Методы и приёмы обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи.
Современные требования общеобразовательных учреждений и ФГОС уделяют большое внимание формированию навыков речевой деятельности у младших школьников.
Основная цель состоит в том, чтобы развить творческий потенциал учащихся, повысить их культуру речи и формировать духовно богатую личность. Поэтому важным направлением обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе становится развитие устной и письменной речи учащихся.
Главная задача при этом – привить каждому ребенку положительное отношение к русскому языку и дать возможность овладеть базовыми знаниями о языке и речевой грамотности. Важность развития речевой деятельности объясняется тем, что речь является основой для любой умственной деятельности и средством коммуникации. Владение языком и умение грамотно и эффективно выражать свои мысли и идеи – показатель умственного развития школьника.
Для улучшения развития речевой деятельности младших школьников на занятиях можно использовать различные методические приемы, включая толкование лексемы через словарь, показ предмета или его изображений, этимологический анализ и использование ребусов, кроссвордов и чайнвордов.
Мультимедийные технологии также могут быть эффективны как средство обозначения темы, сопровождение объяснений учителя, информационно-обучающее пособие, контроль знаний и организация проектной деятельности. Зная психолого-педагогические и методологические основы формирования связной речи младших школьников, можно сделать выводы о важности разнообразных методических форм и приемов работы, работе по развитию речи на уроках для формирования общей культуры и улучшения интеллектуальных способностей учеников. Использование ИКТ также может дать возможность учителям обогатить методические приемы, знания и умения, активизировать развитие навыков правильной речи и грамотного письма у детей и в образовательном процессе в целом.