Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности и одновременно формирует у детей дошкольного возраста определенные личностные качества - волю, способность к самоопределению и целеполаганию, совершенствует коммуникативные навыки, способствует умению ориентироваться в информационном пространстве. Знания, приобретенные в ходе реализации проекта интересуют ребенка по-настоящему и становятся достоянием его личного опыта.
В век информатизации и современных технологий наши воспитанники зависимы от гаджетов. Педагогам очень сложно создать у детей мотивацию к познавательной активности. Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает в том, что мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Методы технологии ТРИЗ не только результативны, но и увлекательны, мотивируют детей на добывание знаний. Таким образом, мотивация к познанию у детей усиливается, благодаря исследовательскому и творческому характеру детской деятельности, через применение метода проектной деятельности и системы методов и приемов технологии ТРИЗ.
Цель: формирование проектных умений через систему методов технологии ТРИЗ для развития любознательной, инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, планировать свою деятельность, добиваться ее результата.
Ключевые задачи:
Развивать у детей:
- интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни, познавательную инициативу через внедрение проектной деятельности и методов технологии ТРИЗ;
- эмоциональную вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность, умение задавать вопросы;
- активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения через мыслительные операции: анализ, синтез, и аналогии: личностная (эмпатия), прямая и фантастическая;
- активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы;
- формировать умения понимать символические изображения, опорные схемы, самостоятельно создавать (мнемотаблицы, ментальные карты, схемы);
Для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ метод проектной деятельности в комплексе с методами технологии ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности, в этом помогают принципы «педагогики сотрудничества».
Мы – педагоги, стараемся создать интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, наблюдая за детьми, слушая их разговоры со сверстниками, выявляем интересы, фиксируем их, предлагаем выбрать тему проекта. Создать мотивацию у детей помогают игровые методы и приемы технологии ТРИЗ, используя содружество технологий и методов стимулируем самостоятельную активность детей, побуждаем к проявлению сообразительности и изобретательности.
В нашу практику включены: метод проектной деятельности, «Метод трех вопросов», технологии: «Детский совет», «Педагогика сотрудничества»; методы и приемы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые доступны для дошкольников и просты в применении: «Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов», «Методика маленьких человечков», «Синектика», метод «Системный оператор», словесные и графические символические аналогии.
Для нашей практики под каждую задачу подобраны методики – игровые задания, которые помогают мотивировать воспитанников к познавательной активности и проследить уровень развития детей и результативность и эффективность практики.
Диагностическая карта Таблица 1
Показатель | Диагностическая методика |
Интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни | Диагностическая методика «Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова) |
Эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность | Диагностическая методика «Морское путешествие» (автор: Е.О. Смирнова) |
Умение задавать вопросы | Диагностическая методика «Вопрошайка» (автор: М. Б. Шумакова) |
Активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения (анализ, синтез) | Диагностическая методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор: Р.С. Немов) |
- Активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы; - Умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты; -Умения выступать перед аудиторией | Диагностическая методика «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова) «Методика дорисовывания фигур» (автор О.М. Дьяченко) Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ» (Л.В.Свирская ) |
Описание заданий диагностических методик представлено в Приложении
Рассмотрим механизм введения практики в педагогический процесс.
Практика охватывает все 5 образовательных областей в соответствии с ООП МБДОУ №5, реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования, интересов детей и запросов родителей. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:
совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);
специально организованную образовательную деятельность;
самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая, в парах, в парах сменного состава)
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. Родитель – партнер и помощник ребенку и воспитателю, полноправный участник проекта, поэтому должен быть компетентным в вопросах применяемых технологий, методов и приемов. Поэтому в ходе реализации практики с родителями проводится эффективное взаимодействие через следующие формы работы: семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»; семинары – практикумы: «Детско-взрослый проект и как его реализовать», «Мини-музей в детском саду»; деловые игры: «Социо-игровая педагогика в работе с детьми», «Что такое «Детский совет?» Структура и правила «Детского совета»», «Учимся планировать деятельность символами», «Увлекательная игра - методы и приемы ТРИЗ»; «Учимся фантазировать».
