СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика проектной деятельности с применением методов ТРИЗ развивается и внедряется в образовательную  деятельность всеми педагогами МБДОУ №5,представлялась на муниципальном уровне, участвовала во Всероссийской конференции  Центра профессионального и личностного развития "РОСТ", отмечена дипломом 2 степени IX Международного конкурса "Гордость России"

Просмотр содержимого документа
«Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.»

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности и одновременно формирует у детей дошкольного возраста определенные личностные качества - волю, способность к самоопределению и целеполаганию, совершенствует коммуникативные навыки, способствует умению ориентироваться в информационном пространстве. Знания, приобретенные в ходе реализации проекта интересуют ребенка по-настоящему и становятся достоянием его личного опыта.

В век информатизации и современных технологий наши воспитанники зависимы от гаджетов. Педагогам очень сложно создать у детей мотивацию к познавательной активности. Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает в том, что мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Методы технологии ТРИЗ не только результативны, но и увлекательны, мотивируют детей на добывание знаний. Таким образом, мотивация к познанию у детей усиливается, благодаря исследовательскому и творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ.

Цель: формирование проектных умений через систему методов технологии ТРИЗ для развития любознательной, инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, планировать свою деятельность, добиваться ее результата.

Ключевые задачи:

Развивать у детей:

- интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни, познавательную инициативу через внедрение проектной деятельности и методов технологии ТРИЗ;

- эмоциональную вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность, умение задавать вопросы;

- активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;

- активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы;

- формировать умения понимать символические изображения, опорные схемы, самостоятельно создавать (мнемотаблицы, ментальные карты, схемы);

Для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ метод проектной деятельности в комплексе с методами технологии ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности, в этом помогают принципы «педагогики сотрудничества».

Мы – педагоги, стараемся создать интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, наблюдая за детьми, слушая их разговоры со сверстниками, выявляем интересы, фиксируем их, предлагаем выбрать тему проекта. Создать мотивацию у детей помогают игровые методы и приемы технологии ТРИЗ, используя содружество технологий и методов стимулируем самостоятельную активность детей, побуждаем к проявлению сообразительности и изобретательности.

В нашу практику включены: метод проектной деятельности, «Метод трех вопросов», технологии: «Детский совет», «Педагогика сотрудничества»; методы и приемы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые доступны для дошкольников и просты в применении: «Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов», «Методика маленьких человечков», «Синектика», метод «Системный оператор», словесные и графические символические аналогии.

Для нашей практики под каждую задачу подобраны методики – игровые задания, которые помогают мотивировать воспитанников к познавательной активности и проследить уровень развития детей и результативность и эффективность практики.

Диагностическая карта Таблица 1

Показатель

Диагностическая методика

Интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни

Диагностическая методика

«Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова)

Эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность


Диагностическая методика

«Морское путешествие»

(автор: Е.О. Смирнова)

Умение задавать вопросы


Диагностическая методика

«Вопрошайка» (автор: М. Б. Шумакова)

Активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения (анализ, синтез)

Диагностическая методика

«Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор: Р.С. Немов)

- Активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы;

- Умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты;

-Умения выступать перед аудиторией


Диагностическая методика

«Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова)

«Методика дорисовывания фигур» (автор О.М. Дьяченко)

Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ» (Л.В.Свирская )


Описание заданий диагностических методик представлено в Приложении


Рассмотрим механизм введения практики в педагогический процесс.

Практика охватывает все 5 образовательных областей в соответствии с ООП МБДОУ №5, реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования, интересов детей и запросов родителей. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:

  • совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);

  • специально организованную образовательную деятельность;

  • самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая, в парах, в парах сменного состава)

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. Родитель – партнер и помощник ребенку и воспитателю, полноправный участник проекта, поэтому должен быть компетентным в вопросах применяемых технологий, методов и приемов. Поэтому в ходе реализации практики с родителями проводится эффективное взаимодействие через следующие формы работы: семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»; семинары – практикумы: «Детско-взрослый проект и как его реализовать», «Мини-музей в детском саду»; деловые игры: «Социо-игровая педагогика в работе с детьми», «Что такое «Детский совет?» Структура и правила «Детского совета»», «Учимся планировать деятельность символами», «Увлекательная игра - методы и приемы ТРИЗ»; «Учимся фантазировать».

