СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы  методов и приемов технологии ТРИЗ, поэтому цель практики: формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

 

Просмотр содержимого документа
«Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.»

ОРГАН АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 5»











Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы

в условиях ДОУ и семьи.







Воспитатель высшей квалификационной категории

Елена Дмитриевна Бектяшкина






















гп Северо-Енисейский 2020год




Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы

в условиях ДОУ и семьи.


В век информатизации и современных технологий наши воспитанники зависимы от гаджетов. Педагогам очень сложно создать у детей мотивацию к познавательной активности. Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает в том, что мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Методы технологии ТРИЗ не только результативны, но и увлекательны, мотивируют детей на добывание знаний. Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ.

Цель: формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Ключевые задачи:

  1. Развивать познавательный интерес и познавательную инициативу ребенка в проектной деятельности, через применение методов технологии ТРИЗ;

  2. Развивать психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;

  3. Развивать связную речь, расширять словарный запас, коммуникативные способности детей;

  4. Учить добывать информацию, используя разные виды коммуникаций;

  5. Развивать умения работать с опорными схемами, создавать мнемотаблицы, ментальные карты;

  6. Воспитывать умение работать индивидуально, в группе сверстников и взрослых, выполняя поставленную задачу с помощью заданных педагогом условий.

Для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.

В нашу практику включены методы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые доступны для дошкольников и просты в применении: «Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов», «Методика маленьких человечков», «Синектика», метод «Системный оператор», словесные и графические символические аналогии. Реализуя метод проектов дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело – анализ.

Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ.

Рассмотрим механизм введения практики в педагогический процесс.

Практика реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:

  • совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);

  • специально организованную образовательную деятельность;

  • самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая)



Дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело анализ

Приведем таблицу, в которой прослеживается 3 этапа проектной деятельности в режиме дня с применением методов ТРИЗ


Этапы

проекта

Режимный

момент

Формы и методы работы

I - план

планирование

деятельности

в рамках проекта

Утро

Подготовка материалов в центрах активности (с привлечением детей - индивидуальная работа),

утренний групповой сбор (на круге) Методы: ТРИЗ - «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», приемы: «Цветик- семицветик», «Символические аналогии»

II - Дело

реализация проекта

НОД,

Прогулка,

II половина

дня

реализация намеченных планов в центрах активности – индивидуальная, подгрупповая или совместная со взрослыми деятельность Методы: ТРИЗ – «Мозговой штурм», «МФО», «ММЧ», «Синектика», «Системный оператор», приемы ТРИЗ : «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Цветик- семицветик», «Символические

III - анализ итоговый сбор

II половина

дня

групповой сбор (на круге) - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик- семицветик»


На 1 этапе утром во время «Детского совета» (на круге) внедряем метод «Мозговой штурм» для обсуждения проблемных ситуаций, чтобы выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы. На 2 этапе в ходе реализации проекта в специально организованной деятельности. И на 3 этапе во время рефлексии, осуществляя фильтр детских инициатив.

Фиксация детских инициатив осуществляется через «Метод трех вопросов»; приемы: «Цветик – семицветик», «Символические аналогии», применяется на всех этапах проекта.

«Метод маленьких человечков» применяется для моделирования предметов природного и рукотворного мира, в виде схем или подвижной игры на всех этапах проекта.

Метод «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической, применяются на всех этапах проекта.

Метод «Системный оператор» - применяется в ходе реализации проекта, для того, чтобы научить детей системно мыслить, уметь анализировать, описывать систему связей любого объекта материального мира.

Приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок» применяются также на всех этапах проекта, как творческие задания.

Далее рассмотрим алгоритм работы с дошкольниками, включая систему методов технологии ТРИЗ, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Определены основные цели этапов работы, учитывая возрастные особенности детей и зону ближайшего их развития. Возраст обозначен условно, все зависит от индивидуальных особенностей детей.

На 1этапе (с 3 лет) – учим находить противоречия. Применяем дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Чем схожи и различаются мама и бабушка?» «Собери картинку из частей», «Назови предмет по описанию», используем опорные схемы, мнемотаблицы.

На 2 этапе (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Включаем дидактические игры: «Чудесные вещи», «Изобретатели», «Фантазеры».

