Приемы работы над развитием связной речи младших школьников
1. Сущность понятия «связная речь»
2. Методика работы по развитию связной речи у младших школьников.
Развитие связной речи является базовым компонентом в обучении детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день отмечается снижение уровня культуры речи. Именно поэтому развитие речи является актуальной задачей школьного начального образования. Сущность понятия «связная речь»
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связная речь характеризуется тем, что она позволяет ребенку последовательно и логично излагать свои мысли, пересказывать прочитанное или увиденное.
Переход к связной речи становится возможен только тогда, когда у ребенка достаточный словарный запас, он умеет составлять логичные и развернутые фразы. Для того чтобы смысл сказанного был понятен, ребенку необходимо не просто складывать слова в предложения, но и связывать между собой предложения в определенной логичной последовательности. Именно это является основой для связной речи и полноценной письменной.
Высказывание ребенка полным предложением своей мысли или же отдельными словами не является показателем того, что он овладел связной речью, так как он не может объединить слова и предложения в один общий сюжет
Просмотр содержимого документа
««Методы и приёмы развития связной речи учащихся»»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «СОШ №60»
Доклад
на тему:
«Методы и приёмы развития связной речи учащихся»
Выполнила:
Сулейманова Н. И.
Махачкала 2019 г.
Приемы работы над развитием связной речи младших школьников
1. Сущность понятия «связная речь»
2. Методика работы по развитию связной речи у младших школьников.
Развитие связной речи является базовым компонентом в обучении детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день отмечается снижение уровня культуры речи. Именно поэтому развитие речи является актуальной задачей школьного начального образования. Сущность понятия «связная речь»
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связная речь характеризуется тем, что она позволяет ребенку последовательно и логично излагать свои мысли, пересказывать прочитанное или увиденное.
Переход к связной речи становится возможен только тогда, когда у ребенка достаточный словарный запас, он умеет составлять логичные и развернутые фразы. Для того чтобы смысл сказанного был понятен, ребенку необходимо не просто складывать слова в предложения, но и связывать между собой предложения в определенной логичной последовательности. Именно это является основой для связной речи и полноценной письменной.
Высказывание ребенка полным предложением своей мысли или же отдельными словами не является показателем того, что он овладел связной речью, так как он не может объединить слова и предложения в один общий сюжет
Виды речи:
Внешняя речь. Подразделяется на:
Внутренняя речь.
Кроме того, различают речь разговорную и книжную.
Формы речи:
Диалогическая.
Монологическая.
Диалог – это процесс общения двух и более детей, в процессе которого задаются вопросы, рассказчик повествует о событиях, происходит обсуждение чего-то и т.д. Это наиболее яркое проявление речи человека. В процессе диалога, речь говорящего, сопровождается эмоциями, исходя из темы разговора. Тема диалога не является обязательной и в процессе разговора она может кардинально измениться.
Монолог – это речь одного ребенка в присутствии других. Например, когда один ребенок пересказывает прочитанную книжку, рассказывает о проведенных выходных и т.д. Важным в монологической речи является наличие слушателя. Монологическая речь для ребенка сложна, ему необходимо удержать на себе внимание слушателей, для чего необходимо уметь интересно излагать свои мысли.
Таким образом, речь – это форма общения между людьми. Связная речь – это наивысшая степень обладания речью ребенком. Основной характеристикой связной речи выступает логичная и последовательная связь предложений, способных в итоге донести смысл сказанного до слушателей.
Методика работы по развитию связной речи у младших школьников
Основные приемы развития связной речи младших школьников:
Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения направление на устранение недочетов произношения и формирование правильного произношения звуков или слов. Достигается путем ежедневной артикуляционной гимнастики.
Наращивание словарного запаса. Формирование словаря направлено не на простое заучивание слов, а на обучение точному пониманию значений слова, его эмоциональной окраски, уместности употребления и т.п.
Усвоение сочетаемости слов. Направлено на формирование умений построения логичных словосочетаний, правильных по грамматическому употреблению и строению.
Активация словаря. Обучение детей применять новые, усвоенные ранее слова в своей речи, с целью максимально точной передачи мысли (как в разговорной, так и в письменной речи).
Правильное построение предложений. Направлено на овладение детьми правил построения различного типа предложений.
Овладение механизмами порождения речи. Обучение детей быстро, правильно и точно выстраивать предложения, с целью передачи своей мысли. Работа ведется как с устной, так и с письменной речью.
Навыки передачи устной речи. Детей учат навыкам передачи эмоциональной окраски речи путем интонаций, пауз, логических ударений и т.п.
Общие умения по построению связного текста. Детей учат, что в первую очередь необходимо понимать, о чем идет речь, уметь правильно и полно раскрыть ее, путем использования полученных знаний и умений (использование эмоциональной окраски речи, правильного построения предложений, точных слов и т.д.). То есть необходимость использования в речи комплекса полученных знаний.
Занятия, проводимые с целью развития связной речи у младших школьников в начальной школе, имеют следующие цели:
формирование умения максимально полно раскрывать заданную тему;
развитие умения правильно выделять основную мысль;
грамотно подбирать материал для последующего высказывания;
формировать умения систематизировать собранный и имеющийся материал для высказывания;
развитие умения строить свои высказывания не хаотично, а последовательно, в определенной композиции (уметь в уме составлять план высказывания и осуществлять свою речь по нему);
логично выражать свои мысли, с использованием правильной и грамотной речи;
формировать умение совершенствовать написанное и сказанное в процессе изложения своих мыслей.
Процесс развития связной речи основывается так же и на общедидактических приемах, которые действуют применительно ко всему познавательному процессу:
единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения;
связь с практикой;
систематичность и последовательность;
доступность;
наглядность;
сознательность и активность самих учащихся;
прочность;
рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.