Вся команда «педагоги – дети – родители» - партнеры, заинтересованные в результате, поэтому все вместе создаем условия: развивающую предметно - пространственную среду по теме проекта в центрах активности, пополняя различными материалами, коллекциями, энциклопедиями, организуем «Мини-музей одного образа», педагоги - координируют, поощряют и направляют деятельность детей, обеспечивая доступ к информационным ресурсам, обсуждают спорные вопросы, дела. Семейный клуб «Дружная семейка» - активное и познавательное мероприятие выходного дня. Родители активно посещают семейный клуб совместно с педагогами и детьми ходят на экскурсии, помогают детям находить интересную информацию и готовят сообщения с детьми, предпочитая их выбор; участвуют в досуговых и итоговых мероприятиях, в рамках проекта. Очень интересует детей экспериментально-исследовательская деятельность, она организуется в форме исследовательской лаборатории и направлена на формирование у детей познавательной активности, любознательности, исследовательского типа мышления, стремления к самостоятельному познанию. В исследовательской лаборатории, в центрах: «Познай-ка», Исследователи», «Зеленая лаборатория» организуются опыты, расширяющие представления детей о свойствах и качествах исследуемого объекта (объект выбирается в соответствии с календарно-тематическим планированием или по желанию детей). Результаты опытной деятельности фиксируются в мнемодорожках, мнемотаблицах, с применением символических аналогий, схематизации.

Метод проектной деятельности мы применяем и в рамках специально организованной образовательной деятельности, придерживаясь определённой структуры: создание мотивации к проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Деятельность по проекту с применением системы методов и приемов технологии ТРИЗ предполагает несколько основных этапов:

- На 1 этапе: выбор темы проекта. Утром во время «Детского совета» (по технологиям Л. В. Свирской) внедряем метод «Мозговой штурм» для обсуждения с детьми проблемных ситуаций, выявляем интересы детей и фиксируем их инициативы. Затем осуществляется выбор темы (по голосованию детей) и планирование видов деятельности (места работы, материалы, партнерства и др.) Информация о выборе детей заносится в экран выбора.

Фиксация детских инициатив осуществляется через метод «Модель трех вопросов»; ментальные карты (Тони Бьюзена), приемы ТРИЗ: «Цветик – семицветик», «Символические аналогии», применяется на всех этапах проекта.

- На 2 этапе: реализация проекта.

Мы создаем в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды детской деятельности (познавательную, творческую, экспериментальную, продуктивную) в центрах развития, организованных в группе по всем пяти образовательным областям («Грамотейка», «Исследователи», «Карусель творчества», «Здоровейка», «Веселый язычок», «Дружные ребята», «Игралочка»-развивающие игры и упражнения по ТРИЗ– технологии и другие). Дети совместно со взрослыми, сверстниками и индивидуально воплощают свои планы: поиск информации и подготовка сообщения, изготовление мнемотаблицы, поделки, рисунка, аппликации, разучивание стихотворения по схеме, составление рассказа по картинке. Информация в экране выбора, помогает детям напомнить себе запланированную деятельность и отметить символом её выполнение. Применяем методы ТРИЗ: «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической; «Системный оператор» - применяется в ходе реализации проекта, для того, чтобы научить детей системно мыслить, уметь анализировать, описывать систему связей любого объекта материального мира; «Метод маленьких человечков» применяется для моделирования предметов природного и рукотворного мира, в виде схем или подвижной игры на всех этапах проекта. Эти методы можно применять на всех этапах проекта.

Таким образом, дети в ходе проекта учатся планировать свой день, деятельность, готовят продукт своей деятельности, который будут представлять в ходе презентации, развиваются такие качества личности: инициативность, самостоятельность, креативность, ответственность и др.

- На 3 этапе: презентация продукта проектной деятельности

В основу презентации положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. Для этого с помощью семей воспитанников оформляется «Мини-музей одного образа», в котором оформляется: наглядный материал, коллекции, выставка сообщений детей, рисунки, аппликации, альбомы, мнемотаблицы, ментальные карты, книги, фотоотчеты, заготовки урожая (варенье, засол капусты, салаты), фотоотчеты по итоговым концертам, спектаклям - продукты детской творческой деятельности по теме проекта. Частным, конкретным результатом работы для детей по проекту может быть - живое, активное, участие ребенка (выступление с сообщением, интересной историей, в роли экскурсовода, художника, знатока). В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.

