МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории
Доклад на тему:
«Методы и приёмы
стимулирования речевой активности детей
младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Юшкова Е.А.
п. Золотухино, 2021г.
Ранний возраст является очень ценным возрастным этапом развития ребёнка. В этот период важное место отводится эмоциональному общению взрослого и ребёнка. Это первый шаг в развитии вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно ярко речевая активность проявляется в раннем возрасте: от года до 5 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.
В настоящее время дошкольное образование находится на новом этапе развития. Были прияты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего дошкольного возраста по активизации речевой деятельности. Профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Следует отметить, что проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Прежде всего – это сензитивность детей от 1 года до 3 лет к развитию речи. Ранний возраст является периодом более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Главным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основной для дальнейшего развития ребёнка. Расцвет речевой активности приходится на дошкольный возраст. В это время происходит формирование всех сторон речи, усвоение дошкольных норм и правил родного языка. Речь становится важным средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Также следует отметить, что ухудшение здоровья детей может привести к нарушению речевых нарушений. В нашем динамично развивающемся мире существует дефицит «живого» общения родителей и детей. Поэтому крайне важно именно с раннего возраста начинать вести работу по развитию речевой активности у детей и предупреждению речевых нарушений.
Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать взрослые, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно- практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:
формирование мотивационно- побудительного уровня речевой деятельности;
совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию;
развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
формирование внутреннего и внешнего лексикона;
формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана.
Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Выделяют словесные, наглядные и практические методы развития речи у детей. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования различных методов и приёмов.
Наглядные методы:
наблюдение за живыми объектами – кошкой, собакой, птицей и т.д.;
наблюдение в природе – экскурсии на участок старшей группы, огород, спортивную площадку;
рассматривание игрушек, предметов и картин;
изобразительная наглядность.
Практические методы:
Словесные методы:
чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
чтение и рассказывание рассказов;
заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Приёмы стимулирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
диалог - образец;
разговор с самим собой;
параллельный разговор;
провокация или искусственное непонимание ребёнка;
распространение;
использование малых форм фольклора;
звукоподражание;
упражнения на развитие речевого дыхания;
выбор;
поручения,
опосредованное общение;
продуктивные виды деятельности;
замещение;
музыкальные игры;
игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук;
пескотерапия;
игровой приём.
Поговорим о них более подробно.
1. Диалог - образец.
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
- Что я взяла? - Тарелку.
- Что это такое? – Тарелка.
- Что я поставила? Тарелку и т.д.
2. Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает в слух, что он видит и слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где пирамидка?» «Вот пирамидка». «Пирамидка стоит на шкафу». Оля поиграет с пирамидкой?» и т.д. При этом важно проговаривать слова медленно и чётко, но не растягивать их. Строить предложения в простой и доступной для маленького ребёнка форме. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске»и т.п.
3. Параллельный разговор.
Прием отличается тем, что описываются все действия ребёнка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые он в дальнейшем начнёт использовать в своей речи самостоятельно.
4. Провокация.
Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даём ему не ту игрушку. Первой реакцией ребёнка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для названия предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем всё сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению - вполне достаточно того, что он нас слышит. Например, ребёнок говорит: «Суп», а взрослый его дополняет «Суп очень вкусный». «Суп едят ложкой». Отвечая ребёнку распространёнными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
6. Использование малых форм фольклора.
Здесь подразумевается использование народных игр, песенок потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми. Это процесс доставляем ребёнку огромную радость. Сопровождение действий словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться взвуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепеннопроникать в их смысл. Например: «Петушок - петушок», «Ладушки- ладушки», «Пошел котик на торжок» и другие. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном( прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми.
Развитие артикуляционного аппарата происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их педагог может использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.
7. Звукоподражание – это эффективный приём активизации речи детей.
Использование картинок на звкоподражание, например, поезд едет – чух - чух - чух, петушок поёт – ку – ка – ре - ку, часы идут – тик - так и т.д.
8. Упражнения на развитие речевого дыхания.
Педагог активно использует в работе данные упражнения. Например, «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Горячий чай» и др. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
9. Выбор.
Этот приём даёт возможность выбора ребёнку. Пораждает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например, «Тебе яблоко целиком или порезать на части?»; «Будешь играть с куклой или мячиком?» и т. д. В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность малыша удовлетворяется только после речевых реакций.
10. Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации малыш вынужден обратиться к взрослому. Педагог же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять?» «Куклу?» Как нужно правильно просить? – «Дай куклу…»
11. Опосредованное общение.
В процессе игр или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка простейшими высказываниями: «Угости куколку чаем», «Полечи зайке лапку», «Уложи мишку спать», «Спой ему песенку» и др.
12. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка аппликация, конструирование способствует появлению речевой активности у ребёнка. В процессе данной деятельности, дети получают знания о форме, цвете, размере, развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие в процессе данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или доску для лепки)вынуждают ребёнка просить недостающий предмет, таким образом проявляется речевая активность.
13. Замещение.
Дети к трём годам способны представить себя самолётом, кошечкой, мишкой, и т.д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что самолёты». «сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребёнка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в игру можно с помощью вопроса – предложения: «Угадай, что я делаю?» Начинать нужно с простых действий: причёсывания, чтения книги. После того, как ребёнок угадал действия, предлагаем ему самому загадать какое- либо действие, затем «оживить» данную ситуацию. Такие игры – паномимы, игры - имитации, являются хорошими стимуляторами речевой активности.
14. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам», и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика стимулирует процесс речевого развития ребёнка, способствует развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений, тем больше участков мозга включается в работу.
16. Пескотерапия.
Этот приём развития ребёнка через игру с песком. Пескотерапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи проходят именно там. Поэтому игры с песком позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода цесообразно в работе с детьми раннего дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
17. Практические методы являются самыми эффективными.
К группе практических методов относится игровой приём. Это приём предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребёнка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами. Например, телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может позвонить маме и папе. Эта игра стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Речевая деятельность ребёнка зависит от того, как устроена игровая, предметно - развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал. Как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего дошкольного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек, наборы парных картинок для сравнения, разрезанные на две части по прямой и д.р. Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в различных видах деятельности.