На 3этапе (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Включаем дидактические игры: «Варим компот», «Построим три состояния воды», «Чудесная коробочка»; творческие задания: «Оживи предмет», «Узнай и назови сказку», «Расскажи сказку», «Нарисуй стихотворение» «Назови фигуру», «Выложи героя сказки из геометрических фигур», «Какую сказку построили» (мыслительные операции анализ и синтез); Дидактические игры: «Чудесные вещи», «Да-нетки».

На 4 этапе (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок). Можно включать увлекательные дидактические игры на развитие логического мышления и творческого воображения: «Дорисовывание фигуры», «Танграм», «Колумбово яйцо».

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Для того, чтобы проверить эффективность работы нашей практики, в течение всего года мы обследовали детей по «Методике дорисовывания фигур» О.М. Дьяченко предлагая им дорисовать фигуру-эталон (сначала по одной фигуре, далее усложняли задание, предлагая схематически превратить фигуру в разные предметы). В ходе эксперимента дети с удовольствием дорисовывали волшебные фигурки, затем задание усложнялось и к концу года дети самостоятельно выбирали карточки-эталоны, превращая их в необычные предметы, это говорит о том, что дети принимают задачу, предложенную педагогом. Педагог спрашивал, что у них получилось, и фиксировал ответы детей. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался тип воображения и коэффициент оригинальности (КОР) - количество неповторяющихся изображений. Сравнительная диаграмма средней и подготовительной группы наглядно показывает повышение типа развития воображения и коэффициента оригинальности, это подтверждает эффективность работы нашей практики.

Выборка экспериментальной группы составляет 14 человек, так как состав группы за период 2017 – 2020 изменился.

Первый этап – констатирующий эксперимент. Измерения проходили в средней группе в 2017 году. Диаграмма наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 1 и 2 тип, а КОР преобладает низкий и средний уровень.

В ходе формирующего эксперимента внедрялась практика, применялись: метод проектной деятельности, технология «Детский совет» (Л.М. Свирская), методы и приемы технологии ТРИЗ. В ходе контрольного эксперимента измерения проходили в подготовительной группе в 2019 году. Диаграмма наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 3 ,4 и 5 тип, а КОР преобладает средний и высокий уровень, а низкий уровень выявлен у 1 ребенка.


Анализ эффективности педагогических действий

Результаты реализации практики:

  • Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;

  • Созданы условия для:

  • успешной социализации детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей через деятельность семейного клуба «Дружная семейка»;

  • поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;

  • развития детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности);

  • Реализованы детско-взрослые проекты: «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год?», «Волшебный мир цветов и насекомых»; «Осенняя ярмарка», «Мой папа – военный» и др.

Проверяем эффективность применяемой практики для развития детей через:

  • анализ инициатив детей по технологии

«План – дело – анализ»;

  • анализ эффективности педагогических действий (ментальные карты созданные детьми совместно с педагогом, ведется табло учета понаправлениям: «Выбор воспитанниками деятельности», «Оценка собственного продукта деятельности»);

  • анализ тем и содержания проектов (срез представлений детей о мире, количество рефератов выполненных семьями воспитанников)

  • анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты, планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом, детьми совместно с педагогом заполняется «Табло учета», ведутся дневники планирования «Я нарисую свой день»);

  • анализ фиксированных педагогических наблюдений, фотоотчеты («Метод трех вопросов», табло выбора, фиксация инициатив и анализ исполненных инициатив)

Для отслеживания результатов ведения практики разработали диагностику, которая проводится в форме педагогических наблюдений по технологии «План – дело – анализ». Мы наблюдаем за детьми и фиксируем, как дети умеют высказывать свои идеи, планировать этапы по достижению цели, реализуют свои инициативы. Важный критерий - содержательная направленность инициатив, он зависит от уровня познавательной активности детей, накопленных ими знаний.

А для этого важно знать, где и как можно добыть информацию, а также уметь свободно общаться со взрослыми и сверстниками.




Диагностика эффективности применяемой практики

Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»

Познавательная инициатива

Имена детей инициаторов

Общее количество инициатив


Количество реализованных инициатив


Содержательная направленность инициатив


Умение добывать информацию

(виды коммуникаций)


Мониторинг эффективности применяемой практики

Познавательная инициатива

2016г. -2017г.