На 4 этапе: рефлексия - анализ деятельности по проекту, самооценка, подведение итогов, перспективы. В ходе рефлексии на «Детском совете» ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения, развивает свои коммуникативные способности. Дети учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы и самостоятельно их задавать. В этом помогают игры и приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Да-нетка». Методы: «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической, «Системный оператор» - для того, чтобы научить детей системно мыслить, уметь анализировать, описывать систему связей любого объекта материального мира.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от

обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Уникальность применения проектной деятельности заключается в том, что это способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка: активность, инициативность, самостоятельность ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

В МБДОУ №5 ежегодно реализуется серия детско-взрослых проектов социально-познавательной направленности в соответствии с календарно-тематическим планированием по интересам детей краткосрочные по темам: «Животный мир Арктики - Антарктики», «Животные жарких стран», «Парад снеговиков», «Я знаю свои права и обязанности», «А солнце светит всем одинаково», «Мой папа – военный!», «Как поздравим маму», «Мамины помощники» «Что мы знаем о космосе?», «Как быть здоровым?», «Театр, цирк и зрители», «Знаменитые люди Красноярья», долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина» и другие.

Приведем таблицу, в которой прослеживается 3 этапа проектной деятельности в режиме дня с применением методов ТРИЗ по технологии Л.В.Свирской «План-дело –анализ»

«План - дело – анализ» Таблица 2

Этапы

проекта

Режимный

момент

Содружество технологий, методов и приемов


I- план

планирование

деятельности

в рамках проекта

Утро

Подготовка материалов в центрах активности (с привлечением детей - индивидуальная работа),

утренний групповой сбор Методы: ТРИЗ - «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», приемы: «Цветик-семицветик», «Символические аналогии»

II - Дело

реализация проекта

ОД,

Прогулка,

II половина

дня

реализация намеченных планов в центрах активности – индивидуальная, подгрупповая или совместная со взрослыми деятельность Методы: ТРИЗ – «Мозговой штурм», «МФО», «ММЧ», «Синектика», «Системный оператор», приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Цветик-семицветик», «Символические аналогии»

III - анализ итоговый сбор

II половина

дня

групповой сбор (на круге) «Утро радостных встреч» или «Детский совет» - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик-семицветик»

Алгоритм внедрения проектной деятельности в комплексе с методами и приемами ТРИЗ, учитывая индивидуальные, возрастные особенности детей, зону ближайшего развития.

С 3 лет – педагог учит находить противоречия. Применяем дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Чем схожи и различаются мама и бабушка?» «Собери картинку из частей», «Назови предмет по описанию», используем опорные схемы, мнемотаблицы.

С 4лет – учим детей фантазировать, изобретать. Включаем дидактические игры:

«Чудесные вещи», «Изобретатели», «Фантазеры».

с 5 лет – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Включаем дидактические игры: «Варим компот», «Построим три состояния воды», «Чудесная коробочка»; творческие задания: «Оживи предмет», «Узнай и назови сказку», «Расскажи сказку», «Нарисуй стихотворение» «Назови фигуру», «Выложи героя сказки из геометрических фигур», «Какую сказку построили» (мыслительные операции анализ и синтез); Дидактические игры: «Чудесные вещи», «Да-нетки».

с 6лет – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок). Можно включать увлекательные дидактические игры на развитие логического мышления и творческого воображения: «Дорисовывание фигуры», «Танграм», «Колумбово яйцо».

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Апробация практики организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи проходила на базе МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5» 3 года

(с 2017г. по март 2020г.)

Выборка: Дети средней группы «Радуга», посещающие МБДОУ №5 в количестве 20 человек.

1 этап – констатирующий 2017 -2018 годы

2 этап – формирующий 2018 -2020 годы

3этап - контрольный (февраль - март 2020 год)

После проведения диагностических методик за 3 года (период с 2017 года по март 2020 года) были получены следующие количественные результаты, которые представлены в таблице 2.

Проверяем эффективность применяемой практики познавательного развития детей через диагностические методики, представленные в таблице:

Таблица №3

Мониторинг уровня познавательного развития детей группы «Радуга» за период с 2017- 2020 годы

Показатели






1.интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни







2.эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность



3.умение задавать вопросы


4.активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения (анализ, синтез)


5.активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы.


