СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена практика, которую можно внедрять в работу с дошкольниками. Актуальна  на современном этапе образования, соответствует ФГОС ДОО. Для детей образовательный процесс становится увлекательным и творческим через интеграцию проектного метода  и системы методов ТРИЗ (Мозговой штурм, Синектика, Метод фокальных объектов, Методика маленьких человечков).

Просмотр содержимого документа
«Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи»



Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.


Красноярский край, Северо-Енисейский район, гп Северо-Енисейский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Северо-Енисейский детский сад№5

Бектяшкина Елена Дмитриевна, воспитатель

sad5-se@yandex.ru; 8(39160)22-8-68;

anels1968@mail.ru; 8(950)433-16-98;

Анализ научно - практической литературы позволяет подчеркнуть значение дошкольного воспитания в становлении личности человека. Идеи педагогов, философов, мыслителей (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.) оказали существенное влияние на развитие образовательной системы в различные исторические эпохи, задавая при этом единство методологических подходов к её построению и в современных условиях.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) являются хорошим подспорьем для осуществления воспитателем педагогического процесса в современных условиях.

Реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). В частности поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки детской индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт3.2.5 ФГОС ДО)

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка. А так же позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. (ООП МБДОУ №5)

Теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) включает многообразие методов, способствующих интеллектуальному, речевому, коммуникативному и творческому развитию детей, их личностному становлению. Дидактические принципы ТРИЗ, находят отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО).




Дидактические принципы ТРИЗ -

теории решения изобретательских задач

ФГОС ДО - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Министерстве России 14 ноября 2013г., рег.№30384), вступил в силу с 1 января 2014г.

Свобода выбора — в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; (ФГОС 3.2.1.)

- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); (ФГОС 3.2.5.)

Открытость — развитие у ребенка умений работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, находить разные способы этих решений

- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей (ФГОС ДО п.3.2.5.)

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (ФГОС ДО п.4.6)

Деятельность — создать условия для освоения новых знаний или закрепления уже имеющихся, в адекватных для детей дошкольного возраста видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (ФГОС ДО п.1.4.7)

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; (ФГОС ДО п.3.2.5.)

Обратная связь — педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (ФГОС ДО п.3.2.1.)

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками… (ФГОС ДО п.3.2.5.)


Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Обучение через творчество, через решение творческих заданий с применением методов ТРИЗ ведёт к выявлению талантов, развивает интеллектуальные способности детей, уверенность в своих силах. Поэтому для поддержки детской познавательной инициативы внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.

Цель - формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Для реализации цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей решаем следующие задачи:

- развивать коммуникативные способности детей: умение вести диалог, активно высказывать свои идеи предположения, обсуждать возможные варианты делать выводы, умозаключения;

- учить добывать информацию, используя разные виды коммуникаций (книга, интернет, взрослые, сверстники и др.);

- развивать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- побуждать к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности;

- развивать психические процессы детей: мышление, память, воображение через мыслительные операции: анализ, синтез, личностная аналогия (эмпатия), прямая и фантастическая аналогии;

- развивать умения работать с опорными схемами, создавать мнемотаблицы, ментальные карты;

- развивать умения находить и различать противоречия, применять нестандартные, оригинальные решения, находить выход из проблемных ситуаций;

- воспитывать умение работать индивидуально, в группе сверстников и взрослых, выполняя поставленную задачу с помощью заданных педагогом условий.

Педагогическая практика предназначена для воспитанников среднего, старшего дошкольного возраста.

Логика (технология и способы) решения задач для целевой группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5» на протяжении 5 лет является районной базовой методической площадкой по внедрению метода проектов в практику образовательной работы с воспитанниками.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Практика убеждает в том, что для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, формирования инициативной и самостоятельной позиции дошкольников в добывании знаний, развитии их исследовательских, рефлексивных навыков способствует комплексное применение развивающих педагогических технологий: проектная деятельность, социо-игровая технология, ИКТ, а также творческие задания с использованием методов ТРИЗ и метода «Мыслительных карт» Тони Бьюзена (методика запоминания, творчества и организации мышления).

Педагогическую деятельность осуществляем с учетом комплексно – тематического планирования. При изучении той или иной темы имеет место «Страничка интересов детей», что и помогает совместно с детьми определиться с выбором темы проекта.