Вся команда «педагоги – дети – родители» - партнеры, заинтересованные в результате, поэтому все вместе создаем условия: развивающую предметно - пространственную среду по теме проекта в центрах активности, пополняя различными материалами, коллекциями, энциклопедиями, организуем «Мини-музей одного образа», педагоги - координируют, поощряют и направляют деятельность детей, обеспечивая доступ к информационным ресурсам, обсуждают спорные вопросы, дела. Семейный клуб «Дружная семейка» - активное и познавательное мероприятие выходного дня. Родители активно посещают семейный клуб совместно с педагогами и детьми ходят на экскурсии, помогают детям находить интересную информацию и готовят сообщения с детьми, предпочитая их выбор; участвуют в досуговых и итоговых мероприятиях, в рамках проекта. Очень интересует детей экспериментально-исследовательская деятельность, она организуется в форме исследовательской лаборатории и направлена на формирование у детей познавательной активности, любознательности, исследовательского типа мышления, стремления к самостоятельному познанию. В исследовательской лаборатории, в центрах: «Познай-ка», Исследователи», «Зеленая лаборатория» организуются опыты, расширяющие представления детей о свойствах и качествах исследуемого объекта (объект выбирается в соответствии с календарно-тематическим планированием или по желанию детей). Результаты опытной деятельности фиксируются в мнемодорожках, мнемотаблицах, с применением символических аналогий, схематизации.
Метод проектной деятельности мы применяем и в рамках специально организованной образовательной деятельности, придерживаясь определённой структуры: создание мотивации к проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Деятельность по проекту с применением системы методов и приемов технологии ТРИЗ предполагает несколько основных этапов:
- На 1 этапе: выбор темы проекта. Утром во время «Детского совета» (по технологиям Л. В. Свирской) внедряем метод «Мозговой штурм» для обсуждения с детьми проблемных ситуаций, выявляем интересы детей и фиксируем их инициативы. Затем осуществляется выбор темы (по голосованию детей) и планирование видов деятельности (места работы, материалы, партнерства и др.) Информация о выборе детей заносится в экран выбора.
Фиксация детских инициатив осуществляется через метод «Модель трех вопросов»; ментальные карты (Тони Бьюзена), приемы ТРИЗ: «Цветик – семицветик», «Символические аналогии», применяется на всех этапах проекта.
- На 2 этапе: реализация проекта.
Мы создаем в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды детской деятельности (познавательную, творческую, экспериментальную, продуктивную) в центрах развития, организованных в группе по всем пяти образовательным областям («Грамотейка», «Исследователи», «Карусель творчества», «Здоровейка», «Веселый язычок», «Дружные ребята», «Игралочка»-развивающие игры и упражнения по ТРИЗ– технологии и другие). Дети совместно со взрослыми, сверстниками и индивидуально воплощают свои планы: поиск информации и подготовка сообщения, изготовление мнемотаблицы, поделки, рисунка, аппликации, разучивание стихотворения по схеме, составление рассказа по картинке. Информация в экране выбора, помогает детям напомнить себе запланированную деятельность и отметить символом её выполнение. Применяем методы ТРИЗ: «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической; «Системный оператор» - применяется в ходе реализации проекта, для того, чтобы научить детей системно мыслить, уметь анализировать, описывать систему связей любого объекта материального мира; «Метод маленьких человечков» применяется для моделирования предметов природного и рукотворного мира, в виде схем или подвижной игры на всех этапах проекта. Эти методы можно применять на всех этапах проекта.
Таким образом, дети в ходе проекта учатся планировать свой день, деятельность, готовят продукт своей деятельности, который будут представлять в ходе презентации, развиваются такие качества личности: инициативность, самостоятельность, креативность, ответственность и др.
- На 3 этапе: презентация продукта проектной деятельности
В основу презентации положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. Для этого с помощью семей воспитанников оформляется «Мини-музей одного образа», в котором оформляется: наглядный материал, коллекции, выставка сообщений детей, рисунки, аппликации, альбомы, мнемотаблицы, ментальные карты, книги, фотоотчеты, заготовки урожая (варенье, засол капусты, салаты), фотоотчеты по итоговым концертам, спектаклям - продукты детской творческой деятельности по теме проекта. Частным, конкретным результатом работы для детей по проекту может быть - живое, активное, участие ребенка (выступление с сообщением, интересной историей, в роли экскурсовода, художника, знатока). В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.
