Тема: Методы и приемы развития познавательной мотивации
обучающихся»
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить обучающихся запарты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность обучающихся?
Повышать качество обучения, развивать познавательную активность на уроках практического обучения, повышать интерес к учебной деятельности.
Мотивы и мотивация.
• Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Он выступает, и от его силы зависит интенсивность деятельности. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотивы – это интересы, стремления, убеждения, эмоции, это то, что побуждает к учебной деятельности.
Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.Процесс формирования и закрепления у обучающихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности
Мотивация обучения и стимулирование деятельности обучающихся – это одна из моих основных задач.
Этой проблемой я занимаюсь третий год. В чем же актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся? Характеризуя современное состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение познавательной активности, замедление их физического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов – это основной показатель в работе над этой проблемой
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения мастера и обучающихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал. Также на уроке применяю информационно-компьютерные технологии:
Печатные материалы с использованием электронных носителей (инструкционные карты, дидактический материал).
Я всегда выбираю такой стиль общения с обучающимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для обучающихся.
После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, что нужно знать и уметь для выполнения заданий, чего обучающимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается обстановка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках производственного обучения у обучающихся , пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны обучающихся, их способности и возможности реализации знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных обучающихся и выполнить работу в срок.
Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.
Итак, существует богатый выбор методов и приемов мотивации познавательной деятельности . Условно можно выделить четыре основных метода мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Эмоциональные - поощрение, порицание, учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные - познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые - информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к обучению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные - побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка.
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности обучающихся.
Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.
Познавательный интерес.
Успешное формирование положительных мотивов обучения непосредственно и тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности обучающихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем различных умений, навыков.
Если раньше на уроках я пробуждала интерес к обучению, то теперь я его развиваю, а это значит нужно иметь для занятий целую систему творческих заданий.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех групп:
1. Причинно-следственные связи,
2. Комбинирование собранной информации,
3. Планирование и выполнение практической деятельности.
Такой подход к развитию познавательной мотивации требует от меня достаточно времени, и прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты. Стала применять на уроках более эффективные методы и приемы обучения. Выработала такой стиль общения, чтобы они видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося. Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы обучения и это является результатом моей работы.