Для развития УУД я активно внедряю в образовательный процесс деятельностные технологии - проблемное обучение, проектная деятельность, информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие и игровые технологии, которые помогают эффективно и успешно учащимся усваивать программный материал, а самое главное переживать радость познания и стремиться к неизведанному. Используя личностно-ориентированные технологии, стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным и был уверенным в своих собственных силах. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Познавательные действия
Реализуя на своих уроках системно-деятельностный подход, я понимаю, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. При введении нового материала моя задача заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Свои уроки я строю с учетом нового педагогического инструмента – обнаруживая недостаточность знаний, в процессе создания проблемной ситуации, открываем новый способ (алгоритм) действия.
Таким образом создаю проблемную ситуацию со столкновением мнений учащихся. Классу предлагаю практическое задание по новой теме, т.е. в буквальном смысле предъявляю требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать».
Более частыми формами создания проблемной ситуации мною используются групповая и парная работа: даю практическое задание на новый материал по группам (парам), а затем рабочие записи групп (пар) вывешиваю на доске. Далее идёт «выдвижение проверка ошибочной гипотезы».
Также на своих уроках я использую обучение на основе создания «Учебных ситуаций». Такие знания удерживаются наиболее прочно т.к. в процессе своей практической работы дети сами приходят к выводам и обобщениям, имеющим теоретическое значение.
Этому же способствует технология критического мышления.
Приёмов этой технологии достаточно много. В своей работе я опираюсь на те, которые считаю более целесообразными и продуктивными на уроках.
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Приём “Лови ошибку”
Приём «Кластер»
Приём “Игровая цель”
Физкультминутка «да/нет»
Прием «Привлекательная цель»
Эти приёмы тесно взаимосвязаны с информационными технологиями, способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. В моем классе имеется «мобильный компьютерный класс», который позволяет вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ как на уроках так и во внеурочной деятельности в курсе «Я- исследователь» способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала.
Уровень познавательного интереса на своих уроках считаю достаточно хорошим. На уроках стараюсь активно взаимодействовать с учащимися, опираясь на психологические особенности каждого ребёнка, поощряю самостоятельность, оригинальность, создаю «ситуации успеха», стимулирую через похвалу и беседы с родителями. В целях формирования развития познавательных, творческих способностей учащихся на уроках применяю видеоматериалы, слайды, фонограмму, аудиозаписи, делаю презентации.
Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Создавая презентацию к уроку добавляю эффект необычности, неожиданности - анимация, звук, игра. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, повышают творческие способности ребёнка.
Кроме того применение данных технологий помогают учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты, а значит формировать и регулятивные действия.