СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и приёмы развития связной речи учащихся»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы над развитием связной речи младших школьников

1. Сущность понятия «связная речь»

2. Методика работы по развитию связной речи у младших школьников.

Развитие связной речи является базовым компонентом в обучении детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день отмечается снижение уровня культуры речи. Именно поэтому развитие речи является актуальной задачей школьного начального образования. Сущность понятия «связная речь»        

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Связная речь характеризуется тем, что она позволяет ребенку последовательно и логично излагать свои мысли, пересказывать прочитанное или увиденное.

Переход к связной речи становится возможен только тогда, когда у ребенка достаточный словарный запас, он умеет составлять логичные и развернутые фразы. Для того чтобы смысл сказанного был понятен, ребенку необходимо не просто складывать слова в предложения, но и связывать между собой предложения в определенной логичной последовательности. Именно это является основой для связной речи и полноценной письменной.

 Высказывание ребенка полным предложением своей мысли или же отдельными словами не является показателем того, что он овладел связной речью, так как он не может объединить слова и предложения в один общий сюжет

Просмотр содержимого документа
««Методы и приёмы развития связной речи учащихся»»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное

Учреждение «СОШ №60»



Доклад

на тему:

«Методы и приёмы развития связной речи учащихся»



Выполнила:

Сулейманова Н. И.









Махачкала 2019 г.

Приемы работы над развитием связной речи младших школьников

1. Сущность понятия «связная речь»

2. Методика работы по развитию связной речи у младших школьников.

Развитие связной речи является базовым компонентом в обучении детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день отмечается снижение уровня культуры речи. Именно поэтому развитие речи является актуальной задачей школьного начального образования. Сущность понятия «связная речь»

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Связная речь характеризуется тем, что она позволяет ребенку последовательно и логично излагать свои мысли, пересказывать прочитанное или увиденное.

Переход к связной речи становится возможен только тогда, когда у ребенка достаточный словарный запас, он умеет составлять логичные и развернутые фразы. Для того чтобы смысл сказанного был понятен, ребенку необходимо не просто складывать слова в предложения, но и связывать между собой предложения в определенной логичной последовательности. Именно это является основой для связной речи и полноценной письменной.

Высказывание ребенка полным предложением своей мысли или же отдельными словами не является показателем того, что он овладел связной речью, так как он не может объединить слова и предложения в один общий сюжет

Виды речи:

  1. Внешняя речь. Подразделяется на:

  • устную (монологическую и диалогическую);

  • письменную.

  1. Внутренняя речь.

Кроме того, различают речь разговорную и книжную.

Формы речи:

  • Диалогическая.

  • Монологическая.

Диалог – это процесс общения двух и более детей, в процессе которого задаются вопросы, рассказчик повествует о событиях, происходит обсуждение чего-то и т.д. Это наиболее яркое проявление речи человека. В процессе диалога, речь говорящего, сопровождается эмоциями, исходя из темы разговора. Тема диалога не является обязательной и в процессе разговора она может кардинально измениться.

Монолог – это речь одного ребенка в присутствии других. Например, когда один ребенок пересказывает прочитанную книжку, рассказывает о проведенных выходных и т.д. Важным в монологической речи является наличие слушателя. Монологическая речь для ребенка сложна, ему необходимо удержать на себе внимание слушателей, для чего необходимо уметь интересно излагать свои мысли.

Таким образом, речь – это форма общения между людьми. Связная речь – это наивысшая степень обладания речью ребенком. Основной характеристикой связной речи выступает логичная и последовательная связь предложений, способных в итоге донести смысл сказанного до слушателей.

Методика работы по развитию связной речи у младших школьников

Основные приемы развития связной речи младших школьников:

  1. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения направление на устранение недочетов произношения и формирование правильного произношения звуков или слов. Достигается путем ежедневной артикуляционной гимнастики.

  2. Наращивание словарного запаса. Формирование словаря направлено не на простое заучивание слов, а на обучение точному пониманию значений слова, его эмоциональной окраски, уместности употребления и т.п.

  3. Усвоение сочетаемости слов. Направлено на формирование умений построения логичных словосочетаний, правильных по грамматическому употреблению и строению.

  4. Активация словаря. Обучение детей применять новые, усвоенные ранее слова в своей речи, с целью максимально точной передачи мысли (как в разговорной, так и в письменной речи).

  5. Правильное построение предложений. Направлено на овладение детьми правил построения различного типа предложений.

  6. Овладение механизмами порождения речи. Обучение детей быстро, правильно и точно выстраивать предложения, с целью передачи своей мысли. Работа ведется как с устной, так и с письменной речью.

  7. Навыки передачи устной речи. Детей учат навыкам передачи эмоциональной окраски речи путем интонаций, пауз, логических ударений и т.п.

  8. Общие умения по построению связного текста. Детей учат, что в первую очередь необходимо понимать, о чем идет речь, уметь правильно и полно раскрыть ее, путем использования полученных знаний и умений (использование эмоциональной окраски речи, правильного построения предложений, точных слов и т.д.). То есть необходимость использования в речи комплекса полученных знаний.

Занятия, проводимые с целью развития связной речи у младших школьников в начальной школе, имеют следующие цели:

  • формирование умения максимально полно раскрывать заданную тему;

  • развитие умения правильно выделять основную мысль;

  • грамотно подбирать материал для последующего высказывания;

  • формировать умения систематизировать собранный и имеющийся материал для высказывания;

  • развитие умения строить свои высказывания не хаотично, а последовательно, в определенной композиции (уметь в уме составлять план высказывания и осуществлять свою речь по нему);

  • логично выражать свои мысли, с использованием правильной и грамотной речи;

  • формировать умение совершенствовать написанное и сказанное в процессе изложения своих мыслей.

Процесс развития связной речи основывается так же и на общедидактических приемах, которые действуют применительно ко всему познавательному процессу:

  • единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения;

  • связь с практикой;

  • систематичность и последовательность;

  • доступность;

  • наглядность;

  • сознательность и активность самих учащихся;

  • прочность;

  • рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!