На 4 этапе: рефлексия - анализ деятельности по проекту, самооценка, подведение итогов, перспективы. В ходе рефлексии на «Детском совете» ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения, развивает свои коммуникативные способности. Дети учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы и самостоятельно их задавать. В этом помогают игры и приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Да-нетка». Методы: «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической, «Системный оператор» - для того, чтобы научить детей системно мыслить, уметь анализировать, описывать систему связей любого объекта материального мира.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от
обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Уникальность применения проектной деятельности заключается в том, что это способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка: активность, инициативность, самостоятельность ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
В МБДОУ №5 ежегодно реализуется серия детско-взрослых проектов социально-познавательной направленности в соответствии с календарно-тематическим планированием по интересам детей краткосрочные по темам: «Животный мир Арктики - Антарктики», «Животные жарких стран», «Парад снеговиков», «Я знаю свои права и обязанности», «А солнце светит всем одинаково», «Мой папа – военный!», «Как поздравим маму», «Мамины помощники» «Что мы знаем о космосе?», «Как быть здоровым?», «Театр, цирк и зрители», «Знаменитые люди Красноярья», долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина» и другие.
Приведем таблицу, в которой прослеживается 3 этапа проектной деятельности в режиме дня с применением методов ТРИЗ по технологии Л.В.Свирской «План-дело –анализ»
«План - дело – анализ» Таблица 2
Этапы проекта | Режимный момент | Содружество технологий, методов и приемов |
I- план планирование деятельности в рамках проекта | Утро | Подготовка материалов в центрах активности (с привлечением детей - индивидуальная работа), утренний групповой сбор Методы: ТРИЗ - «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ», приемы: «Цветик-семицветик», «Символические аналогии» |
II - Дело реализация проекта | ОД, Прогулка, II половина дня | реализация намеченных планов в центрах активности – индивидуальная, подгрупповая или совместная со взрослыми деятельность Методы: ТРИЗ – «Мозговой штурм», «МФО», «ММЧ», «Синектика», «Системный оператор», приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок», «Цветик-семицветик», «Символические аналогии» |
III - анализ итоговый сбор | II половина дня | групповой сбор (на круге) «Утро радостных встреч» или «Детский совет» - рефлексия, подведение итогов дня, представление продуктов деятельности, план на следующий день. Методы и приемы ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «ММЧ»; «Метод трех вопросов»; «Символические аналогии», «Цветик-семицветик» |
Алгоритм внедрения проектной деятельности в комплексе с методами и приемами ТРИЗ, учитывая индивидуальные, возрастные особенности детей, зону ближайшего развития.
С 3 лет – педагог учит находить противоречия. Применяем дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Чем схожи и различаются мама и бабушка?» «Собери картинку из частей», «Назови предмет по описанию», используем опорные схемы, мнемотаблицы.
С 4лет – учим детей фантазировать, изобретать. Включаем дидактические игры:
«Чудесные вещи», «Изобретатели», «Фантазеры».
с 5 лет – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Включаем дидактические игры: «Варим компот», «Построим три состояния воды», «Чудесная коробочка»; творческие задания: «Оживи предмет», «Узнай и назови сказку», «Расскажи сказку», «Нарисуй стихотворение» «Назови фигуру», «Выложи героя сказки из геометрических фигур», «Какую сказку построили» (мыслительные операции анализ и синтез); Дидактические игры: «Чудесные вещи», «Да-нетки».
с 6лет – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок). Можно включать увлекательные дидактические игры на развитие логического мышления и творческого воображения: «Дорисовывание фигуры», «Танграм», «Колумбово яйцо».
Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».
Апробация практики организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи проходила на базе МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5» 3 года
(с 2017г. по март 2020г.)
Выборка: Дети средней группы «Радуга», посещающие МБДОУ №5 в количестве 20 человек.
1 этап – констатирующий 2017 -2018 годы
2 этап – формирующий 2018 -2020 годы
3этап - контрольный (февраль - март 2020 год)
После проведения диагностических методик за 3 года (период с 2017 года по март 2020 года) были получены следующие количественные результаты, которые представлены в таблице 2.
