Доклад
На тему : «Методы и приемы технологии ТРИЗ»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Мастюгинской ООШ
Митринюк О.В.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ
Слайд2
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалась в СССР в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Слайд 3
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Слайд4
Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии ТРИЗ:
1) системный оператор;
2) типовые приемы фантазирования;
3) дихотомия (сужение поля поиска);
4) системный лифт;
5) морфологическая копилка;
6) создай паспорт;
7) метод маленьких человечков;
8) составление плана (раскадровка);
9) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Наиболее известным и широко применяемым методом генерирования новых идей является метод мозгового штурма. Суть мозгового штурма — совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Для систематизации перебора возможных вариантов используется метод морфологического анализа. Применение морфологического анализа позволяет развивать комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей. Обучение младших школьников при помощи метода синектика предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
Г. С. Альтшуллером разработаны по аналогии с типовыми приемами разрешения противоречий, используемыми в ТРИЗ, типовые приемы фантазирования, обучение которым позволяет выходить на уровень управляемого творческого процесса. Многолетний опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации. Ведущим качеством творческой личности, по мнению автора теории Г. С. Альтшуллера, является наличие значительной, новой и общественно-полезной («достойной») цели. Кроме этого предполагается обучение способам организации творческого труда: умению планировать работу, навыкам обработки информации, повышению работоспособности, рефлексивным способностям. Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.
Слайд 5
Предлагаю рассмотреть использование элементов методики ТРИЗ на уроках русского языка. Работу по активизации познавательной деятельности на уроках русского языка при изучении нового материала в начальных классах с использованием элементов технологии ТРИЗ можно строить по следующей модели:
1. Создание эмоционального настроя.
2. Повторение изученного.
3. Активизация полученных знаний.
4. Постановка проблемы урока.
5. Знакомство с новой темой.
6. Первичное закрепление нового материала.
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия.
Для создания эмоционального настроя учащихся на уроке эффективно использование приема «Сужение поискового поля».
Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова.
Комфортное начало урока способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность.
При повторении изученного уместно применить еще один прием этой методики. Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Системный лифт позволяет «кататься» вверх и вниз, влево и вправо. Например, звук (буква) – слог – слово - предложение – текст – речь. Этот приём на этапе повторения, актуализации знаний позволяет учащимся не только вспомнить материал, но и сделать это в необычной форме.
Модель «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик частей течи, членов предложений, частей слова.
На этапе актуализации полученных знаний для привлечения внимания детей к новой орфограмме поможет работа с копилкой.
Модель «Морфологическая копилка» применяется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий.
Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления.
• сбор частей слова для конструирования новых слов;
• сбор лексических значений многозначных слов;
• копилка фразеологизмов и их значений;
• копилка слов, содержащих определенную орфограмму;
• копилка родственных слов.
Наиболее эффективно копилку собирать за несколько уроков до изучения темы. Слова пишутся маркером на карточках крупными печатными буквами, которые затем вывешиваются для всеобщего ознакомления и проверки на соответствие заданию. Учащиеся проверяют, все ли слова подходят к заданной теме или орфограмме.
Работа с копилками дает хороший учебный результат. Задания на систематизацию слов помогают выделять характерные признаки орфограмм, подбирать проверочные слова, а это прямой путь к грамотному письму.
На этапе постановки проблемы урока очень важно подвести учащихся к проблеме, связанной с неизвестной орфограммой. Для этой цели подходит тренинг «Расселение». Класс делится на группы из 5 – 6 человек. У каждого задание «Расселите, а мы угадаем признак». Каждая группа объединяет слова из копилки своим способом. Затем группа представляет свою работу классу, а остальные угадывают, по какому признаку классифицированы слова. Необходимо акцентировать внимание учащихся на расселении слов по изученным орфограммам. Как правило, выявляется группа слов, которая не подходит под признаки изученных орфограмм.
Налицо проблема, которую необходимо решить на уроке. Отсюда – постановка целей и задач урока. Как писать? Как проверять?
На уроках по изучению новой темы с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
Сначала организуется наблюдение за словами из копилки. Результаты фиксируются на доске. Это позволяет прийти к определённому выводу. В учебнике находится правило и проверяются результаты своих наблюдений.
Правильность составленного алгоритма проверяется в первичном закреплении изученного. Учащиеся работают в парах или индивидуально.
Таким образом, активизируя познавательную деятельность на уроке, учитель не объясняет учащимся новую тему, они сами должны увидеть проблему, понаблюдать и сделать выводы.
При подведении итогов урока учащиеся без особых затруднений делают вывод.
Слайд6
Приёмы фантазирования
Рассмотрим еще один метод технологии ТРИЗ – метод создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Не секрет, что у учащихся начальных классов вызывают затруднения описание предметов, составление рассказов по картинам, использование в речи средств выразительности русского языка (сравнений, метафор и т.д.)
Методы создания речевых творческих продуктов могут осуществляться посредством составления загадок, лимерик, работой с противоречиями будут незаменимыми помощниками на уроке русского языка для развития речи, для подготовки к написанию сочинений.
Слайд7
Лимерики - это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.
Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Слайд8
Модель составления лимерика:
1. Жил-был (объект)
2. Какой?
3. Что делал?
4. С кем общался?
5. Вывод (утверждение или мораль)
Жил да был медведь болотный.
Был он добр, но очень мокрый.
По болоту он ходил,
Всех лягушек подавил.
Вот какой неуклюжий был медведь!
Слайд 9
Рассмотрим последовательность составления загадок.
