СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы воспитательного процесса. Роль классного руководителя в воспитании обучающихся. Взаимодействие с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст — это период жизни ребенка от 6 - 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах  в современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная. Но игра оказывает по-прежнему большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы воспитательного процесса. Роль классного руководителя в воспитании обучающихся. Взаимодействие с родителями.»

Методы и приёмы воспитательного процесса. Роль классного руководителя в воспитании обучающихся. Взаимодействие с родителями.

Младший школьный возраст — это период жизни ребенка от 6 - 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах всовременной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная. Но игра оказывает по-прежнему большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Для ребенка, пришедшего из детского сада в первый класс начинаются испытания, он попадает в непривычные условия и у него появляются школьные обязанности. В связи с этим учитель должен быть тонким психологом, чтобы подобрать методы обучения и воспитания, соответствующие данному возрасту с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Методы воспитания: убеждение, внушение, поощрение, соревнование. С использованием данных методов во внеурочное время провожу этические беседы, игры, на классных часах проводим инсценировки литературных произведений, анализ и инсценировку различных ситуаций, чтобы наглядно показать положительные или отрицательные стороны образа жизни героев которые формируют личностные универсальные учебные действия обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и в межличностных отношениях.

Систематично использую метод наблюдения во взаимосвязи со словесными на уроках обучения грамоте при изучении звуков для усвоения звукового анализа (называние последовательности звуков в слове и их характеристика), а также метод иллюстрации для показа дидактического материала, составления звуковой схемы, дополняет эти методы практический метод упражнения и интерактивный метод (10-15мин) которой используется для выполнения интерактивного задания (составление рассказа, пересказа, составления схемы предложения, составления звуковой схемы слова, восстановления деформированного текста, разгадывания анаграмм и т. д.)

Эти методы дополняют друг друга и систематически используются мной на уроках математики при работе со счетными палочками, таблицами, числовым рядом, абаком, карточками схем разных типов задач, электронным приложением.

Систематично применяю методы наблюдение и эксперимент на уроках окружающего мира в практических работах. Например: «Различие листьев и хвоинок», «Свойства снега», «Исследуем состав почвы», «Свойство воздуха», «Исследуем продукты на содержание крахмала» и т.д. Выполнение практических работ сопровождается записью получаемых результатов и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном опыте.

Очень важное значение имеет привлечение детей к общественно-полезному труду Это и уход за растениями , дежурство в классе, уборка территории. Не менее важно участие детей в таких акциях, как «Покорми птиц зимой», «Скворушка», «Новогодние окна 2023», «Подари вторую жизнь не нужным вещам», «Открытка Zащитнику», «Угости солдата», «Бессмертный полк» (изготовление открыток, поздравление ветеранов, возложение цветов к памятнику).

В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных и исследовательских умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему.

Результатом проделанной работы является защита проектов. Приведу примеры некоторых из них: «Прощай, Азбука!», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», «Золотая осень», «Орнаменты на посуде». Дети с большим удовольствием участвуют в создании совместных проектов.

Метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ. Ребята охотно участвуют в научно-исследовательских конференциях, защищают свои работы и получают призовые места.

В своей воспитательной работе я применяю такие методы, как экскурсии, походы, посещение библиотеки, встречи с известными людьми. Приведу примеры .

Посещение Воронежского зоопарка, музея военной техники, посещение монастыря, музея и конезавода в Павловском районе, встреча с известным художником, посещение Калачеевского музея.

Большой вклад в развитие и воспитание современного ребёка вносит участие в различного рода конкурсах. Таких как: «В объективе детство», «Мы за здоровый образ жизни», «Семейная школа безопасности», «XII век глазами детей», «Моя семейная реликвия», «Дорогами Победы»., «Край мой прекрасен весною и летом». Участие в таких конкурсах приобщает детей к здоровому образу жизни, развивает интерес к истории и красоте не только своей Малой Родины, но и России в целом, воспитывает уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ.

Взаимодействие с родителями.

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.

Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

В своей работе использую такие формы работы с родителями, как родительские собрания (на собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива), индивидуальные беседы, привлекаю их к участию в семейных конкурсах, таких как, «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурс фотографий и эссе «Моя семья – счастливые моменты»(, «Каникулы в кругу семьи» (приготовление любого блюда с участием всех членов семьи). Совместное участие в конкурсах детей и родителей объединяет семью, помогает вспомнить важные моменты, события из их жизни.

Участие родителей в проведении школьных совместных мероприятий, в роли сказочных персонажей на праздниках имеет большое значение в воспитании детей. Я считаю, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.

Привлекаю родителей к созданию детского портфолио. Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей.

Их помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам. «Портфолио» ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях .

Разделы портфолио:

Титульный лист (дополнительные сведения о родителях)

Моя учёба

Моё творчество

Мои впечатления

Мои достижения

Не менее важен для меня диалог с родителями, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка так как цель у меня с родителями одна: это формирование прежде всего всесторонне-развитого, грамотного, успешного и уверенного в себе человека.


Вывод: хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном и правильном подборе нескольких, не противоречащих методов обучения и воспитания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!