2017г.-2018г

2018г.- 2019г.

Общее количество инициатив

3

10

18

Количество реализованных инициатив

2

8

16

Умение добывать информацию

(виды коммуникаций)

9 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников)

60 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников)

80 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников)

Содержательная направленность инициатив по теме «Что такое Новый год?»

  • Надо елку сделать

  • Горку

И катится будем

  • Елочку сделаем из бумаги, большую и украсим блестящими шариками

  • -построим безопасную горку, чтоб не упасть

- будем кататься на ледянках по очереди

  • Построим необычную елку, из снега;

  • Покрасим краской в зеленый цвет;

  • Украсим цветными льдинками,

  • ледяными игрушками, дорожными знаками,

  • знаки сделаем из коробочек, я принесу;

  • оденем колпачок на верхушку;

  • С косичками;

  • Ёлочка – девочка;


Анализ эффективности педагогических действий

  • Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;

  • Созданы условия для:

успешной социализации детей с учетом возрастных особенностей через социальное партнерство;

  • поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности (дневники «Я нарисую свой день», «Табло выбора», представления результатов работы по проекту (сообщения детей);

  • развития детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности, предоставление выбора, развитие детских видов деятельности);

  • Реализованы детско-взрослые проекты: «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год?», «Волшебный мир цветов и насекомых»; «Осенняя ярмарка», «Новый год на арене цирка», «Мой папа – военный» и другие.

Результаты реализации практики

Оформлена картотека дидактических материалов с активным участием семей воспитанников:

  • Методы, приемы, дидактические игры по технологии ТРИЗ;

  • Серия рефератов по тематике проектов;

  • «Мини-музей одного образа» (содержание музея меняется в соответствии с темой проекта при деятельном участии родителей);

Реализуется долгосрочный проект

«Северо-Енисейский район – моя малая Родина»:

- Осуществляется партнерство с семьями воспитанников и районными учреждениями образования, культуры и спорта

  • Информация о реализации проекта освящается в СМИ;

  • Семьи воспитанников – активные участники районных конкурсов занимают призовые места

Риски введения практики

Позиция ребенка

(отрицательный эффект)

Позиция педагога

(приемы снятия эффекта)

1.

Дети отвечают хором, никто никого не слушает

Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого;

Внешний тормоз – поднятая рука, как знак внимания;

2.

Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми

Не фиксировать внимание на идеях повторяющегося плана;

3.

Проблемная ситуация задана, но дети молчат

- Вопрос обратить к конкретному наиболее активному ребенку;

- Внести предмет или картину по теме обсуждения;

- Заранее подготовить «провокатора» - это более старший ребенок или второй взрослый;

- В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей, в качестве судий

4.

Идей много, дети о них подробно рассказывают, времени их слушать нет

- Предложить детям самостоятельную разработку идеи в продуктивной деятельности: рисовании, лепке и т.д.

- индивидуальное обсуждение идей в другие режимные моменты

Рекомендации для педагогов по введению практики

в образовательный процесс

1.Знание методов технологии ТРИЗ, метода проектной деятельности;

2.Готовность педагога общаться на равных, выстраивая партнерские отношения с детьми и родителями, социаьными партнерами;

3.Организация педагогического процесса с учетом механизма введения практики;

4.Изменение РППС с учетом детских инициатив;

5.Наличие доски выбора, табло учета для осуществления деятельности детей в центрах активности, места для выставки продуктов детской деятельности

Важно знать: При запуске проекта, оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций через метод «Мозговой штурм». Выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы возможно через формы: «Страничка интересов», «Метод трех вопросов», «Цветик – семицветик», ментальная карта.

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаем предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям:

«Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Заповеди развития творческой личности

1. Начинать развивать ребенка надо как можно раньше;

2. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным;

3. Каждый день работы — поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам.

4. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии, постоянно создавать противоречия (игра «Хорошо — плохо»), применять системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);

5.Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.);

6.Возрасла познавательная активность и интерес детей к проектной деятельности, 80% семей готовят с детьми сообщения, рефераты по теме проекта;

7. Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, видят противоречия, находят решение проблемных ситуаций, фиксируют свои идеи;

8. Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;

9.Возникает положительное эмоциональное отношение к добыванию знаний, используя разные виды коммуникаций - фронтально, в группах, в парах, в парах сменного состава;

10.У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;

11.Знания по ТРИЗ начинают «работать» в самостоятельной деятельности детей в повседневном общении

12. Дети умеют создавать и работают с опорными схемами, мнемотаблицами, ментальными картами (по различным темам, событиям, явлениям, экспериментам) приложения

13. Ребенок становится субъектом своего образования через возможность выбора (личную инициативу)

14. Партнерство в образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района), умение работать в команде.


Публикации материалов по теме реализуемой практики http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://5.39160.ds.3535.ru/

Видео материалы о реализуемой практике: блог в Instagram cad5_c.e_online_















Литература

1.Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265) Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного СанктПетербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство- Пресс», 2001г.

3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

5.Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994

6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: «Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность» 7.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995


















1 Приложение:

Выявление типа воображения и коэффициента оригинальности (КОР) детей подготовительной группы по Методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко (Декабрь 2020г.)



Имя

испытуемого

Тип

КОР


1

Милана

Собачка

гамбургер

бабочка

леденец

Крыша многоэтажного дома

Дерево с листочками

Картошка «Фри»

