Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы рефлексии на уроках»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СПОСОБОВ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОПЫТА САМООЦЕНКИ
Подготовила:
Чурсина О.Н.,
учитель химии
МКОУ Губаревской СОШ
Маятник настроения
- Что такое рефлексия
- Рефлексия — это способность анализировать свои мысли, чувства, поступки, результаты и их взаимосвязь, относиться к своему внутреннему миру с позиции наблюдателя, исследователя. Если добавить немного науки, то мы говорим о мышлении, направленном на само себя.
С помощью рефлексии можно выйти за рамки привычного мышления, чтобы разобраться в происходящем, подойти к ситуации беспристрастно, найти новые решения. Такая мыслительная практика в психологии называется метапозицией .
- во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;
- во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;
- в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;
- в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.
Педагогическая и профессиональная рефлексия
Письмо_Академии_Минпросвещения_России_от_09_08_2022№_2353 Письмо_Академии_Минпросвещения_России_от_09_08_2022№_2353
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных федеральных государственных образовательных
3.4. Аналитическая деятельность 16
Экспертное заключение по результатам посещения урока (занятия) или анализа технологической карты/плана-конспекта урока (занятия)
3.4.1. Анализ рабочих программ учебных предметов 17
КРИТЕРИЙ:
3.4.2. Анализ уроков 23
II. Организация деятельности обучающихся на уроке (занятии)
Организована рефлексия с учетом возрастных особенностей обучающихся (оценка новизны, сложности, полезности выполненных заданий, уровня достижения цели урока (занятия), степени выполнения поставленных задач, полученного результата и деятельности, взаимодействия, иное)
3.4.3. Анализ классных журналов 24
III. Оценка и рефлексия
IV. Информационное и техническое обеспечение
в акте рефлексии присутствуют два момента:
- целенаправленное включение себя в деятельность;
- анализ результатов с позиции их обусловленности своими сущностными качествами.
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
Распределите рефлексии по возрастам
Старший школьный возраст
Возрастные особенности проведения рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (описание своих эмоций, настроения);
Рефлексия содержания учебного материала
Распределите представленные рефлексии
Рефлексия своей деятельности
Исходя из функций рефлексии можно выделить такие виды рефлексии:
а ) индивидуальная - формирование реальной самооценки
б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.
Формы рефлексии
- Диагностическую
- Проектировочную
- Организаторскую
- Коммуникативную
- Смыслотворческую
- Мотивационную
- коррекционную
Функции рефлексии
Рефлексия – универсальный способ мышления, который оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, отвечая на вопросы:
- Как?
- Зачем?
- Что мне это дало?
- В чем смыл того, что я делал для меня и для других?
- Имеет ли это отношение ко мне?
- Что мне с этим делать дальше?
- Что делали сегодня на уроке?
- Как бы ва назвали урок?
- Каким был этот урок для вас?
- Что для вас было самым важным (интересным)?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
- Вы довольны результатами своей работы?
- Чей ответ на уроке больше понравился?
- Тяжело ли было выполнять задания?
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что было самым интересным?
- Где эти знания пригодятся в жизни?
- Как вы думаете, чему будет посвящен следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- О чем бы ты рассказал своим родителям, друзьям?
- Какие выводы вы сделали?
Давайте подведем итог нашей встречи: