«Методы и приёмы организации ситуации успеха -
одно из направлений повышения социализации учащихся»
Один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации - успех в учении и в жизни. За годы словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным, ведь именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка. Главный смысл моей деятельности, как учителя - создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, то есть условия, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом. Успех - это переживание состояния радости от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Ученье - свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа.
Я считаю, что учащимся в массе своей достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так-то просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Значение ситуаций успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности ученика, ведь сам процесс развития осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, нравственной деятельности, а также деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.
Урок - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика. При этом переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, активность;
развивает коммуникативные способности;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Факторы, создающие ситуацию успеха:
соответствие материала по сложности и типу класса;
применение уровневого деления учащихся;
учёт психофизического развития каждого ученика;
ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ученика;
оптимальный темп урока;
межпредметная связь;
опора на знания учащихся;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;
использование здоровьесберегающих технологий;
создание положительного психологического климата на уроке.
В своей практике использую технологию дифференцированного обучения, в основе которой лежит создание разноуровневых групп учащихся с определённой целью. Для каждой группы учащихся я подбираю то задание, которое соответствует их уровню обученности. Ведь дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Использование мной здоровьесберегающих технологий способствует лучшему овладению материалом, помогает снять усталость и напряжение, повышает мотивацию к обучению. Успешность ученика во многом зависит от учителя. Создание положительного психологического климата, а именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из учеников.
Я стараюсь создать атмосферу доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика - создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ними задачей. В этом мне хорошо помогают мои действия:
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках;
применение поощрения;
эмоциональное ободрение и стимуляция учебной деятельности;
формирование адекватной самооценки учащихся;
эмоциональная речь;
индивидуальная помощь учащимся.
Мной применяются технологические операции создания ситуаций успеха: снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности (педагогическое внушение), высокая оценка детали.
Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили». Авансирование успешного результата - помогает мне выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности - помогает ребёнку избежать поражения, достигается путём намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..». Внесение мотива - показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи товарищам не справиться…». «Твоим родителям…». Персональная исключительность - обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни кому, кроме тебя…». Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…». Высокая оценка детали - помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось …». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
Этапы создания ситуации успеха:
мотивационно-целевой;
организационный;
итоговый.
Мотивационный этап:
создание проблемной ситуации;
привлечение занимательного материала;
применение наглядных средств обучения;
использование неожиданной, противоречивой информации;
эмоциональная насыщенность содержания;
эмоциональная зарядка;
соревновательные и игровые моменты;
разъяснение и постановка цели деятельности;
разработка плана действий.
Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой предстоящей деятельности. В свои уроки я включаю элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся и даже самые пассивные включаются в игру, чтобы не подвести товарищей.
Организационный этап:
чёткая постановка цели;
оптимальный темп урока;
организационный контроль начала и завершения работы;
занимательный материал;
наглядность;
использование средств ТСО;
работа в парах и группах;
связь с нашим временем;
практическая работа;
словарная работа;
подготовка к контрольным работам;
нестандартная форма проведения урока.
Ситуация успеха на организационном этапе - обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным.
Использование средств ТСО привлекает учащихся, как и работа в парах и группах:
работа в парах постоянного и сменного состава;
работа в группах (4-5 человек);
коллективная работа.
Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее, что позволяет оживить занятие, предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Нестандартная форма проведения урока:
использование проектного метода в обучении школьников;
экскурсии;
проведение уроков в нестандартной обстановке.
Метод проектов - это творческая работа под руководством учителя. Проекты выполняются детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках развития речи младшие школьники могут работать над следующими проектами: «Оживи букву», «Времена года», «Дом моей мечты», «Лэпбуки» по темам.
Построение и эффективность урока зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и от методов обучения, которые должны обеспечивать комфортное общение. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр, экскурсии.
Ситуация успеха на итоговом этапе - усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение. Перед собой я всегда ставлю задачу организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
При оценивании работ учащихся учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому я в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И стараюсь делать это объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.