Проверяем эффективность применяемой практики познавательного развития детей через диагностические методики, представленные в таблице:
Таблица №3
Мониторинг уровня познавательного развития детей группы «Радуга» за период с 2017- 2020 годы |
Показатели | 1.интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни | 2.эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность | 3.умение задавать вопросы | 4.активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения (анализ, синтез) | 5.активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы. | 6.умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты | 7.умения выступать перед аудиторией |
Диагностические методики | «Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова) | «Морское путешествие» (автор: Е.О. Смирнова) | «Вопрошайка» (автор: М.Б. Шумакова) | «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор: Р.С. Немов. | «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова) |
уровни | 1 этап - Средняя группа 2017- 2018 год (констатирующий эксперимент) |
Н кол-во - % | 5 - 25% | 6 - 30% | 8 – 40% | 8 – 40% | 8 - 40% | 6 – 30 % | 6 - 30% |
С кол-во - % | 12 – 60% | 11 - 55 % | 9 – 45% | 10 – 50% | 10 – 50% | 11 – 55% | 12 - 60% |
В кол-во - % | 3 - 15 % | 3 - 15 % | 3 – 15% | 2 – 10% | 2 - 10% | 3 - 15% | 2- 10% |
уровни | 2 этап - Старшая группа – 2018 -2019 годы - 20 детей |
Н кол-во - % | 3 – 15% | 3 – 15% | 5 – 25% | 4 – 20 % | 4 – 20% | 2 – 10% | 4 -20% |
С кол-во - % | 13- 65% | 12 – 60% | 11 – 55% | 14 -70% | 11-55% | 13 – 65% | 11 -55% |
В кол-во - % | 4 – 20% | 5 - 20% | 4 – 20% | 2 - 10% | 5 -25% | 5 - 25% | 5 – 25% |
уровни | 3 этап - Подготовительная к школе группа 2020год (март-апрель) - 20 детей |
Н кол-во - % | - | 1 – 5% | 2 – 10% | 1 – 5 % | 3 - 15 % | - | 1 - 5% |
С кол-во - % | 12 - 60% | 7 – 35 % | 11- 55 % | 13 -65% | 8 -40% | 12 – 60% | 10- 50% |
В кол-во - % | 8 - 40% | 12 – 60% | 7 – 35 % | 6 - 30% | 9 -45 % | 8 - 40 % | 9 – 45 % |
уровни | Динамика развития детей группы «Радуга» МБДОУ №5 за период 2018- 2020годы |
Н кол-во - % | - | повысился на 25% | понизился на 30% | понизился на 35% | понизился на 25% | понизился на 30% | снизился на25% |
С кол-во - % | 12 - 60% | понизился на 20% | повысился на 20% | повысился на 15% | понизился на 10% | повысился на 5% | снизился на 10% |
В кол-во - % | повысился на 25 % | повысился на 45% | повысился на 20% | повысился на 20% | повысился на 35% | повысился на 25% | повысился на 35% |
Результативность и эффективность нашей практики.
Мониторинг уровня познавательного развития детей группы «Радуга» за период с 2017- 2020 годы, позволил проверить изменение уровня познавательного развития группы
«Радуга» МБДОУ №5 за период 2018 - 2020годы
(количественные и качественные показатели)
1Показатель: интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни на заключительном этапе срез показал средний уровень остался в количественном составе тот же (12 детей -60%) ,но низкого уровня развития не стало, а это значит, что у 5 детей повысился интерес к познанию. Высокий уровень увеличился на 25%, на 1 этапе - 3 ребенка -15%, на 3 этапе 8 детей- 40%, имеют высокий уровень интереса к познанию процессов и явлений окружающей жизни.
2Показатель: эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность за период 2018- 2020годы: низкий уровень понизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей - 30%, на 3 этапе - 1 ребенок 5 %). Эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего уровня понизилась на 20% (на 1 этапе -11детей - 55 %, на 3 этапе 7 детей – 35 %), но увеличилось количество детей высокого уровня с эмоциональной вовлеченностью в познавательно-исследовательскую деятельность на 45 % (на 1 этапе 3 - 15 %, а на 3 этапе 12 – 60%)
3 Показатель: умение задавать вопросы за период 2018- 2020годы: низкий уровень понизился на 30% (на 1 этапе 8 детей – 40%, на 3 этапе 2 ребенка – 10%). Средний уровень детей в умении задавать вопросы повысился на 10% (на 1 этапе 9 детей – 45%, на 3 этапе 11детей - 55 %). А высокий уровень детей в умении задавать вопросы повысился на 20% (на 1 этапе 3ребенка – 15%, на 3 этапе 7детей – 35 %).
