СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приемы развивающего обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы развивающего обучения в начальной школе"»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Разработала: студентка Ш-31 гр. Борисова Алина Алексеевна

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Разработала: студентка Ш-31 гр.

Борисова Алина Алексеевна

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - это развитие ребёнка в процессе обучения. Начинается оно с детского сада и в полной мере раскрывается в обучении в школе. Этот термин, как и сущность развивающего обучения, понимались в педагогике по-разному в разные годы и времена, но развитие ребёнка всегда было главной проблемой педагогики. Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

  • РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - это развитие ребёнка в процессе обучения. Начинается оно с детского сада и в полной мере раскрывается в обучении в школе. Этот термин, как и сущность развивающего обучения, понимались в педагогике по-разному в разные годы и времена, но развитие ребёнка всегда было главной проблемой педагогики.
  • Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания.
ОБУЧЕНИЕ Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственное влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение

ОБУЧЕНИЕ

  • Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
  • Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственное влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение
Методическая цель Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Особенностями урока  являются : 1. Организация познания —  «от учеников» , т. е. того, чего они знают или не знают. 2. Преобразующий характер деятельности  учащегося : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. 3. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества. 4. Коллективный поиск, направляемый учителем. 5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу. 6. Гибкая структура.

Методическая цель

  • Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Особенностями урока  являются :

1. Организация познания —  «от учеников» , т. е. того, чего они знают или не знают.

2. Преобразующий характер деятельности  учащегося : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

3. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.

4. Коллективный поиск, направляемый учителем.

5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу.

6. Гибкая структура.

Учебный цикл Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного этапов. Ориентировочно-мотивационный этап включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема. На поисково-исследовательском этапе педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания. Рефлексивно-оценочный этап предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Учебный цикл

  • Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного этапов.
  • Ориентировочно-мотивационный этап включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.
  • На поисково-исследовательском этапе педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.
  • Рефлексивно-оценочный этап предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.
ОСОБЕННОСТИ Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя. Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. Учебная задача в технологии  развивающего обучения  похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия. При  развивающем обучении  качество и объём выполненный учеником заданий оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его  развитие , совершенство учебной деятельности. Темпы  развития  личности глубоко индивидуальны. Задача учителя - вывести личность каждого ученика в режим  развития .

ОСОБЕННОСТИ

  • Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя.
  • Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.
  • Учебная задача в технологии  развивающего обучения  похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия.
  • При  развивающем обучении  качество и объём выполненный учеником заданий оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его  развитие , совершенство учебной деятельности. Темпы  развития  личности глубоко индивидуальны. Задача учителя - вывести личность каждого ученика в режим  развития .

МЕТОДЫ. В чем особенность методов развивающего обучения?

  • Первая особенность  заключается в их содержательном и процедурном аспектах. Это связано с овладением теоретическими и практическими знаниями и со способами получения новых знаний, которые должны включать учащихся в деятельность по добыванию знаний и их развитию.
  • Вторая особенность  заключается в том, что методы - это средства разрешения противоречий, возникающих в учебном процессе.
  • Третья особенность  проявляется в единстве логического и психологического аспектов при использовании методов обучения. Логический аспект методов - это индуктивный и дедуктивный методы познания; анализ; синтез; методы сравнения и аналогии, абстракции и идеализации, обобщения, систематизации и классификации, экспериментальный и теоретический; методы принципов и гипотез. Психологический аспект - это не только память, мышление, воля, эмоции, желание, интерес, внимание, но и психологические законы, определяющие процесс человеческого познания. Таким законом, например, является фундаментальный закон развития внешних психических функций человека: “Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - вначале как деятельность коллективная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка” [1, с. 387]. Единство логического и психологического заключается в том, что любые методы могут быть эффективно использованы в учебном процессе только при учете взаимообусловленности этих двух аспектов.

ПОДХОДЫ К ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

  • ВСЯКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ОСНОВАНИЕ. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ГРУППЫ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КЛАССИФИКАЦИИ:

- по формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения) выделяются бинарные методы: информационно- сообщающий и исполнительский; объяснительный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно-практический; объяснительно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (М.И. Махмутов);

- одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям (Н.М. Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев и др.);

- одновременно по источникам знаний, уровню познавательной активности и самостоятельности учащихся и логическому пути учебного познания (В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук);

- одновременно по источникам знаний, логико-содержательным, процессуальным и организационно-управленческим аспектам (Шаповаленко С.Г.);

- на основе методологии целостного подхода к деятельности (Ю.К. Бабанский).