6.умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты


7.умения выступать перед аудиторией




Диагностические методики



«Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова)

«Морское путешествие»

(автор: Е.О. Смирнова)


«Вопрошайка»

(автор: М.Б. Шумакова)

«Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор: Р.С. Немов.

«Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова)

уровни

1 этап - Средняя группа 2017- 2018 год (констатирующий эксперимент)

Н кол-во - %

5 - 25%

6 - 30%

8 – 40%

8 – 40%

8 - 40%

6 – 30 %

6 - 30%

С кол-во - %

12 – 60%

11 - 55 %

9 – 45%

10 – 50%

10 – 50%

11 – 55%

12 - 60%

В

кол-во - %

3 - 15 %

3 - 15 %

3 – 15%

2 – 10%

2 - 10%

3 - 15%

2- 10%

уровни

2 этап - Старшая группа – 2018 -2019 годы - 20 детей

Н кол-во - %

3 – 15%

3 – 15%

5 – 25%

4 – 20 %

4 – 20%

2 – 10%

4 -20%

С кол-во - %

13- 65%

12 – 60%

11 – 55%

14 -70%

11-55%

13 – 65%

11 -55%

В

кол-во - %

4 – 20%

5 - 20%

4 – 20%

2 - 10%

5 -25%

5 - 25%

5 – 25%

уровни

3 этап - Подготовительная к школе группа 2020год (март-апрель) - 20 детей

Н кол-во - %

-

1 – 5%

2 – 10%

1 – 5 %

3 - 15 %

-

1 - 5%

С кол-во - %

12 - 60%

7 – 35 %

11- 55 %

13 -65%

8 -40%

12 – 60%

10- 50%

В

кол-во - %

8 - 40%

12 – 60%

7 – 35 %

6 - 30%

9 -45 %

8 - 40 %

9 – 45 %

уровни

Динамика развития детей группы «Радуга» МБДОУ №5 за период 2018- 2020годы

Н кол-во - %

-

повысился на 25%

понизился на 30%

понизился на 35%

понизился на 25%


понизился на 30%

снизился на25%

С кол-во - %

12 - 60%

понизился на 20%

повысился на 20%

повысился на 15%

понизился на 10%

повысился на 5%

снизился на 10%

В

кол-во - %

повысился на 25 %

повысился на 45%

повысился на 20%

повысился на 20%

повысился на 35%

повысился на 25%

повысился на 35%


Результативность и эффективность нашей практики.

Мониторинг уровня познавательного развития детей группы «Радуга» за период с 2017- 2020 годы, позволил проверить изменение уровня познавательного развития группы

«Радуга» МБДОУ №5 за период 2018 - 2020годы

(количественные и качественные показатели)

1Показатель: интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни на заключительном этапе срез показал средний уровень остался в количественном составе тот же (12 детей -60%) ,но низкого уровня развития не стало, а это значит, что у 5 детей повысился интерес к познанию. Высокий уровень увеличился на 25%, на 1 этапе - 3 ребенка -15%, на 3 этапе 8 детей- 40%, имеют высокий уровень интереса к познанию процессов и явлений окружающей жизни.

2Показатель: эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность за период 2018- 2020годы: низкий уровень понизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей - 30%, на 3 этапе - 1 ребенок 5 %). Эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего уровня понизилась на 20% (на 1 этапе -11детей - 55 %, на 3 этапе 7 детей – 35 %), но увеличилось количество детей высокого уровня с эмоциональной вовлеченностью в познавательно-исследовательскую деятельность на 45 % (на 1 этапе 3 - 15 %, а на 3 этапе 12 – 60%)

3 Показатель: умение задавать вопросы за период 2018- 2020годы: низкий уровень понизился на 30% (на 1 этапе 8 детей – 40%, на 3 этапе 2 ребенка – 10%). Средний уровень детей в умении задавать вопросы повысился на 10% (на 1 этапе 9 детей – 45%, на 3 этапе 11детей - 55 %). А высокий уровень детей в умении задавать вопросы повысился на 20% (на 1 этапе 3ребенка – 15%, на 3 этапе 7детей – 35 %).