Для реализации проектной деятельности определен дневной цикл жизнедеятельности детей: план-дело – анализ.

Раскроем механизм проектирования:

1этап - утренний групповой сбор, на котором осуществляется введение в тему проекта, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерства).

Эта работа осуществляется на утреннем групповом сборе (на круге). Запускаем «Метод трех вопросов» (что знаю? что хочу узнать? как узнаю?) в комплексе с методом коллективного поиска оригинальных идей - «Мозговой штурм» (ТРИЗ), предложенного американским учёным А. Осборном. Этот метод способствует развитию коммуникативных способностей детей: умение вести беседу, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя, развивает у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы.

Метод «Мыслительных карт» Тони Бьюзенаудобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Внедрение методики запоминания, творчества и организации мышления позволит развить у детей умение планировать свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом, создавая ментальные карты.

Важно фиксировать все высказывания и идеи детей, все материалы наглядны и находятся в доступности, это мотивирует родителей на поиск информации совместно с детьми.

2этап - индивидуальная, подгрупповая или совместная деятельность в центрах активности. Для реализации проекта, необходимо организовать предметно-развивающее пространство группы для специально организованной детской деятельности, в которых реализуются задачи всех пяти образовательных областей ОП. В центрах активности - «Игралочка», «Здоровейка», Исследователи», «Пддешки», «Карусель творчества», мини-музей «Русская сторонушка», «В гостях у сказки», «Строители», «Уголок уединения» размещаем документы, энциклопедии, книги, дидактические игры, материалы для подвижных игр и творчества. Создаем «Мини- музей одного образа», в котором фотографии, иллюстрации, коллекции, выставки детского и семейного творчества по теме проекта. Осуществляем эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, через деятельность клуба выходного дня «Дружная семейка». В рамках семейного клуба организуем экскурсии в библиотеку, музей, кукольный театр, конструируем из неоформленного материала объекты окружающей действительности, организуем совместные досуги, творческие мастерские. В результате: семьи воспитанников активно осуществляют поиск информации, используя разные виды коммуникаций, оформляют рефераты, альбомы с иллюстративным материалом, готовят рисунки, поделки. В группе собрана картотека дидактического и иллюстративного материалов, серия рефератов по темам проектов.

3этап: итоговый сбор; рефлексия, подведение итогов дня, план на следующий день.

На итоговом сборе, применяем педагогическую практику Л. В. Свирской «Утро радостных встреч», приемы социо-игровой педагогики.

Достоинство технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы, а также свой личный вклад. Индивидуальным конкретным результатом работы для детей является реферат, рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, выращенный урожай и др. Все эти достижения дети представляют на заключительном мероприятии проекта, в котором участвуют дети, педагоги и родители. Это яркое событийное мероприятие для всех участников проекта. У детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, умение работать в команде.

В ходе реализации проекта развиваем психические процессы детей: мышление, память, воображение, учитм детей находить и различать противоречия, применять нестандартные, оригинальные решения, находить выход из проблемных ситуаций, для этого применяем систему методов технологии ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, Ч.Вайтинг). Методы и приемы технологии ТРИЗ были адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет доктором педагогических наук, профессором МГУ – А. М. Страунинг. Мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности.

Учитывая возрастные особенности детей, зону их ближайшего развития представим основные цели этапов работы с использованием технологии ТРИЗ. Возраст обозначен условно, все зависит от индивидуальных особенностей детей.

Этапы работы с применением системы методов технологии ТРИЗ

- На первом этапе (с 3 лет) – учим детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между курицей и уткой? Мамой и бабушкой? Применяем дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Собери картинку из частей», «Назови предмет по описанию», используем опорные схемы, мнемотаблицы. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаем предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

На втором этапе (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Применяем метод фокальных объектов (МФО) ТРИЗ – совершенствуем исходный объект, находящийся в фокусе, путем присоединения к нему свойств других предметов. Например, придумать новый чайник, удобный, красивый и многофункциональный. Дидактические игры: «Удивительные вещи», «Изобретатели», «Художники», «Фантазеры».

На третьем этапе (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы с помощью приемов ТРИЗ.