  • ВЫДЕЛЕННЫЕ НАМИ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НЕПЛОХО СОГЛАСУЮТСЯ С СИСТЕМОЙ БИНАРНЫХ МЕТОДОВ М.И. МАХМУТОВА [2,С. 312], УЧИТЫВАЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ.
Основные требования к общему методу обучения  в системе развивающего обучения по отношению к традиционному имеют определенную специфику. Он должен быть: - таким способом организации процесса обучения, в котором выполняется принцип единства обучения, воспитания и развития; - сочетанием бинарных методов и организационных приемов; - средством определения и разрешения основных противоречий процесса обучения; - видом совместной деятельности (субъект-субъектного взаимодействия) преподавателя и студентов; проводником личностно-ориентированной педагогической технологии, в основу которой положен диалогический подход; - способом мотивации, актуализации и стимуляции учебно-познавательной деятельности академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов.

Основные требования к общему методу обучения  в системе развивающего обучения по отношению к традиционному имеют определенную специфику. Он должен быть:

  • - таким способом организации процесса обучения, в котором выполняется принцип единства обучения, воспитания и развития;
  • - сочетанием бинарных методов и организационных приемов;
  • - средством определения и разрешения основных противоречий процесса обучения;
  • - видом совместной деятельности (субъект-субъектного взаимодействия) преподавателя и студентов; проводником личностно-ориентированной педагогической технологии, в основу которой положен диалогический подход;
  • - способом мотивации, актуализации и стимуляции учебно-познавательной деятельности академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ ПРЕПОДАВАНИЯ , КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ:

- не только формой передачи учебной информации академического типа, но и способом ее подачи для профессионального осознания (профессиональная рефлексия);

- определенной системой педагогических приемов, соответствующих цели, содержанию и формам развивающего обучения;

- способом взаимодействия со студентами и управления его учебно-познавательной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельностью (создание специальных учебных задач, проблемных ситуаций, побуждения к познавательной и профессиональной деятельности и т.д).

  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ УЧЕНИЯ , КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ:

- диалектическим путем усвоения не только знаний, но и способов действия, связанных с ними (индукция и дедукция, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и т.д.), приводящим к развитию теоретического и практического мышления;

- средством выявления и разрешения противоречий учения (в учебно-познавательной и профессиональной деятельности);

- средством для определения степени необходимого доминирования поискового метода по отношению к другим методам;

- определенным видом и уровнем познавательной и профессиональной деятельности студентов;

- определенной системой приемов учения, соответствующих принципам развивающего обучения.

Приемы развивающего обучения на этапе осмысления изучаемого материала

  • 1)ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА, СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ДР.:

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала мы установили, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.

  • 2) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЕМ.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод.

  • 3) ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ.

Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

  • 4) ПРИЕМ НАУЧНОГО СПОРА.

На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это – стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.

Вывод: Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе

  • Прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Для развития у детей внимания и сосредоточенности учителя часто используют свободные диктанты.
  • Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе невозможно без ответа на такие вопросы:
  • 1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
  • 2. Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках , чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?
  • 3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения написаний?
  • 4. Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?
  • Максимальный эффект может быть достигнут, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся. При изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонематического слуха, внимания и памяти учащихся .
Существуют следующие приемы запоминания:   - проговаривание вслух негромко по слогам каждое слово ( для учащихся с моторной памятью) - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью) - проговаривание слов по слогам соседу по парте или слушание, как слова проговаривает сосед ( для учащихся со слуховой памятью). Можно разделить слова на группы, близкие по смыслу. Каждую группу слов написать на отдельном листе и работать отдельно с группой целую неделю по следующей методике: 1. Списывание с доски в тетрадь. 2. Чтение слов по слогам. 3. Письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остается. 4. Запись и проговаривание слов без зрительного ориентира. 5. Словарный диктант. 6. Работа по карточкам.

Существуют следующие приемы запоминания:

- проговаривание вслух негромко по слогам каждое слово ( для учащихся с моторной памятью)

- молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью)

- проговаривание слов по слогам соседу по парте или слушание, как слова проговаривает сосед ( для учащихся со слуховой памятью).

  • Можно разделить слова на группы, близкие по смыслу. Каждую группу слов написать на отдельном листе и работать отдельно с группой целую неделю по следующей методике:

1. Списывание с доски в тетрадь.

2. Чтение слов по слогам.

3. Письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остается.