4Показатель: активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения за период 2018- 2020годы: низкий уровень значительно снизился на 35% (на 1 этапе 8 детей – 40%, на 3 этапе 1ребенок – 5 %). Средний уровень детей, проявляющих активность по поиску и анализу информации, отстаиванию собственного мнения повысился на 15% (на 1 этапе – 10 детей – 50%, на 3 этапе -13 - 65%). Высокий уровень повысился на 20% (на 1 этапе 2 ребенка – 10%, на 3 этапе 6 детей - 30%).

5 Показатель: активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 25% (на 1 этапе 8детей - 40%, на 3 этапе 3 ребенка -15%). Активность в выполнении заданий необычным способом повысилась, но детей со средним уровнем развития стало меньше на 10% (на 1 этапе 10 детей – 50%, на 3 этапе 8 детей – 40%). А детей высокого уровня развития стало больше на 35% (на 1 этапе – 2ребенка -10%, на этапе 9 детей -45%).

6 Показатель: умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 30% (на 1 этапе 6 детей – 30%, на 3 этапе - низкий уровень отсутствует).

Умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты средний уровень повысился на 5% (на 1 этапе 11 детей -55%, на 3 этапе 12 детей – 60%), в свою очередь высокий уровень повысился на 25 % (на 1 этапе 3 ребенка 15%, на 3 этапе 8 детей – 40%).

7 Показатель: умения выступать перед аудиторией за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей -30%,на 3 этапе 1 ребенок – 5%).Умения выступать перед аудиторией средний уровень детей снизился на 10% (на 1 этапе 12 детей - 60 %, на 3 этапе 10 детей – 50%), а в свою очередь высокий уровень повысился на 35% (на 1 этапе 2 ребенка -10%, на 3 этапе 9 детей – 45%.)

Диаграмма №1 2017-2018год - 1 ЭТАП - констатирующий

Диаграмма №2 2019-2020год - 3 ЭТАП 2019-2020год - контрольный

На диаграмме №3 представлена сводная диаграмма по 3 показателям познавательного развития:

Диаграммы наглядно показывают положительную динамику формирующего эксперимента с применением метода проектной деятельности и системы методов ТРИЗ за 3 года реализации практики.

Вывод: Таким образом, достигнута цель практики, реализованы ключевые задачи:

- у воспитанников подготовительной группы сформированы проектные умения через внедрение проектной деятельности и системы методов технологии ТРИЗ;

Сформированы личностные качества: любознательность, инициативность, креативность, способность добывать информацию, планировать свою деятельность, добиваться ее результата. У воспитанников наблюдается: интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни; развита познавательная инициатива, эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность, дети умение задавать вопросы; проявляют

активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения через мыслительные операции: анализ, синтез, проявляют активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы. У детей сформированы умения самостоятельно создавать опорные схемы, мнемотаблицы, ментальные карты с помощью символов.

Для проверки эффективности работы нашей практики по проблеме - развитие творческого воображения, в течение ее апробации (2017 -2020год) мы обследовали детей по «Методике дорисовывания фигур» О.М.Дьяченко, предлагая им дорисовать фигуру - эталон сначала по одной фигуре (средняя группа), далее усложняли задание, предлагая схематически превратить фигуру в разные предметы (старшая группа). А в подготовительной к школе группе дети выполняли задание по карточке, дорисовывая 3-5 фигур – эталонов. В ходе эксперимента дети с удовольствием дорисовывали волшебные фигурки, задания усложнялось. В самостоятельной деятельности дети по своему желанию выбирали карточки-эталоны, превращая их в необычные предметы, это говорит о том, что дети принимают задачу, предложенную педагогом. Педагог спрашивал, что у них получилось, и фиксировал ответы детей. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался тип воображения и коэффициент оригинальности (КОР) - количество неповторяющихся изображений. Сравнительная диаграмма средней и подготовительной группы наглядно показывает повышение типа развития воображения и коэффициента оригинальности, это подтверждает эффективность работы нашей практики.

Выборка экспериментальной группы для проведения диагностики по «Методике дорисовывания фигур» О.М.Дьяченко составляет 14 человек, так как на момент проведения диагностики в группе присутствовало 14 человек. За период 2017 – 2020 представлены результаты мониторинга именно этих воспитанников.