4Показатель: активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения за период 2018- 2020годы: низкий уровень значительно снизился на 35% (на 1 этапе 8 детей – 40%, на 3 этапе 1ребенок – 5 %). Средний уровень детей, проявляющих активность по поиску и анализу информации, отстаиванию собственного мнения повысился на 15% (на 1 этапе – 10 детей – 50%, на 3 этапе -13 - 65%). Высокий уровень повысился на 20% (на 1 этапе 2 ребенка – 10%, на 3 этапе 6 детей - 30%).
5 Показатель: активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 25% (на 1 этапе 8детей - 40%, на 3 этапе 3 ребенка -15%). Активность в выполнении заданий необычным способом повысилась, но детей со средним уровнем развития стало меньше на 10% (на 1 этапе 10 детей – 50%, на 3 этапе 8 детей – 40%). А детей высокого уровня развития стало больше на 35% (на 1 этапе – 2ребенка -10%, на этапе 9 детей -45%).
6 Показатель: умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 30% (на 1 этапе 6 детей – 30%, на 3 этапе - низкий уровень отсутствует).
Умение понимать, создавать опорные схемы, мнемо - таблицы, ментальные карты средний уровень повысился на 5% (на 1 этапе 11 детей -55%, на 3 этапе 12 детей – 60%), в свою очередь высокий уровень повысился на 25 % (на 1 этапе 3 ребенка 15%, на 3 этапе 8 детей – 40%).
7 Показатель: умения выступать перед аудиторией за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей -30%,на 3 этапе 1 ребенок – 5%).Умения выступать перед аудиторией средний уровень детей снизился на 10% (на 1 этапе 12 детей - 60 %, на 3 этапе 10 детей – 50%), а в свою очередь высокий уровень повысился на 35% (на 1 этапе 2 ребенка -10%, на 3 этапе 9 детей – 45%.)
Диаграмма №1 2017-2018год - 1 ЭТАП - констатирующий
Диаграмма №2 2019-2020год - 3 ЭТАП 2019-2020год - контрольный
На диаграмме №3 представлена сводная диаграмма по 3 показателям познавательного развития:
Диаграммы наглядно показывают положительную динамику формирующего эксперимента с применением метода проектной деятельности и системы методов ТРИЗ за 3 года реализации практики.
Вывод: Таким образом, достигнута цель практики, реализованы ключевые задачи:
- у воспитанников подготовительной группы сформированы проектные умения через внедрение проектной деятельности и системы методов технологии ТРИЗ;
Сформированы личностные качества: любознательность, инициативность, креативность, способность добывать информацию, планировать свою деятельность, добиваться ее результата. У воспитанников наблюдается: интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни; развита познавательная инициатива, эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность, дети умение задавать вопросы; проявляют
активность по поиску, анализу информации, отстаиванию собственного мнения через мыслительные операции: анализ, синтез, проявляют активность в выполнении заданий необычным способом, в самостоятельном нахождении решения проблемы. У детей сформированы умения самостоятельно создавать опорные схемы, мнемотаблицы, ментальные карты с помощью символов.
Для проверки эффективности работы нашей практики по проблеме - развитие творческого воображения, в течение ее апробации (2017 -2020год) мы обследовали детей по «Методике дорисовывания фигур» О.М.Дьяченко, предлагая им дорисовать фигуру - эталон сначала по одной фигуре (средняя группа), далее усложняли задание, предлагая схематически превратить фигуру в разные предметы (старшая группа). А в подготовительной к школе группе дети выполняли задание по карточке, дорисовывая 3-5 фигур – эталонов. В ходе эксперимента дети с удовольствием дорисовывали волшебные фигурки, задания усложнялось. В самостоятельной деятельности дети по своему желанию выбирали карточки-эталоны, превращая их в необычные предметы, это говорит о том, что дети принимают задачу, предложенную педагогом. Педагог спрашивал, что у них получилось, и фиксировал ответы детей. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался тип воображения и коэффициент оригинальности (КОР) - количество неповторяющихся изображений. Сравнительная диаграмма средней и подготовительной группы наглядно показывает повышение типа развития воображения и коэффициента оригинальности, это подтверждает эффективность работы нашей практики.
Выборка экспериментальной группы для проведения диагностики по «Методике дорисовывания фигур» О.М.Дьяченко составляет 14 человек, так как на момент проведения диагностики в группе присутствовало 14 человек. За период 2017 – 2020 представлены результаты мониторинга именно этих воспитанников.
