над выразительностью чтения: Смысловое — осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя; Интонационное — специальная работа над компонентами интонации; Техническое — тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата; Тренировочное — упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа.

Основные направления работы над выразительностью чтения:

Смысловое — осмысление идеи произведения и донесение её до слушателя;

Интонационное — специальная работа над компонентами интонации;

Техническое — тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

Тренировочное — упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа.

Правила  выразительного чтения Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Правила выразительного чтения

Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Алгоритм подготовки к выразительному чтению Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность. Найдите слова, на которые падает логическое ударение. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

  • Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
  • Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  • Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
  • Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
  • Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
  • Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
  • Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
  • Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
 При выразительном чтении должны учитываться:   · Интонация · Логическое ударение · Пауза · Темп · Высота и сила голоса

При выразительном чтении должны учитываться:

· Интонация

· Логическое ударение

· Пауза

· Темп

· Высота и сила голоса

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи  Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к  концу предложения.   Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения.   Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли

Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи

Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к

концу предложения.

Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения.

Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.

Логическое ударение 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).   2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.   3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь , а танцевать . Лене нравится, а не тебе.   4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы.   5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит .

Логическое ударение

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.

НАПРИМЕР: Маше нравится не петь , а танцевать . Лене нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.

НАПРИМЕР: Это крик совы.

5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит .

Логические правила устной речи Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя ?  При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа .  При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения: Кленовый лист напоминает нам янтарь . (Н. Заболоцкий)

Логические правила устной речи

  • Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя ?

  • При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа .

  • При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения: Кленовый лист напоминает нам янтарь . (Н. Заболоцкий)
Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.  Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев).  Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.
  • Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.

  • Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев).

  • Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.
Мелодика  Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание).  Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок . В повествовательных предложениях голос к концу фразы понижается .   Сегодня мы встречаем гостей.

Мелодика

Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание).

Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок .

  • В повествовательных предложениях голос к концу фразы понижается .

Сегодня мы встречаем гостей.

В вопросительных предложениях голос вначале повышается , причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса; затем к концу фразы голос понижается .   Сегодня мы встречаем гостей?  В восклицательных предложениях голос к концу фразы повышается.   Сегодня мы встречаем гостей!

В вопросительных предложениях голос вначале повышается , причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса; затем к концу фразы голос понижается .

Сегодня мы встречаем гостей?

В восклицательных предложениях голос к концу фразы повышается.

Сегодня мы встречаем гостей!

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении

Запятая  Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл): Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории . Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова: Еду, еду в чистом поле! Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, интонационно не выделяются: · Потому, что · Оттого, что · Для того, чтобы · Несмотря на то, что

Запятая

Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл):

Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории .

Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова:

Еду, еду в чистом поле!

Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, интонационно не выделяются:

· Потому, что

· Оттого, что

· Для того, чтобы

· Несмотря на то, что

Точка  Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать.  В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного:  Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//

Точка

Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать.

В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного:

Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//

Двоеточие. Многоточие  Двоеточие  Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах.  Многоточие  Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения:  Мне послышалось, что он заплакал:// а надо вам сказать,/ что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь,/ даже когда он был помоложе….

Двоеточие. Многоточие

Двоеточие

Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах.

Многоточие

Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения:

Мне послышалось, что он заплакал:// а надо вам сказать,/ что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь,/ даже когда он был помоложе….

Знак вопроса.  Восклицательный знак  Знак вопроса  При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Знак восклицания выражает сильные эмоции: · Восторг · Радость · Удивление · Утверждение · Досаду  При передаче этих чувств интонацию следует повысить, силу тона увеличить, а голос повысить (но не переходя в истерику)  Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Знак вопроса. Восклицательный знак

Знак вопроса

При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно.

Знак восклицания выражает сильные эмоции:

· Восторг

· Радость

· Удивление

· Утверждение

· Досаду

При передаче этих чувств интонацию следует повысить, силу тона увеличить, а голос повысить (но не переходя в истерику)

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Тире. Точка с запятой  Тире  Это знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса.  Чтение/ - вот лучшее учение.   Точка с запятой  Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение.  Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Тире. Точка с запятой

Тире

Это знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса.