4. Запись и проговаривание слов без зрительного ориентира.

5. Словарный диктант.

6. Работа по карточкам.

ПРИЕМЫ Работу над словами с непроверяемой гласной желательно проводить на каждом уроке русского языка. Можно использовать и загадки и фразеологизмы со словарными словами, пословицы. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся. Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм является использование раздаточного материала. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания учитель предлагает учащимся на индивидуальных карточках. На каждом уроке в начальных классах проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: cлух , зрение, память, мышление. Все это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи. Эффективны такие упражнения, как списывание, различные виды диктантов, грамматический и орфографический разборы, работа с орфографическим словариком.

ПРИЕМЫ

  • Работу над словами с непроверяемой гласной желательно проводить на каждом уроке русского языка. Можно использовать и загадки и фразеологизмы со словарными словами, пословицы. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
  • Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм является использование раздаточного материала. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания учитель предлагает учащимся на индивидуальных карточках.
  • На каждом уроке в начальных классах проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: cлух , зрение, память, мышление. Все это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи.
  • Эффективны такие упражнения, как списывание, различные виды диктантов, грамматический и орфографический разборы, работа с орфографическим словариком.
  • Для системы развивающего обучения характерен путь познания «от ученика». Эта система позволяет полнее раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создает условия для их развития. Система направлена на то, чтобы дети приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания.
  • Для исследования мыслительной деятельности учителя используют методику наблюдения. Детям предлагается классифицировать слова по выбранному им признаку. Например: прочитайте слова. Распределите их на две группы. (Глаза, жук. столы, жуки, стол, глаз.) Дети делят слова и делают вывод.
  • Работы по восстановлению деформированного текста, списыванию выявляют умение детей устанавливать логико- смысловые.
  • Один из приемов повышения грамотности - это развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. У некоторых детей учитель не исправляет неверно написанную букву, а лишь ее зачеркивает, у более сильных подчеркивает все слово с ошибочным написанием. Ученик сам должен найти в слове ошибку, исправить ее. Цель учителя - помочь ученику вдуматься в написание и исправить ошибку.
Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа. Учителя подбирают такие задания, чтобы эта работа выполнялась школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую часть работы дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества. Одной из форм развивающего обучения остается игра. Игра должна способствовать умственному и духовному развитию, т. е. должна быть творческой. Игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, добивается прочного усвоения материала.
  • Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа. Учителя подбирают такие задания, чтобы эта работа выполнялась школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую часть работы дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества.
  • Одной из форм развивающего обучения остается игра. Игра должна способствовать умственному и духовному развитию, т. е. должна быть творческой. Игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, добивается прочного усвоения материала.
Технология развивающего обучения на уроках математики в начальной школе Содержание учебной программы по математике предполагает сочетание научности в изложении материала с элементами занимательности для его усвоения, ибо развитие познавательной активности младших школьников не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, чему в огромной мере способствуют различные виды занимательных упражнений. Учителя начальных классов разработали систему эффективных приемов и методов для развития мышления учащихся уже с первых уроков первого класса.

Технология развивающего обучения на уроках математики в начальной школе

  • Содержание учебной программы по математике предполагает сочетание научности в изложении материала с элементами занимательности для его усвоения, ибо развитие познавательной активности младших школьников не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, чему в огромной мере способствуют различные виды занимательных упражнений.
  • Учителя начальных классов разработали систему эффективных приемов и методов для развития мышления учащихся уже с первых уроков первого класса.
Несколько примеров применения элементов развивающего обучения.   Необычная запись, чертеж, модель, рисунок, схема, зашифрованные или закодированные примеры, «математическое лото», «логический каркас»- все это активизирует деятельность учащихся и создает ситуацию успеха, обеспечивает самореализацию ученика. Иногда прием практической значимости проводится на основе проблемно – исследовательской технологии. Перед учащимися поставлена проблема: « Можно ли увидеть красоту окружающегося мира с помощью пропорций?». Класс разбивается на 4-е группы . Каждая группа имеет бланки, где дана определенная информация и перечень наводящих вопросов. После прослушивания выступлений всех 4-ех групп, учащиеся делают общий вывод: «Теория пропорций и отношений, действительно, имеет большую область применения и является средством познания красоты».

Несколько примеров применения элементов развивающего обучения.