Первый этап – констатирующий эксперимент. Измерения проходили в средней группе в 2017 году. Диаграмма наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 1 и 2 тип, а КОР преобладает низкий и средний уровень.
Измерения проходили в средней группе в 2017 году. Диаграмма «Методика дорисовывания фигур О.М. Дьяченко» наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 1 и 2 тип, а диаграмма «Измерение коэффициента оригинальности» показывает, что преобладает низкий и средний уровень коэффициента оригинальности.
В ходе формирующего эксперимента внедрялась практика, применялись: метод проектной деятельности, технология «Детский совет» (Л.М. Свирская), методы и приемы технологии ТРИЗ. В ходе контрольного эксперимента измерения проходили в подготовительной группе в 2019 году. Диаграмма Методика дорисовывания фигур О.М. Дьяченко» наглядно показывает результат эксперимента: преобладает 3,4 и 5 тип, а диаграмма «Измерение коэффициента оригинальности» показывает, что преобладает средний и высокий уровень коэффициента оригинальности, а низкий уровень выявлен у 1 ребенка.
Для отслеживания результатов ведения практики разработали диагностику, которая проводится в форме педагогических наблюдений по технологии «План – дело – анализ» (Л.В.Свирская). Мы наблюдаем за детьми и фиксируем, как дети умеют высказывать свои идеи, планировать этапы по достижению цели, реализуют свои инициативы. Важный критерий - содержательная направленность инициатив, он зависит от уровня познавательной активности детей, накопленных ими знаний.
А для этого важно знать, где и как можно добыть информацию, а также уметь свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Диагностика эффективности применяемой практики
Анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»
Познавательная инициатива | Имена детей инициаторов |
Общее количество инициатив | |
Количество реализованных инициатив | |
Содержательная направленность инициатив | |
Умение добывать информацию (виды коммуникаций) | |
Мониторинг эффективности применяемой практики
Познавательная инициатива | 2016г. -2017г. | 2017г.-2018г | 2018г.- 2019г. |
Общее количество инициатив | 3 | 10 | 18 |
Количество реализованных инициатив | 2 | 8 | 16 |
Умение добывать информацию (виды коммуникаций) | 9 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников) | 60 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников) | 80 (сообщений по темам проектов от семей воспитанников) |
Содержательная направленность инициатив по теме «Что такое Новый год?» | И катиться будем вниз | Елочку сделаем из бумаги, большую и украсим блестящими шариками -построим безопасную горку, чтоб не упасть - будем кататься на ледянках по очереди | Построим необычную елку, из снега; Покрасим краской в зеленый цвет; Украсим цветными льдинками, ледяными игрушками, дорожными знаками, знаки сделаем из коробочек, я принесу; оденем колпачок на верхушку; С косичками; Ёлочка – девочка. |
При реализации практики возникают проблемы, которые необходимо решить.
«Проблемы и пути решения» Таблица
| Проблемы | Пути решения |
№ | Позиция ребенка (отрицательный эффект) | Позиция педагога (приемы снятия эффекта) |
1. | Дети отвечают хором, никто никого не слушает | Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого, соблюдать правила, принятые группой; Внешний тормоз – поднятая рука, как знак внимания; |
2. | Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми | Не фиксировать внимание на идеях повторяющегося плана; |
3. | Проблемная ситуация задана, но дети молчат | - Вопрос обратить к конкретному наиболее активному ребенку; - Внести предмет или картину по теме обсуждения; - Заранее подготовить «провокатора» - это более старший ребенок или второй взрослый; - В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей, в качестве судий |
4. | Идей много, дети о них подробно рассказывают, времени их слушать нет | - Предложить детям самостоятельную разработку идеи в продуктивной деятельности: рисовании, лепке и т.д.; - индивидуальное обсуждение идей в другие режимные моменты; - песочные часы помогают следить за временем. |
Результаты реализации практики:
Организован и действует семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80 % семей группы;
Созданы условия для:
успешной социализации детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей через деятельность семейного клуба «Дружная семейка»;
поддержки индивидуальности через предоставление выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;
развития детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности);
реализованы детско-взрослые проекты: «Что такое Новый год?», «Парад снеговиков», «Мамины помощники», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Волшебный мир цветов и насекомых»; «Осенняя ярмарка», «Животный мир Арктики - Антарктики», «Животные жарких стран», «Как поздравим маму», «Что мы знаем о космосе?», «Как быть здоровым?», «Театр, цирк и зрители», «Я знаю свои права и обязанности», «Мой папа – военный!», «Знаменитые люди Красноярья», долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина».