Чтение/ - вот лучшее учение.

Точка с запятой

Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение.

Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Кавычки. Скобки  Кавычки  В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения.  Скобки  В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса: Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Кавычки. Скобки

Кавычки

В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения.

Скобки

В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса:

Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Предложения  с однородными членами  Для предложений с однородными членами характерна интонация перечисления : все однородные члены произносятся одним тоном, после каждого из них делается пауза.  «Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители , и русские , пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы .

Предложения с однородными членами

Для предложений с однородными членами характерна интонация перечисления : все однородные члены произносятся одним тоном, после каждого из них делается пауза.

«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители , и русские , пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы .

Предложения  с однородными членами  Бессоюзие — отсутствие союзов придает речи стремительность, выразительность, предполагает ускоренный темп речи.  Телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы — весь этот мелькающий мир мчится и завихряется вокруг вас. (В. Солоухин)    Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, предполагает замедление темпа речи.  Здесь на каждом шагу встречаются то малина, то смородина, то жимолость.

Предложения с однородными членами

Бессоюзие — отсутствие союзов придает речи стремительность, выразительность, предполагает ускоренный темп речи.

Телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторывесь этот мелькающий мир мчится и завихряется вокруг вас. (В. Солоухин)

Многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, предполагает замедление темпа речи.

Здесь на каждом шагу встречаются то малина, то смородина, то жимолость.

Предложения  с обособленными членами  Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.  Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения.

Предложения с обособленными членами

Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.

Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения.

В начале предложения обособленный оборот произносится с повышением тона:  Удивлённый увиденным,¦ я вышел из машины и направился к берегу. Обособленное определение в середине предложения произносится с повышением тона.  Разговор его, ¦ свободный и любезный, ¦  вскоре рассеял мою застенчивость. В конце предложения обособленный оборот произносится с понижением тона: Через несколько минут мы вошли в рощу,¦ влажную после дождя.

В начале предложения обособленный оборот произносится с повышением тона:

Удивлённый увиденным,¦ я вышел из машины и направился к берегу.

Обособленное определение в середине предложения произносится с повышением тона.

Разговор его, ¦ свободный и любезный, ¦

вскоре рассеял мою застенчивость.

В конце предложения обособленный оборот произносится с понижением тона:

Через несколько минут мы вошли в рощу,¦ влажную после дождя.

Вводные слова и вставные конструкции Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов. Байкал, ¦ казалось бы, ¦ должен подавлять человека своим величием и размерами.  В сумерки, ¦ когда стало трудно различать лица прохожих на улице ¦, пёс встал, ¦ подошёл ко мне, ¦ (я в это время сидел на диване) ¦ и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.

Вводные слова и вставные конструкции

Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов.

Байкал, ¦ казалось бы, ¦ должен подавлять человека своим величием и размерами.

В сумерки, ¦ когда стало трудно различать лица прохожих на улице ¦, пёс встал, ¦ подошёл ко мне, ¦ (я в это время сидел на диване) ¦ и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.

Темп чтения Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи : слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается.  В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога.

Темп чтения

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.

Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи : слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается.

В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога.

Недостатки, которые необходимо устранить чтобы речь была выразительной.     -Монотонность (речь неизменна, лишена повышения или понижения тона).  -Недостаточная выразительность в более значительных словах и повторяемые интонационные обороты.   -Слишком быстрая или, наоборот, слишком медленная речь.  

Недостатки, которые необходимо устранить чтобы речь была выразительной.  

-Монотонность (речь неизменна, лишена повышения или понижения тона).

-Недостаточная выразительность в более значительных словах и повторяемые интонационные обороты.  

-Слишком быстрая или, наоборот, слишком медленная речь.  

Тембр  Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

Тембр

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

Приёмы отработки  навыков выразительного чтения  Дыхательная гимнастика.   Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).   Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).   Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).  Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).  Приём подражания учителю.

Приёмы отработки

навыков выразительного чтения

Дыхательная гимнастика.

Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).

Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).

Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).

Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).

Приём подражания учителю.

“ Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда”.   В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание!

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда”.

В.А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!