Первый этап – констатирующий эксперимент. Измерения проходили в средней группе в 2017 году. Диаграмма наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 1 и 2 тип, а КОР преобладает низкий и средний уровень.

Измерения проходили в средней группе в 2017 году. Диаграмма «Методика дорисовывания фигур О.М. Дьяченко» наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 1 и 2 тип, а диаграмма «Измерение коэффициента оригинальности» показывает, что преобладает низкий и средний уровень коэффициента оригинальности.

В ходе формирующего эксперимента внедрялась практика, применялись: метод проектной деятельности, технология «Детский совет» (Л.М. Свирская), методы и приемы технологии ТРИЗ. В ходе контрольного эксперимента измерения проходили в подготовительной группе в 2019 году. Диаграмма Методика дорисовывания фигур О.М. Дьяченко» наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 3,4 и 5 тип, а диаграмма «Измерение коэффициента оригинальности» показывает, что преобладает средний и высокий уровень коэффициента оригинальности, а низкий уровень выявлен у 1 ребенка.

Для отслеживания результатов ведения практики разработали диагностику, которая проводится в форме педагогических наблюдений по технологии «План – дело – анализ» (Л.В.Свирская). Мы наблюдаем за детьми и фиксируем, как дети умеют высказывать свои идеи, планировать этапы по достижению цели, реализуют свои инициативы. Важный критерий - содержательная направленность инициатив, он зависит от уровня познавательной активности детей, накопленных ими знаний.

А для этого важно знать, где и как можно добыть информацию, а также уметь свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Диагностика эффективности применяемой практики

Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»

Познавательная инициатива

Имена детей инициаторов

Общее количество инициатив


Количество реализованных инициатив


Содержательная направленность инициатив


Умение добывать информацию

(виды коммуникаций)


Мониторинг эффективности применяемой практики

Познавательная инициатива

2016г. -2017г.

2017г.-2018г

2018г.- 2019г.

Общее количество инициатив

3

10

18

Количество реализованных инициатив

2

8

16

Умение добывать информацию

(виды коммуникаций)

9 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников)

60 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников)

80 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников)

Содержательная направленность инициатив по теме «Что такое Новый год?»

  • Надо елку сделать

  • Горку

И катиться будем

вниз

  • Елочку сделаем из бумаги, большую и украсим блестящими шариками

  • -построим безопасную горку, чтоб не упасть

- будем кататься на ледянках по очереди

  • Построим необычную елку, из снега;

  • Покрасим краской в зеленый цвет;

  • Украсим цветными льдинками,

  • ледяными игрушками, дорожными знаками,

  • знаки сделаем из коробочек, я принесу;

  • оденем колпачок на верхушку;

  • С косичками;

  • Ёлочка – девочка.

При реализации практики возникают проблемы, которые необходимо решить.

«Проблемы и пути решения» Таблица


Проблемы

Пути решения

Позиция ребенка

(отрицательный эффект)

Позиция педагога

(приемы снятия эффекта)

1.

Дети отвечают хором, никто никого не слушает

Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого, соблюдать правила, принятые группой;

Внешний тормоз – поднятая рука, как знак внимания;

2.

Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми

Не фиксировать внимание на идеях повторяющегося плана;

3.

Проблемная ситуация задана, но дети молчат

- Вопрос обратить к конкретному наиболее активному ребенку;

- Внести предмет или картину по теме обсуждения;

- Заранее подготовить «провокатора» - это более старший ребенок или второй взрослый;

- В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей, в качестве судий

4.

Идей много, дети о них подробно рассказывают, времени их слушать нет

- Предложить детям самостоятельную разработку идеи в продуктивной деятельности: рисовании, лепке и т.д.;

- индивидуальное обсуждение идей в другие режимные моменты;

- песочные часы помогают следить за временем.

Результаты реализации практики:

  1. Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;

  2. Созданы условия для:

  • успешной социализации детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей через деятельность семейного клуба «Дружная семейка»;

  • поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;

  • развития детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности);

  • реализованы детско-взрослые проекты: «Что такое Новый год?», «Парад снеговиков», «Мамины помощники», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Волшебный мир цветов и насекомых»; «Осенняя ярмарка», «Животный мир Арктики - Антарктики», «Животные жарких стран», «Как поздравим маму», «Что мы знаем о космосе?», «Как быть здоровым?», «Театр, цирк и зрители», «Я знаю свои права и обязанности», «Мой папа – военный!», «Знаменитые люди Красноярья», долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина».