Проверяем эффективность применяемой практики для познавательного развития детей через:
анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»;
анализ эффективности педагогических действий (ментальные карты созданные детьми совместно с педагогом, ведется табло учета по направлениям: «Выбор воспитанниками деятельности», «Оценка собственного продукта деятельности»;
анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты, планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом), детьми совместно с педагогом заполняется «Табло учета», ведутся дневники планирования «Я нарисую свой день».
Оформлена картотека дидактических материалов с активным участием семей воспитанников:
Методы, приемы, дидактические игры по технологии ТРИЗ;
Серия сообщений по тематике проектов;
«Мини-музей одного образа» (содержание музея меняется в соответствии с темой проекта при деятельном участии родителей);
Реализуется долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»:
Осуществляется партнерство с семьями воспитанников и районными учреждениями образования, культуры и спорта
Информация о реализации проекта освящается в СМИ;
Семьи воспитанников – активные участники районных конкурсов занимают призовые места;
Возросла познавательная активность и интерес детей к проектной деятельности;
80% семей готовят с детьми сообщения по теме проекта;
Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, видят противоречия, находят решение проблемных ситуаций, фиксируют свои идеи;
Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
Возникает положительное эмоциональное отношение к добыванию знаний, используя разные виды коммуникаций - фронтально, в группах, в парах, в парах сменного состава;
У детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
Знания детей методов ТРИЗ начинают «работать» в самостоятельной деятельности детей в повседневном общении;
Дети умеют создавать, работать с опорными схемами, мнемотаблицами, ментальными картами (по различным темам, событиям, явлениям, экспериментам);
Ребенок становится субъектом своего образования через возможность выбора (личную инициативу);
Партнерство в образовательной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района), умение работать в команде.
Вывод:
Таким образом достигнута цель практики, реализованы задачи:
- у воспитанников подготовительной группы сформированы проектные умения и личностные качества: любознательность, инициативность, креативность, способность добывать информацию, планировать свою деятельность, добиваться ее результата через интеграцию метода проектной деятельности и системы методов технологии ТРИЗ.
Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности также помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности (презентации, статьи в СМИ – приложение к практике) которые находятся в доступности для детей, родителей, педагогов, а также представлены на сайтах: sad5-se@yandex.ru, http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://mk.sevono.ru/
http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://5.39160.ds.3535.ru/
Видео материалы о реализуемой практике: блог в Instagram cad5_c.e_online_
Ссылки на материалы по реализации практики в МБДОУ№ 5
https://www.instagram.com/cad5_c.e_online_/ (ссылка на инстаграмм)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/ (ссылка на сайт МБДОУ №5)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/6395/ (ссылка на раздел проектная деятельность)
http://multiurok. ru/sedou5-elena (личная страничка на сайте «Мультиурок)
Практика участвовала в 2019 года в РАОП – присвоен начальный уровень, в 2020году –продвинутый уровень. В 2021 году отправляем с корректировкой, учитывая рекомендации регионального экспертного заключения.
Наша практика стабильно развивается и пользуется спросом, ее стали применять больше педагогов в МБДОУ №5, практика представлялась на РМО, в рамках педагогической конференции на муниципальном уровне, ее внедряют педагоги района.
Практика была представлена на Всероссийской педагогической конференции «Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня», опубликована на сайте Центра профессионального и личностного развития «Рост» (сертификат), в наличии рецензия на практику от Центра профессионального и личностного развития «Рост» (рецензия), также участвовала в IX Международном профессиональном конкурсе «Гордость России» в номинации «Педагогический опыт», отмечена дипломом 2степени.
Перспектива: автор практики планирует провести мастер – класс, вебинар на краевом уровне в условиях конференций, проводимых на базе КИПК.
Литература:
1.Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)
Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного Санкт-Петербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство - Пресс», 2001г.
3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
5.Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: «Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
7.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
8. Д.П. Тальнова, С.Е.Анфисова ВКР по теме Развитие познавательной активности детей 6-7 лет посредством проектной деятельности. Тольятти 2020год