Ваза

Котенок

Радуга

Мечта зайца

5

10


2

Максим

Человек

Робот

Птичка

Ромашка

Крыша двухэтажного дома

Нос на лице человека

Открытка

Овал

Цифра 8

Мост

Сердце

3

7


3

Влада

Шар - котик

Телевизор с изображением

конфета

Леденец

Палатка на пикнике

Ваза с Цветком

Строительный материал

Мороженое

Мороженое

Ухо зайца

Пруд с кувшинками

4

8


4

Вика

Голова Чебурашки

Машина-камаз

Цветок

Чупа-чупс

Дом с круглыми окнами

Мордочка зайца

Сказочный замок

Лепесток ромашки

Мордочка котика

Сапог

Сердечко

3

9


5

Таня

Смайлик

Дом с чердаком

3 воздушных шара

Леденец на палочке

Крыша дома

Сосулька тает

Корона

Ваза с цветами

Мордочка кота

Цветок

Сердце

3

8


6

Юля

Воздушный шарик

Тетрадь с буквами

Кошка - неваляшка

Человечек

Песочница под крышей

Кисточка

Мордочка кошки

Лицо человека

Дерево

Бублик

Сердечко

3

9


7

Артемий

Снеговик на сугробе

Картина «Я смотрю из окна

Корзина для шариков

Человек летит в ракете

Дом, в котором я живу

Лук с корнем и перьями

Чудо- дерево с

одеждой

Ракета летит

Рука держит зонт

Шлем

Котенок

5

10


8

Ксения

Светильник

Грамота за песню

Колонка музыкальная

Солнце

Дом

Бутон цветка

Конверт

Магнит-лягушка

Варежка

Кекс

Скакалка

4

9


9

Саша

Лицо с улыбкой

Автобус

Ромашка

Очки

Дом

Буратино

Конверт

Гусеница

Мороженое

Зонт

Сердце улыбается

3

7


10

Илья

Часы

Посылка

Кукла - неваляшка

Человек в зеркале

Дом

Ветка с листиками

Открытка

гриб

ухо

Кран

Сердце сломалось

3

8


11

Тимофей

Человечек

Мобильный телефон

Мороженое

штанга

палатка

Водяной монстр

письмо

Облако

бабочка

попрыгунчик

Воздушный шар

3

9


12

Даша

Котенок

Поезд

Снеговик

Светофор

Дом

Лук в пакете

флажок

шкаф

Цветок

Ледяная горка

Сердце

3

7


13

Вячеслав

Сосиска на костре

Конструктор

2 мусорки

Лупа

Крыша с трубой и дымом

Свеча

флаг

Овал

Волшебный

мешочек

Шапка Деда Мороза

Сердечко

3

7


14

Лев

Человек

кубики

Магниты

Цветок с листочками

Дом

Усы

флаг

Духи

Облако

колесо

Бабочка

2

8


Имя

испытуемого




Тип

КОР



Для измерения эффективности работы практики мы использовали методику «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, направленную на оценку уровня развития воображения. В качестве материала использовали комплект карточек на каждой из которых, нарисована одна фигурка неопределенной формы, в наборе 10 карточек. В течении всего года мы обследовали детей, предлагая им дорисовать фигуру-эталон (сначала по одной фигуре, далее усложняли задание предлагая схематически превратить фигуру в разные предметы). В ходе эксперимента дети с удовольствием дорисовывали волшебные фигурки, затем задание усложнялось и к концу года дети самостоятельно выбирали карточки-эталоны, превращая их в необычные предметы, это говорит о том, что дети принимают задачу, предложенную педагогом. Педагог фиксировал ответы детей на вопрос: «что у них получилось?». Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался тип воображения и коэффициент оригинальности (КОР) - количество неповторяющихся изображений. Сравнительная диаграмма средней и подготовительной группы наглядно показывает повышение типа развития воображения и коэффициента оригинальности, это подтверждает эффективность работы практики.

Выборка экспериментальной группы составляет 14 человек, так как состав группы за период 2017 – 2020 изменился.

Первый этап – констатирующий эксперимент. Измерения проходили в средней группе в 2017 году. Диаграмма наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 1 и 2 тип, а КОР преобладает низкий и средний уровень.

В ходе формирующего эксперимента внедрялась практика, применялись: метод проектной деятельности, технология «Детский совет» (Л.М. Свирская ), методы и приемы технологии ТРИЗ. В ходе контрольного эксперимента измерения проходили в подготовительной группе в 2019 году. Диаграмма наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 3 ,4 и 5 тип , а КОР преобладает средний и высокий уровень, а низкий уровень выявлен у 1 ребенка.



Экспертиза на практику РАОП (региональный атлас образовательных практик) Красноярского края

Название практики

Практика организации проектной деятельности с применением

методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы

в условиях ДОУ и семьи.


Критерии оценки практики

1

Уровень практики

Продвинутый уровень

2

Заключение



Заключение эксперта №1
Представленные материалы отражают системную и продолжительную работу автора по развитию / совершенствованию практики.
П.8 в экспертном заключении оценен как "практика готова к тиражированию" - означает, что практику тиражировать возможно, но при условии доработки ее в части описания.
П.9 в экспертном заключении оценен как "полностью обеспечат" - означает, что автор посредством представленных материалов демонстрирует способность на хорошем методическом уровне обеспечить сопровождение по освоению и внедрению практики другими педагогами.
В качестве рекомендаций укажем:
1) используемая диагностич. методика О.М. Дьяченко позволяет отследить разл.аспекты воображения, тогда как в цели и задачах заявлена познават.активность /инициатива. Далее, если говорить о познават.активности, то только одного пед.наблюдения также недостаточно, т.е. данный метод следует дополнить другим методом или методикой. Однако предварительно необходимо определиться с показателями данного вида активности;
2) обратить внимание на детализированное и технологичное описание практики с рекомендациями и примерами для педагогов в части сопряжения технологий ТРИЗ и проектной;
3)усилить аспект апробации на уровне региона /федерации;
4) очень желательно наличие валидного отзыва / рецензии на данную образоват.инициативу.

Заключение эксперта №2
Практика представляет ценность для дошкольного образования, средства и методы, используемые в ТРИЗ понятны и интересны детям, позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность. На сайте организации представлены методические рекомендации, презентации и иные материалы, позволяющие знакомиться с практикой и внедрять данный опыт другим педагогам. С таким наработанным материалом уже есть смысл выходить на участие в конференциях федерального и международного уровня.

Заключение эксперта №3
Практика не готова к тиражированию, требуется доработка.
Идея практики очень интересная, но не получила достойного описания. Совсем потеряна проектная деятельность, все про ТРИЗ.
Возьмите за основу этапы организации проектной деятельности детей и опишите, какие способы и приемы ТРИЗа вы используете на каждом этапе. Тогда ваша практике выстроится.
Обратите внимание на целеполагание. Нужно сформулировать цель практики, а не ТРИЗа.




20