Модели загадок могут быть разными.
Слайд 10 Модель 1
загадки по признакам
Какой? Что бывает таким же?
Слайд 11 Модель 2
загадки по действиям
Что делает? Кто (что) делает
так же?
Слайд 12 Модель 3
загадки на ассоциации
На что похоже? Чем отличается?
Слайд 13
Блестящий, как начищенная монета,
Шипящий, как проснувшийся вулкан,
Круглый, как футбольный мяч. (Самовар)
Эта технология помогает развивать мышление детей. Учащийся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться, характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.
Слайд 14
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную деятельность, повышая мотивацию к учению.
В результате ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребёнок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.
Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания.
Слайд 15 Спасибо за внимание.
Приложение 1.
Фрагмент урока «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных» (использование «да-нетки» для изучения новой темы и составление паспорта героя)
Цель: Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака.
Развивать внимание, орфографическую зоркость.
Воспитание наблюдательности и усидчивости.
Оборудование: схемы-опоры, интерактивная доска.
Ход урока
Материал для начальных классов на тему Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
I Мотивационно-целевой.
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
Использую презентацию «Словарные слова», где с помощью предметной картинки учащиеся находят слово, составляя это слово по буквам (на интерактивной доске) и записывают в словарики.
С данными словами дети сами составляют предложение. Н: Девочка сидела на диване и ела апельсин.
II Операционно-познавательный
Изучение нового материала
Стадия вызова: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: коньки, багаж, свеча, карандаш.
Выходим на слово коньки. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ слова.
- Какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных)
- Что вы о нем можете рассказать? (не имеет звука)
Работа по учебнику.
Чтение учащимися сказки «Хвастун».
- Кто же поставил на место хвастунишку?
- Отчего же согласные и без него стали мягкими?
Создадим паспорт нашему герою.
Имя - Мягкий знак
Автор - Г. Сорокин
Прописка - Сказка
Где живет - в стране Грамматика
Кем служит «ь» - служит для обозначения мягкости согласных
Выполнение упражнения по заданию.
Закончите предложения:
Летом мы с мамой ходили в… Там мы увидели…Маму интересуют …А я люблю таких животных как…Они такие… Мы очень любим…!
Физкультминутка.
Работа по группам.
Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам.
1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова.
2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова.
Чтение правила.
Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми:
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Занимательные упражнения:
-Как превратить мел - в мелкое место? (мель)
- Угол - в топливо? (уголь)
- Шест - в число (шесть)
Сравните эти слова:
- Сколько в них букв? Звуков?
- Почему?
- Зачем нужен «ь»?
Самостоятельная работа с упражнением.
Приложение 2.
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»(использование «да-нетки» для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Возможные вопросы учащихся:
- о части речи?
- о наличии Ь на конце слова?
- о числе существительного?
- о роде существительного?
- о количестве слогов в слове?
- о лексическом значении предполагаемого слова?
Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова (багажный, багажник).
Что можно сказать о словарном слове? (существительное, мужской род, с шипящей на конце – без Ь).
Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)
2. Стадия осмысления:
Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)
Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)
Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? (мн.ч., ед.ч. м.р.)
Следовательно, когда пишется Ь? (у глаголов, у существительных в единственном числе ж.р.)
А теперь откроем учебник и проверим, какова тема нашего урока и верно ли мы вывели правило правописания Ь после шипящих
Приложение 3.
Фрагмент урока «Число имен существительных» (составление копилки слов, имеющих форму только единственного или множественного числа)
1. Стадия вызова
Прочитайте слова, записанные на доске. Что можно о них сказать? Что объединяет слова? (сущ.)
пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы
- На какие группы можно их разделить?
а) словарные/несловарные
Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)
б) слова в единственном числе и во множественном числе
2. Стадия осмысления
Запишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных – устно проверить
- Что заметили? (у слов во мн. числе можно определить род, только если их перевести в ед.ч.)
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (род и число имен существительных)
Интересно, а всегда ли можно это сделать? – это и будет проблемой нашего урока
Пример задания 1 – комментирование у доски по образцу:
ветер (ед.ч.) – м.р., листья (мн.ч.) – лист (ед.ч., м.р.), лужи (мн.ч.) – лужа (ед.ч., ж.р.), тучи (мн.ч.) – туча (ед.ч., ж.р.), небо (ед.ч., с.р.), солнце (ед.ч., с.р.), птицы (мн.ч.) – птица (ед.ч., ж.р.), радугу – радуга (ед.ч., ж.р.), карандашей – карандаши (мн.ч.) – карандаш (ед.ч., м.р.)
Задание 2 – работа в парах.
дерево – деревья, птица – птицы, мед - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог – пироги
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)
Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку)
Есть среди слов на доске такое слово? (шоколад)
Задание 3 – работа в парах
прятки - ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки - ?, сапоги – сапог, брюки - ?, ножи – нож
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа)
Есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку).
Есть ли среди слов на доске такое слово? (ножницы, часы)
- Как вы думаете, являются ли слова дух, час, вес формой единственного числа слов духи, часы, весы? Почему/Докажите (слова имеют разное лексическое значение)
Копилка «Число имен существительных»
Единственное число Множественное число
Молоко Ножницы
Шоколад Часы
Мед Сливки
Доброта Брюки
Приложение 4.
Фрагмент урока «Слово и его значение»
На первых уроках по изучению раздела «Слово и его значение» (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Эта же модель была использована на последующих уроках раздела «Лексика» для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности).
Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.