  • Необычная запись, чертеж, модель, рисунок, схема, зашифрованные или закодированные примеры, «математическое лото», «логический каркас»- все это активизирует деятельность учащихся и создает ситуацию успеха, обеспечивает самореализацию ученика.
  • Иногда прием практической значимости проводится на основе проблемно – исследовательской технологии. Перед учащимися поставлена проблема: « Можно ли увидеть красоту окружающегося мира с помощью пропорций?». Класс разбивается на 4-е группы . Каждая группа имеет бланки, где дана определенная информация и перечень наводящих вопросов.

После прослушивания выступлений всех 4-ех групп, учащиеся делают общий вывод: «Теория пропорций и отношений, действительно, имеет большую область применения и является средством познания красоты».

Для организации познавательной деятельности педагоги пользуются методом наблюдения и сравнения, используя проблемные вопросы, способствующие активизации мыслительной деятельности учеников на уроке. Например, в 1 классе, ученикам предлагается не только найти значение выражений, но и сравнить их.  3 + 1 3 + 3  3 + 2 3 + 4 Чем похожи эти суммы? Чем отличаются? Какая сумма больше и почему?
  • Для организации познавательной деятельности педагоги пользуются методом наблюдения и сравнения, используя проблемные вопросы, способствующие активизации мыслительной деятельности учеников на уроке.

Например, в 1 классе, ученикам предлагается не только найти значение выражений, но и сравнить их.

3 + 1 3 + 3

3 + 2 3 + 4

Чем похожи эти суммы?

Чем отличаются?

Какая сумма больше и почему?

Учить детей мыслить вслух, объяснять свои действия, переводить увиденное на язык математики, использовать знания при выполнении заданий – таковы первоочередные задачи учителя. Не следует забывать, что размышления одного ученика на уроке способствуют развитию этого умения у других учеников. В процессе обучения учащиеся оценивают свою работу, сравнивают её с работой других. Огромную пользу детям приносит наглядное сравнение предметов. В математических диктантах активно используются математические термины курса. Решая готовые примеры, ученики иногда работают механически, не задумываясь, какому математическому закону подчинены эти примеры или какой вычислительный приём следует применить. В этом случае, о каком развивающем обучении следует говорить? Его нет. Составляя же свои собственные примеры на изученное ими правило, учащиеся сосредотачивают внимание не только на вычислениях, но и на теоретических вопросах математики.
  • Учить детей мыслить вслух, объяснять свои действия, переводить увиденное на язык математики, использовать знания при выполнении заданий – таковы первоочередные задачи учителя.
  • Не следует забывать, что размышления одного ученика на уроке способствуют развитию этого умения у других учеников.
  • В процессе обучения учащиеся оценивают свою работу, сравнивают её с работой других. Огромную пользу детям приносит наглядное сравнение предметов.
  • В математических диктантах активно используются математические термины курса.
  • Решая готовые примеры, ученики иногда работают механически, не задумываясь, какому математическому закону подчинены эти примеры или какой вычислительный приём следует применить. В этом случае, о каком развивающем обучении следует говорить? Его нет. Составляя же свои собственные примеры на изученное ими правило, учащиеся сосредотачивают внимание не только на вычислениях, но и на теоретических вопросах математики.
Дети размышляют, доказывают. Чрезвычайно важно формирование приёмов решения данной задачи разными способами. Решение задачи разными способами. Решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач, поскольку в процессе решения задач и при оценке способов их решения активно формируются умственные способности. Для повышения эффективности обучения и развития детей следует позаботиться, прежде всего, о содержании задач с многовариантными решениями, их потенциальными дидактическими возможностями и методики работы с ними. При решении задач можно создавать проблемные ситуации. При обучении решению задач полезно ставить такие вопросы и предлагать такие задачи, которые бы требовали от учеников не только воспроизведения приобретённых ранее знаний, но и самостоятельного применения их в новых условиях.
  • Дети размышляют, доказывают. Чрезвычайно важно формирование приёмов решения данной задачи разными способами. Решение задачи разными способами. Решение одной задачи несколькими способами часто бывает более полезным, чем решение одним способом нескольких задач, поскольку в процессе решения задач и при оценке способов их решения активно формируются умственные способности.
  • Для повышения эффективности обучения и развития детей следует позаботиться, прежде всего, о содержании задач с многовариантными решениями, их потенциальными дидактическими возможностями и методики работы с ними.
  • При решении задач можно создавать проблемные ситуации. При обучении решению задач полезно ставить такие вопросы и предлагать такие задачи, которые бы требовали от учеников не только воспроизведения приобретённых ранее знаний, но и самостоятельного применения их в новых условиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!