Изучая процессы, происходящие в природном и рукотворном мире между веществами, применяем «Методику маленьких человечков», детям 4-5 лет, моделирование маленькими человечками интересно и доступно. Дидактические игры:

«Варим компот», «Построим три состояния воды», «Чудесная коробочка». Стимулируют воображение детей, творческие задания: «Узнай и назови сказку», «Расскажи сказку», «Нарисуй стихотворение», (с применением мнемотехники); «Выложи и назови героя сказки», (на 1 этапе мы работаем с блоками Дьенеша, на втором – выкладываем фигуру по опорным схемам, на 3этапе – выкладывают фигуру самостоятельно без наглядности, включая память, логическое мышление и воображение); «Назови фигуру», «Какую роль исполняет геометрическая фигура в сказке», «Выложи героя сказки из геометрических фигур», «Какую сказку построили» (мыслительные операции анализ и синтез); «Оживи предмет» с использованием метода «Синектика» (У. Гордон). Для большего эффекта метод «Синектика» проводится в паре с методом «Мозговой штурм».

На четвертом этапе (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Включаем метод «Системный оператор» (ТРИЗ), а также увлекательные дидактические игры «Танграм», «Колумбово яйцо».

Технологию ТРИЗ внедряем в педагогическую деятельность с 2015 года. С детьми старшего дошкольного возраста апробировали МФО - метод фокальных объектов (ТРИЗ) - игра-эксперимент «Сладкие фантазии» (декабрь 2015г) в рамках 1 этапа районного профессионального конкурса «Воспитатель года – 2016». В 2017 году в рамках методической недели по теме «Внедрение современных педагогических технологий по развитию речи в работу с детьми дошкольного возраста» провели мастер-класс, в ходе которого коллеги изобретали необычный торт, с применением метода фокальных объектов (МФО) ТРИЗ. В 2018 году в рамках методической недели на образовательном мероприятии «Театр геометрических фигур», представили коллегам методы ТРИЗ - «Мозговой штурм» и «Синектика», как можно вызвать у детей 5 лет интерес и желание заниматься логико-математической деятельностью.

Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи позволила достичь следующих результатов:

  1. Организован семейный клуб выходного дня «Дружная семейка», который посещает 80% семей;

2. Созданы условия для самостоятельного выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности.

3. Совместная деятельность ДОУ и Семьи способствует:

- интеллектуальному развитию (дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить);

- творческому развитию (развито умение фантазировать, находить оригинальные решения);

- личностному становлению (решают противоречия, находят выход из проблемных ситуаций).

4. Учитывая региональный компонент, потребности детей, заинтересованность родителей, разработаны и реализованы детско-взрослые проекты: «Что такое Новый год?»; «Мама, папа, я – безопасная семья», «Столовая для пернатых», «Мамины помощники, «Жизнь и быт народов Сибири», «Знаменитые люди Красноярского края», «Никто не забыт-ничто не забыто»; «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»; «Наш поселок из картона», «Театр, цирк и зрители», «Как изобрести торт?», межведомственный социальный проект «Путь к успеху»;

Проверяем эффективность применяемой практики для развития детей через:

- анализ инициатив детей по технологии «План – дело – анализ»;

- анализ эффективности педагогических действий (выборка из тематических планов педагога);

- анализ тем и содержания проектов (срез представлений детей о мире)

- анализ готовности детей к планированию (умение создавать ментальные карты планируя свою деятельность, излагая свои мысли, на бумаге графическим способом);

- анализ фиксированных педагогических наблюдений.

Судить об эффективности нашей работы и состоятельности педагогической деятельности помогает сбор и документирование материалов проектной деятельности.

Информация о занимательных делах группы находится в доступности для детей, родителей, педагогов, а также представлена на сайтах: sad5- se@yandex.ru, http://multiurok.ru/sedou5-elena; http://mk.sevono.ru/.

Инструменты оценивания результативности:

Система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ, привлекательные виды детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество, обеспечивают не только качественный, но и увлекательный процесс.

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

1.Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265)

Министр Д. Ливанов Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Л.Е. Белоусова Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного Санкт-Петербург, под редакцией Б.Б.Финкельштейн, СПб «Детство- Пресс», 2001г.

3.Михайлова - Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе сада: пособие для педагогов ДОО; М.: Просвещение, 2015 (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

4.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

5.Как стать гением: Жизненная стратегия твор­ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994

6. Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»

7. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов; Гомель 1995г