Проверяем эффективность применяемой практики для познавательного развития детей через:

  • анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»;

  • анализ эффективности педагогических действий (ментальные карты созданные детьми совместно с педагогом, ведется табло учета по направлениям: «Выбор воспитанниками деятельности», «Оценка собственного продукта деятельности»;

  • анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты, планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом), детьми совместно с педагогом заполняется «Табло учета», ведутся дневники планирования «Я нарисую свой день».

  1. Оформлена картотека дидактических материалов с активным участием семей воспитанников:

  • Методы, приемы, дидактические игры по технологии ТРИЗ;

  • Серия сообщений по тематике проектов;

  • «Мини-музей одного образа» (содержание музея меняется в соответствии с темой проекта при деятельном участии родителей);

  • Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»:

  • Осуществляется партнерство с семьями воспитанников и районными учреждениями образования, культуры и спорта

  • Информация о реализации проекта освящается в СМИ;

  • Семьи воспитанников – активные участники районных конкурсов занимают призовые места;

  • Возросла познавательная активность и интерес детей к проектной деятельности;

  • 80% семей готовят с детьми сообщения по теме проекта;

  • Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, видят противоречия, находят решение проблемных ситуаций, фиксируют свои идеи;

  • Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;

  • Возникает положительное эмоциональное отношение к добыванию знаний, используя разные виды коммуникаций - фронтально, в группах, в парах, в парах сменного состава;

  • У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;

  • Знания детей методов ТРИЗ начинают «работать» в самостоятельной деятельности детей в повседневном общении;

  • Дети умеют создавать, работать с опорными схемами, мнемотаблицами, ментальными картами (по различным темам, событиям, явлениям, экспериментам);

  • Ребенок становится субъектом своего образования через возможность выбора (личную инициативу);

  • Партнерство в образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района), умение работать в команде.

Вывод:

Таким образом достигнута цель практики, реализованы задачи:

- у воспитанников подготовительной группы сформированы проектные умения и личностные качества: любознательность, инициативность, креативность, способность добывать информацию, планировать свою деятельность, добиваться ее результата через интеграцию метода проектной деятельности и системы методов технологии ТРИЗ.

Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности также помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности (презентации, статьи в СМИ – приложение к практике) которые находятся в доступности для детей, родителей, педагогов, а также представлены на сайтах: sad5-se@yandex.ru, http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://mk.sevono.ru/

http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://5.39160.ds.3535.ru/


Видео материалы о реализуемой практике: блог в Instagram cad5_c.e_online_

Ссылки на материалы по реализации практики в МБДОУ№ 5

https://www.instagram.com/cad5_c.e_online_/ (ссылка на инстаграмм)

https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/ (ссылка на сайт МБДОУ №5)

https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/6395/ (ссылка на раздел проектная деятельность)

http://multiurok. ru/sedou5-elena (личная страничка на сайте «Мультиурок)


Практика участвовала в 2019 года в РАОП – присвоен начальный уровень, в 2020году –продвинутый уровень. В 2021 году отправляем с корректировкой, учитывая рекомендации регионального экспертного заключения.

Наша практика стабильно развивается и пользуется спросом, ее стали применять больше педагогов в МБДОУ №5, практика представлялась на РМО, в рамках педагогической конференции на муниципальном уровне, ее внедряют педагоги района.

Практика была представлена на Всероссийской педагогической конференции «Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня», опубликована на сайте Центра профессионального и личностного развития «Рост» (сертификат), в наличии рецензия на практику от Центра профессионального и личностного развития «Рост» (рецензия), также участвовала в IX Международном профессиональном конкурсе «Гордость России» в номинации «Педагогический опыт», отмечена дипломом 2степени.

Перспектива: автор практики планирует провести мастер – класс, вебинар на краевом уровне в условиях конференций, проводимых на базе КИПК.

Литература:

1.Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)

Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного Санкт-Петербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство - Пресс», 2001г.

3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

5.Как стать гением: Жизненная стратегия твор­ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994

6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: «Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»

7.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995

8. Д.П. Тальнова, С.Е.Анфисова ВКР по теме Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством проектной деятельности. Тольятти 2020год








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!